Середина XIX века - время, когда носили пышные юбки, впечатлявшие и современников, и потомков. Эпоха кринолинов! Однако... к этой моде шли постепенно, и на этом пути было немало вех.
Итак, что делали дамы, чтобы юбки их были попышнее?
Носили довольно много нижних юбок, и их количество колебалось от трёх до шести, а порой и больше - в зависимости от времени года и желаемого эффекта.
Подкладывали сзади пониже маленькие подушечки, чтобы была "совершенная бель фам".
Нижние юбки могли укреплять - крахмалить, прокладывать шнурами, пришивать к подолу валики, набитые конским волосом или ватой.
Использовали жёсткую ткань с конским волосом ("кринолин", да!). Можно было нашить несколько таких полосок на подол нижней юбки, а то и целиком юбку из неё сшить.
Словом, все средства хороши, чтобы сделать платье пышным! Но хотелось ещё, ещё пышнее, и всего вышеупомянутого было мало...
На сцену вышли изобретатели, которые увидели запрос на, так сказать, поддержку юбок, и начали экспериментировать. Как мы с вами понимаем, в массовое производство и массовое использование может уйти что-то по-настоящему удобное и в изготовлении, и в ношении. Так что многое из того, до чего додумывались смелые экспериментаторы, сегодня кажется этаким курьёзом в истории моды...
Использовалось всё. Резина, надувные трубки, китовый ус, лоза. Например, в 1849 запатентовали конструкцию из деревянных планок и резиновых трубок – получилась эластичная и гибкая конструкция. Мой любимый вариант относится к 1856, когда был получен патент на конструкцию из воздухонепроницаемой ткани "с маленьким отверстием чтобы вставлять туда носик маленьких мехов (кузнечных) и надувать конструкцию, и большим отверстием, через которое воздух будет выходить, когда человек садится".
Что-то действительно начали выпускать, но оно не оправдало ожиданий. Надувные конструкции легко повреждались, да и пахли они не очень хорошо, поскольку в производстве резины использовалась сера. А гуттаперчевые конструкции были чуть более жёсткими, хорошо держали форму в статике... но в каркасе для юбок нужна упругость, а вот её-то как раз и не хватало, и если они сминались, то не возвращались к первоначальной форме.
Вспомнили и изобрели заново вертюгали и фижмы былых эпох. Так, например, в 1855 один из модных журналов писали: «Для того чтобы поддержать огромную окружность, которую сегодня требует преувеличенная «округлость» платьев, нижних юбок из кринолина недостаточно, и некоторые делаются с пятью рядами косточек из тонкого, гибкого китового уса, которые вшиваются от подола до колен». Были и эксперименты со сталью – то есть те самые косточки могли быть не из китового уса, а из стали.
В общем, за пышные платья сражались, как могли!
И вот только уже во второй половине 1850-х появится новая конструкция. Уже не полоски стали, вшитые в юбку из ткани, а полоски стали, соединённые идущими вертикально полосками ткани. Скелетные юбки, "кажи" (от "cage" - клетка), "искусственные кринолины", кринолины-клетки. Bp[ со временем усовершенствовали, и стальные полоски уже не просто плотно крепились к полоскам ткани, а проходили через небольшие отверстия в них.
И вот такие гибкие конструкции и позволили делать юбки необъятно-огромными. Но, как видим, пришли к этому не сразу!
P.S. На моём канале по истории моды и костюма мы раскрываем секреты старинных нарядов!