Найти в Дзене

— Хватит! Мало того, что я устроилась работать, ещё и новогодний ужин весь на мне для твоих друзей? — взорвалась Наталья.

Наталья устало брела домой после смены в супермаркете. Ноги гудели - за день она наносилась между кассой и залом так, что к вечеру еле передвигалась. Раньше она и представить не могла, что обычная работа кассиром может быть такой изматывающей. Но жизнь внесла свои коррективы - после того как у Сергея на работе начались проблемы и зарплату урезали почти вдвое, ей пришлось срочно искать работу.

"Господи, только бы добраться до дивана и лечь", - думала она, поднимаясь по лестнице на четвертый этаж. Но едва Наталья открыла дверь квартиры, как её встретил радостный голос мужа:

"О, ты наконец-то! А я тут как раз всех обзвонил - в этом году Новый год празднуем у нас! Костик с Леной придут, Витька с Мариной, Петровы всей семьей обещались... Человек десять-двенадцать будет, не больше!"

Наталья замерла на пороге, не веря своим ушам.

"Что значит - празднуем у нас? Ты о чем вообще?" - тихо спросила она, медленно стягивая сапоги.

"Ну как о чем? Новый год же! Как обычно соберемся все вместе, посидим, повеселимся", - беззаботно ответил Сергей, не замечая, как меняется лицо жены.

"Как обычно?" - Наталья почувствовала, как внутри закипает злость. "То есть я, как обычно, должна наготовить на всю эту ораву? После работы? А ты не подумал спросить меня, хочу ли я этого?"

"Наташ, ну чего ты завелась? Мы же каждый год так отмечаем. Ты всегда прекрасно со всем справлялась", - пожал плечами Сергей.

"Да, справлялась! Когда сидела дома и могла спокойно готовиться к празднику! А теперь я работаю, если ты не заметил! У меня смены по 12 часов, я домой еле ноги волоку, а ты тут устраиваешь банкет!"

"Ну хватит драматизировать", - поморщился Сергей. "До Нового года еще неделя, все успеешь. Не в первый раз же".

"Ах, не в первый раз?" - Наталья швырнула сумку на пол. "Тебе легко говорить - пришел, сел за стол, поел. А кто все это готовить будет? Кто будет закупать продукты? Кто будет стоять у плиты сутками?"

"Наташа, ну успокойся. Что ты такую трагедию устраиваешь? Подумаешь, приготовить надо..."

"Нет, это ты послушай!" - Наталья подошла к мужу вплотную. "Я не буду готовить на толпу твоих друзей! Не буду стоять у плиты после работы! Хочешь праздновать - готовь сам!"

Сергей недоуменно смотрел на жену, не понимая причин её бурной реакции.

"Наташ, ты что, серьезно? Как это - не будешь готовить? А что я гостям скажу?"

"А что ты им скажешь? Скажи правду - что твоя жена теперь работает, устает и не может, как раньше, обслуживать всю вашу компанию!"

"Да при чем тут обслуживать?" - возмутился Сергей. "Это же наши друзья! Мы всегда вместе праздновали!"

"Да, праздновали! Когда я могла спокойно готовиться неделями! А сейчас у меня нет на это ни сил, ни времени!"

Наталья прошла на кухню и начала яростно греметь посудой, доставая себе тарелку для ужина. Сергей пошел следом.

"Слушай, ну не устраивай истерику. Что тебе, сложно что ли? Ну подумаешь, оливье сделать, салатов нарезать..."

"Ах, подумаешь!" - Наталья резко развернулась к мужу. "Ты хоть представляешь, сколько всего нужно приготовить на двадцать человек? Это не просто оливье! Это десять салатов минимум, горячее на всех, закуски... И все это после работы!"

"Ну так возьми отгул на тридцатое", - предложил Сергей.

"Отгул? Серьезно?" - Наталья горько рассмеялась. "Я только устроилась, какой отгул? Да и платить за него никто не будет. А нам, если ты забыл, каждая копейка нужна!"

"Ладно, хватит", - поморщился Сергей. _"Что ты делаешь из мухи слона? Всегда готовила, и сейчас приготовишь. Не переломишься".

"Значит, так?"_ - тихо спросила Наталья. "Не переломлюсь? А ты не думал, что я уже сломалась? Что я прихожу с работы никакая, что у меня все болит, что я спать хочу, а не у плиты стоять?"

"Господи, ну устроилась на работу, великое дело! Подумаешь, я вот всю жизнь работаю - и ничего, не жалуюсь".

"Да, ты работаешь! А кто тебе все эти годы создавал условия? Кто готовил, стирал, убирал? Кто детей воспитывал, пока ты деньги зарабатывал? Я! И теперь, когда я тоже работаю, ты считаешь, что я должна все так же тащить на себе весь дом?"

Сергей раздраженно махнул рукой:

"Знаешь что? Мне надоел этот цирк. Я уже всех пригласил, и праздновать мы будем здесь. А ты как хочешь - хочешь готовь, хочешь не готовь. Но позориться перед друзьями я не собираюсь".

С этими словами он вышел из кухни, оставив Наталью в полном бешенстве. Она смотрела ему вслед и чувствовала, как внутри все клокочет от злости и обиды. Неужели он совсем не понимает, как ей тяжело?

На следующее утро Наталья проснулась разбитой. Голова гудела после вчерашней ссоры, а впереди был очередной тяжелый рабочий день. Сергей уже ушел на работу - она слышала, как он собирался рано утром, но даже не вышла попрощаться.

В магазине было особенно суматошно - предновогодний ажиотаж набирал обороты. Покупатели сметали с полок все подряд, очереди на кассах не заканчивались. К концу смены у Натальи тряслись руки от усталости.

"Наташ, ты сегодня какая-то сама не своя", - заметила её коллега Марина, когда они переодевались в подсобке. "Случилось что?"

"Да муж вчера выдал..." - Наталья начала рассказывать про вчерашний конфликт.

"И представляешь, он даже не спросил меня! Просто поставил перед фактом - готовь на двадцать человек!"

"Вот мужики!" - покачала головой Марина. "Им лишь бы с друзьями посидеть, а о жене кто подумает? Ты бы видела, как мой благоверный в прошлом году удивился, когда я ему сказала посчитать, во сколько нам праздничный стол обошелся!"

"А мой даже не задумывается об этом", - вздохнула Наталья. "Для него это все само собой разумеется - жена должна готовить, жена должна убирать... А то, что я теперь тоже работаю - это мелочи, не стоящие внимания".

"Слушай, а может, правда не готовить?" - предложила Марина. "Пусть сам крутится. Или закажут что-нибудь готовое".

"Да он уже заявил - готовь, не готовь, а гости придут. И что мне делать? Опозориться перед всеми?"

"А почему ты должна об этом думать? Пусть он думает - он же пригласил!"

Дома Наталью ждал новый сюрприз. На кухонном столе лежал список продуктов, написанный почерком мужа: "Купить: картошка 5 кг, морковь 2 кг, яйца 40 шт, колбаса докторская 2 кг, майонез 3 банки..."

"Нет, вы посмотрите на него!" - возмутилась Наталья вслух. "Он еще и список составил! А деньги на все это где?"

Словно в ответ на её вопрос, рядом со списком лежала пятитысячная купюра. Наталья схватила список и деньги и решительно направилась в комнату, где Сергей смотрел телевизор.

"Это что такое?" - спросила она, потрясая бумажкой перед его носом.

"Список продуктов для праздника", - невозмутимо ответил Сергей. "Что не так?"

"Что не так? Ты издеваешься? Ты думаешь, на пять тысяч можно купить все это? Да за одни яйца сейчас больше тысячи отдать надо!"

"Ну значит, купи что сможешь", - пожал плечами Сергей. "Не обязательно все сразу".

"А готовить все это когда? По ночам?" - Наталья чувствовала, что снова закипает.

"Наташ, ну хватит уже! Что ты как маленькая? Всегда же справлялась!"

Это была последняя капля.

Наталья скомкала список и швырнула его вместе с деньгами на диван.

"Нет, это ты послушай меня внимательно!" - она встала перед мужем, уперев руки в боки. "Я не буду готовить! Вообще ничего не буду! Хочешь праздновать - готовь сам! Или заказывай еду, или делай что хочешь, но меня не трогай!"

"Да что с тобой такое?" - Сергей наконец оторвался от телевизора. "Ты себя слышишь вообще? Как это - не будешь готовить? А что гости есть будут?"

"А это уже твои проблемы!" - отрезала Наталья. "Ты их пригласил, ты и думай! Знаешь, сколько я потратила сил и денег на прошлый Новый год? Восемь тысяч на продукты, три дня у плиты, а потом еще неделю объедки выбрасывала! И все ради чего? Чтобы твои друзья могли напиться и наесться за наш счет?"

"При чем тут напиться? Мы же всегда..."

"Да, всегда! Но теперь все будет по-другому! Я работаю наравне с тобой, если ты не заметил! И готовить на всю твою ораву больше не собираюсь!"

Сергей вскочил с дивана:

"Знаешь что? Ты меня достала! Я двадцать лет семью тянул, чтобы ты могла дома сидеть! А теперь, когда немного денег не хватает, ты устроилась на работу и строишь из себя мученицу!"

"Ах, значит так?" - прищурилась Наталья. "То есть я, по-твоему, все эти годы на курорте была? Дом, дети, готовка, уборка - это все ерунда? А теперь я еще и работаю, но должна все также быть твоей кухаркой?"

"Да при чем тут кухарка? Это наши друзья, наша традиция! Мы каждый год собираемся!"

"Вот и собирайтесь! Но без меня! Я в этом году пасую - нет сил, нет желания, нет возможности! И если тебе так важны друзья - иди к ним в гости! Или зови их и корми сам!"

Сергей покраснел от злости:

"Значит, так? Ты решила все разрушить? Наши отношения с друзьями, наши традиции?"

"Нет, это ты все рушишь!" - выкрикнула Наталья. "Своим эгоизмом, своим нежеланием понять, что я тоже человек! Что у меня тоже есть силы и возможности! А знаешь что? Я вообще к маме на Новый год уйду! Празднуй тут со своими друзьями как хочешь!"

"Только попробуй!" - угрожающе произнес Сергей. "Только попробуй опозорить меня перед всеми!"

"А то что? Что ты сделаешь?" - Наталья вызывающе посмотрела на мужа. "Накажешь меня? Или заставишь готовить силой?"

В доме установилась тяжелая, гнетущая атмосфера. Сергей и Наталья практически перестали разговаривать, общаясь только по необходимости. Каждый вечер Наталья возвращалась с работы измотанная, молча ужинала и уходила в спальню. Сергей демонстративно спал на диване в гостиной.

До Нового года оставалось четыре дня. Телефон разрывался от звонков друзей, обсуждающих предстоящий праздник.

"Наташ, ты как обычно оливье сделаешь?" - радостно щебетала в трубку Марина, жена Витьки. "В прошлом году такое вкусное было!"

"Извини, в этом году не получится", - сухо ответила Наталья.

"Как это? А что так?"

"Спроси у Сергея. Это он у нас главный организатор".

В тот же вечер разговор с Сергеем завел его лучший друг Костик:

"Слушай, Серый, а что там у вас происходит? Наташка какая-то странная по телефону..."

"Да дурит она!" - раздраженно ответил Сергей. "Заявила, что готовить не будет. Представляешь?"

"А чего так?"

"Да говорит - устает на работе. Подумаешь, устроилась кассиршей и теперь строит из себя невесть что!"

"Слушай, ну может она правда устает? Моя Ленка когда на работу вышла, тоже первое время как зомби была..."

"Да ладно тебе! Что там уставать - на кассе сидеть? Это не мешки ворочать!"

Наталья, проходившая мимо комнаты, услышала этот разговор. Внутри все перевернулось от обиды. Значит, вот как он оценивает её труд?

На работе она еле сдерживала слезы. Очередной покупатель устроил скандал из-за цены на мандарины, требуя позвать администратора. Руки дрожали, голова раскалывалась.

"Наташ, может тебе выходной взять?" - участливо спросила Марина. "Ты совсем никакая".

"Нельзя мне выходной", - покачала головой Наталья. "Я же на испытательном сроке. Да и деньги нужны..."

Вечером, придя домой, она обнаружила на кухне гору грязной посуды и следы кулинарных экспериментов мужа.

"Это что такое?" - спросила она в пустоту.

"А это я пытался салат приготовить", - донесся из комнаты голос Сергея. "Раз уж ты отказываешься..."

Наталья заглянула в холодильник. Там стояла миска с чем-то отдаленно напоминающим оливье.

"И как, получилось?" - съязвила она.

"Да пошла ты!" - огрызнулся Сергей. "Сама же не хочешь готовить! Вот я и пробую!"

"А убрать за собой пробовать не будешь?"

"Знаешь что? Достала! Я тут стараюсь, пытаюсь что-то сделать, а ты..."

"А я что? Я просто спросила про бардак на кухне!" - Наталья обвела рукой разгромленное помещение. "Ты хоть представляешь, как это все отмывать придется?"

"Ну так отмой!" - рявкнул Сергей. "Все равно делать ничего не хочешь!"

"Ах вот как?" - Наталья подошла к раковине, где громоздилась гора грязной посуды. "Значит, готовить я не должна, а убирать за тобой обязана?"

Она взяла тарелку и с грохотом поставила её на стол: "А может, все-таки сам уберешь? Раз уж взялся готовить!"

"Да пошла ты знаешь куда?" - Сергей вскочил с дивана. "Я тут пытаюсь спасти положение! Пытаюсь что-то сделать для праздника! А ты только критиковать умеешь!"

"Спасти положение?" - Наталья истерически рассмеялась. "Ты посмотри на эту кухню! На этот твой "салат"! Ты реально думаешь, что сможешь накормить этим двадцать человек?"

"По крайней мере, я пытаюсь! А не строю из себя обиженную принцессу!"

"Принцессу?" - Наталья почувствовала, как внутри все закипает. "Ну-ка, иди сюда!"

Она схватила мужа за руку и потащила к раковине: "Смотри! Вот это все надо перемыть! Потом прибрать всю кухню! А завтра с утра на работу! И так каждый день! А ты говоришь - принцесса?"

"Отстань от меня!" - Сергей вырвал руку. "Я не собираюсь выслушивать твои истерики! Хочешь быть эгоисткой - будь! Но потом не жалуйся, что осталась одна!"

"Это я эгоистка?" - Наталья схватила миску с его "шедевром". "Да ты на себя посмотри! Ты даже не спросил меня, смогу ли я все это приготовить! Просто поставил перед фактом! И теперь я виновата?"

"Поставь миску!" - предупреждающе сказал Сергей.

"А то что? Ударишь?" - Наталья вызывающе посмотрела на мужа. "Давай, покажи, какой ты мужик! Или может вот это попробуешь?"

И она вывалила содержимое миски прямо на пол.

"Ты... ты..." - Сергей задыхался от ярости. "Да как ты посмела?"

"А вот так!" - крикнула Наталья. "Надоело! Все надоело! И твой эгоизм, и твои друзья, и этот чертов Новый год!"

В дверь позвонили. На пороге стояла соседка, баба Вера.

"Что у вас тут происходит?" - взволнованно спросила она. "Я уже полчаса слушаю ваши крики! Может, полицию вызвать?"

"Не надо полицию", - устало ответила Наталья. "Все нормально, Вера Петровна. Просто... семейный разговор".

"Какой там разговор!" - вмешался Сергей. "Моя жена просто с ума сошла! Весь праздник решила испортить!"

"А может, это ты с ума сошел?" - повернулась к нему Наталья. "Вера Петровна, представляете - он пригласил кучу гостей на Новый год, а я должна готовить после работы! А когда я отказалась - устроил этот балаган!"

Баба Вера неодобрительно покачала головой: "Сергей, ну как же так? Наташа же работает теперь... Я вижу, как она уставшая приходит".

"Вот только вы не начинайте!" - махнул рукой Сергей. "У нас традиция! Мы каждый год собираемся!"

"Традиция!" - передразнила Наталья. "А о жене подумать - это не традиция? Вон, полюбуйтесь, что он на кухне устроил! Типа готовить пытался!"

Баба Вера заглянула на кухню и ахнула: "Господи, да тут как после бомбежки! И это все ты, Сергей, наделал?"

"Да что вы все на меня накинулись?" - взорвался Сергей. "Я что, не имею права друзей пригласить? В своем доме не могу праздник устроить?"

"Можешь!" - крикнула Наталья. "Но готовь тогда сам! Или закажи еду! Или пусть твои друзья что-нибудь принесут! Почему я должна надрываться?"

"Потому что ты жена!"

"А ты муж! И что? Это дает тебе право распоряжаться моим временем и силами?"

Баба Вера растерянно переводила взгляд с одного на другого: "Да успокойтесь вы! Что за крик? Может, и правда, стоит как-то по-другому праздник организовать? Зачем ругаться-то?"

"А вот пусть она извинится!" - упрямо сказал Сергей. "За то, что салат на пол выкинула! За то, что друзей обидела!"

"Ах, значит так?" - Наталья схватила сумку. "Знаешь что? Я к маме! А ты тут развлекайся со своими друзьями! И можешь не звонить мне!"

31 декабря наступило неотвратимо. Наталья действительно ушла к матери, не отвечая на звонки мужа. На работе она взяла двойную смену - все равно праздновать не собиралась.

Сергей метался по квартире, не зная, что делать. Друзья один за другим звонили, спрашивали про праздник.

"Серый, ну как там? Все в силе?" - интересовался Костик.

"Да какой праздник..." - мрачно отвечал Сергей. "Наташка ушла. На кухне бардак. Я даже не знаю, что делать".

"Слушай, может отменим? Или у нас посидим?"

"Да неудобно как-то... Я же всех позвал".

К вечеру стало ясно, что праздника не будет. Сергей обзвонил всех друзей, извинился, соврал что-то про болезнь. Костик все-таки приехал - с бутылкой коньяка и пакетом еды из ресторана.

"Ну и дурак ты, Серега", - говорил он, разливая коньяк. "Я же тебе сказал - она реально устает. Моя Ленка тоже поначалу не могла привыкнуть к работе. А ты со своими гостями..."

"Да понял я уже", - вздохнул Сергей. "Только поздно. Она теперь даже трубку не берет".

В это время Наталья сидела у мамы на кухне, помогая резать салат.

"И правильно сделала, что ушла", - говорила мама. "Совсем мужики обнаглели - думают, жена им все должна".

"Знаешь, мам", - задумчиво сказала Наталья. "А ведь я не хотела уходить. Просто хотела, чтобы он понял, как мне тяжело. А он даже не попытался".

В полночь они чокнулись бокалами с шампанским. Телефон Натальи молчал - Сергей так и не позвонил поздравить.

Праздник был безнадежно испорчен. Но может, это и к лучшему? Может, иногда нужно дойти до края, чтобы понять - что-то пошло не так? Вот только поймет ли это Сергей? И захочет ли что-то менять?

Наталья смотрела в окно на праздничный салют и думала, что ничего уже не будет как прежде. И может быть, это правильно. Потому что иногда нужно разрушить старое, чтобы построить что-то новое. Или не построить вовсе...