Среди граждан Прибалтики редко можно встретить тех, кто настроен по отношению к России положительно. Так было всегда: даже период советской власти.
Анне Вески – певица с эстонскими корнями, заслуженная артистка Эстонской ССР. Несмотря на свое происхождение, она всегда относилась к России с любовью и благодарностью. Это не удивительно, ведь популярность она обрела в Советском Союзе.
Жизнь блистающей артистки была сложной. Трудности преследуют ее и сегодня – в основном как раз из-за эстонского происхождения.
Начало пути
В небольшом городе Рапла в Эстонии жила семья Ваарман. Ильмар был водителем, а его жена Эллен работала продавщицей в галантерейном магазине. В 1952 году у пары родился сын Мати, а спустя еще четыре года – дочь Анне.
Ильмар и Эллен были очень творческими людьми. В свободное время оба они пели в хоре и играли на народных инструментах. Страсть к музыке перешла к детям: как только Анне исполнилось семь лет, она изъявила желание поступить и в музыкальную школу, чтобы в совершенстве научиться играть на фортепиано.
В магазине, где работала Эллен, продавалась кожа, галантерея и парфюмерия. Все это производило на Анне невероятное впечатление. Однажды, попробовав французские духи, девочка решила, что на свете нет профессии лучше, чем заведующая галантерейным магазином. Они ведь могут менять финские сапоги на парфюм, пользуясь служебным положением.
Брат Анне был участником школьного вокально-инструментального ансамбля. Когда девочка закончила девятый класс, он взял ее к себе. Поначалу она играла на клавишных – все-таки за плечами музыкальная школа. Но постепенно начинала петь. Выходило хорошо, так что за год Анне стала солисткой ансамбля.
Кстати, Анне еще и подрабатывала в ЗАГСе – сопровождала церемонии бракосочетания вальсом Мендельсона. Зарабатывала рубль в день.
Ансамбль, в котором состояла Анне с братом, был гораздо более популярным, чем другие школьные объединения. Летом они давали концерты в городах. Благодаря этому Вески смогла к окончанию школы осуществить свою мечту – увидеть столицу Эстонии. Там она и осталась, поступив на экономический факультет Таллинского политехнического института.
Родители и брат Анне были удивлены. Сама же девушка отчего-то была уверена, что если она закончит консерваторию, то у нее не останется выбора, кроме как стать учителем музыки. В школе она была отличницей, все давалось легко – в таком случае совершенно не важно, куда поступать, решила Вески.
Музыка
Отказываться от занятий музыкой Анне не собиралась и вступила в ансамбль своего вуза. Во время одного из выступлений ее заметили представители эстрадной студии «Мобиле». Так певица познакомилась с Уно Лоопом, известным эстонским певцом. Они сильно сдружились, и Уно начал заниматься вокалом Анне.
После института певица была обязана отработать три года на табачной фабрике. Но Эстонская филармония подала ходатайство, по которому Вески была освобождена от этой необходимости и обременена новой – работой в ВИА «Мобиле».
Анне не переставала совершенствовать свой талант. Во-первых – она занималась пением с Уно. Во-вторых – смогла договориться с легендой эстонского варьете Калью Саареке, чтобы тот улучшил ее навыки сценических движений. Ну и в-третьих - регулярно посещала студию Эстонской филармонии. Все эти старания принесли певице ошеломительный результат.
Молодая, харизматичная и без меры талантливая Анне в 1980 году стала участницей группы «Витамин». Первая же песня, выпущенная коллективом, принесла успех. «Королева розового сада» стала абсолютным хитом.
Тогда же Вески снялась в музыкальном фильме «Снежные напевы». Специально для участия в картине она написала песню «Прости», которая прославила Анне как самостоятельного исполнителя. Это стало для певицы поводом раз и навсегда покинуть ансамбли. Ее первый сольный концерт состоялся в этом же году - в Московском эстрадном театре.
Так об Анне Вески узнали все. На следующий день после ее сольного выступления газеты пестрили заголовками об эстонской певице, которая поразила слушателей и согрела их сердца. Спустя всего год девушку признали эстрадной певицей года в СССР.
В Советском Союзе Анне знали и любили все. Без нее не обходился ни один «Голубой огонек», всегда ждали на «Песне года». В 80-е она была ошеломительно успешна – почти как Алла Пугачева или София Ротару.
Чем Анне обязана первому мужу
Пожалуй, все хорошее, что оставил в жизни Анне ее бывший муж – это фамилия Вески, ставшая брендом, дочь Керли и тексты песен, осевшие в сердцах миллионов. Отношения с Яаком – самая непростая часть жизненного пути артистки.
Яак Вески был сокурсником Анне. Он писал стихи, которые очень впечатляли девушку – позднее она сделала из них свои первые хиты. Предложение Анне юноша сделал в 1977 году, тогда же и сыграли свадьбу. Денег не было, но праздник получился шумным и веселым – спасибо толпе друзей-студентов.
Для Яака яркая карьера жены была невыносимой. Когда Анне находилась на пике славы, они были вместе уже много лет и воспитывали дочь, однако доверия между супругами не было – только ревность.
Кстати, в ансамбль «Витамин» певицу устроил именно Яак. Такой расклад нравился мужчине – жена занимается любимым делом, при этом весьма скромно, за пределы страны не выезжает и на телевидении не показывается. Удивительно, но первый хит группы, который «расширил гастрольную географию ансамбля», был написан именно Яаком
Господин Вески совсем иначе представлял себе семейную жизнь. Любовь поклонников, гастроли, выступления – все эти аспекты жизни жены разбивали его. Еще будучи молодым, он начал сильно пить, бить жену и «погуливать».
Скандалы в доме не прекращались. Яак частенько поднимал руку на супругу и обвинял в ее том, что она губит их семью. Позже Анне опишет своего мужа, как человека «из породы непризнанных гениев». На ее фоне он потерял себя. Даже спустя много лет женщина вспоминает его стихи как «строчки, идущие от души». В конце концов, они стали популярными не просто так.
Впервые Вески ударил певицу еще задолго до того, как она вышла за него замуж. Это случилось на танцах. Яак заигрывал с незнакомыми девушками на виду у Анне. Ей это не понравилось, началась ссора, в ходе которой мужчина так сильно толкнул будущую супругу, что та упала.
Когда Яак выпивал, он становился очень агрессивным. Однажды вечером он снова вернулся домой пьяным. Анне, стараясь избежать очередного скандала, заперлась в своей комнате. Это разозлило мужчину. Сначала он, неистово крича, стучал в дверь руками и ногами. Для женщины это, конечно, не стала поводом открыть ее. Тогда мужчина схватился за топор.
Певица до последнего не верила, что ее интеллигентный муж способен на такое. Она осознала происходящее, лишь когда лезвие топора пробило дверь. Еще удар – и Яак ворвался бы в комнату, так что Анне выскочила через балконную дверь на крышу. На ее крики о помощи тогда никто не пришел.
Впрочем, помощь и не потребовалась – муж сам быстро осознал, что погорячился. Он умолял Анне не уходить, просил прощения, ползал на коленях – все тщетно. Женщина забрала дочь и уехала из дома, где они жили с Яаком.
«Яак не выдержал, начал пить и вскоре ушел из жизни. Я не держу на него зла, на память о нем мне осталась фамилия, которую знают миллионы людей, и прекрасная дочь Керли», - расскажет артистка позднее.
После развода Анне полностью посвятила себя работе и воспитанию дочери. Она много гастролировала, принимала участие в телевизионных программах и выступала в варьете. Так, на одном из выступлений певица встретила своего второго мужа – Бенно Бельчикова. Мужчина подошел к ней с лестными словами после концерта.
Пара в браке больше тридцати лет. Это счастливая история любви, которая принесла им обоим покой.
Дорога в Россию закрылась
Спецоперация сильно повлияла на карьеру певицы. К сожалению, дорога в Россию для нее теперь закрыта. Но дело здесь вовсе не в политических взглядах: русские коллеги до сих пор описывают Анне, как доброго и неконфликтного человека, который никогда не высказывался плохо о нашей стране.
Концертный продюсер Сергей Лавров считает, что русские зрители потеряли интерес к Анне из-за ее акцента. Некоторые воспринимали ее исполнение, как коверканье русского языка. Впрочем, карьера в России у Вески давно пошла на спад: последние несколько лет она появлялась лишь на сборных концертах – например дискотеке 80-х.
Отсутствие спроса на выступления – основная причина, по которой Анне Вески больше не появляется в Москве. Особенно радикальные националисты в Эстонии по сей день не дают ей спокойно жить, так что возвращаться в Россию – неоправданный риск.
У Вески так и не получилось смириться с негативом, который выливают на нее соотечественники за исполнение песен на русском языке.