Сегодня мы хотим обсудить с вами тему качества и эффективности консультаций в сфере ментального здоровья.
Есть исследования, которые доказывают, что эффективность психотерапии и консультирования зависит от сочетания факторов. Безусловно, очень важна квалификация специалиста, уровень его знаний и компетенций. Важно соблюдение профессиональных и этических стандартов.
На что еще следует обратить внимание - особенно, если предыдущий опыт обращения за психологической помощью - не очень большой (или был неудачным в прошлом)?
Нам кажется, что вопросы ЧЕК-ЛИСТА, размещенные ниже, могут быть полезны для оценки процесса и результатов работы с психологом/психотерапевтом (далее в тексте = специалист):
1. Комфортно ли мне/нам в контакте с этим специалистом?
2. Есть ли у меня ощущение, что специалист слушает и слышит всех участников встречи (и взрослых, и детей)?
3. Воспринимает ли он мои/наши жалобы достаточно серьезно?
4. Есть ли ощущение, что вопросы, которые задает специалист, имеют за собой логику и смысл? Помогают ли они лучше «разложить по полочкам» то, что беспокоит?
5. Есть ли ощущение хорошего баланса между тем, сколько говорю я (и члены моей семьи), и сколько говорит на встрече специалист?
6. Соблюдает ли специалист профессиональные границы в контакте? (= обозначает ли принятые этические нормы? Объясняет ли причины, по которым, к примеру, он не может иметь никаких иных с нами отношений, например, дружеских?)
7. Адекватно и уместно = не избыточно ли делится специалист личной информацией?
8. Соблюдает ли специалист правила хранения персональных данных и другой конфиденциальной информации?
9. Обсуждаем ли мы на встречах именно те сложности, которые мы хотим решить?
10. Есть ли у нас согласованность в том, что является целями совместной работы?
11. Предлагает ли специалист обсуждать вопросы и сложности вместе с членами моей семьи?
12. Учитывает ли специалист мнение моих близких (партнера, родителей, других родственников) при обсуждении методов решения ситуации?
13. Помогает ли специалист выработать общую позицию между членами семьи (например, если исходно папа и мама по-разному видят сложности у ребенка)?
14. Предлагает ли специалист варианты того, как можно прийти к решению поставленных задач?
15. Объясняет ли специалист свои действия или идеи?
16. Обсуждает ли варианты методов и приемов, которые могут быть полезны?
17. Опирается ли специалист в своей работе на проверенные, научно-обоснованные данные?
18. Слышит ли специалист обратную связь (например, если мне/нам что-то не нравится)?
19. Готов ли специалист признавать ошибки?
20. Не пытается ли специалист навязать лишние услуги (например – избыточное количество или частоту встреч)?
21. Готов ли специалист менять стратегию или предлагать другие варианты, если нет прогресса?
22. Есть ли ощущение/ уверенность, что специалист заинтересован в прогрессе и решении именно наших проблем?
23. Предлагает ли специалист дополнительные материалы или ресурсы (если я/мы этого хотим)?
24. Есть ли у меня/ нас ощущение, что специалист искренне хочет помочь и ему «не все равно»?
25. Есть ли ощущение, что специалист эмоционально устойчив, и может «выдерживать» разные сложные темы, мои/ наши реакции, поведение и чувства??
26. Звучит ли специалист в своих рекомендациях корректно, уважительно бережно (= не категорично, не снисходительно, не пренебрежительно)?
27. Есть ли у меня ощущение, что специалист уважает выборы и решения моей семьи (= не давит, не склоняет к тем или иным вариантам)?
28. Избегает ли специалист критики, оценочных суждений про меня/нас и нашу жизнь?
29. Обозначает ли специалист границы своих компетенций (= готов направить к другому специалисту, если это полезнее для решения задачи)?
30. Есть ли ощущение, что после встреч со специалистом у меня/у нас появляется больше уверенности в своих силах? Больше идей о том, что можно самим делать со сложностями? Более объемный взгляд на ситуацию? Больше методов и способов, чтобы справляться со стрессом?
----
Ваш ИИСТ - забота о себе, детях, парах и всей семье
https://familyland.ru/