А вы до сих пор напеваете советские песни, пока нарезаете новогодние салатики? Мы — да! И, что забавно, среди советских легенд есть свои народные любимчики. Подборку самых-самых мы как раз подготовили для вас: с нас музыка, с вас салатики!
«Три белых коня» из к/ф «Чародеи»
— Это какая-то эстрадная безделица! Да ещё и написана по старым клише, – возмутился режиссёр.
— Да, пожалуй, ты прав — ответил композитор, но в душе ему стало неприятно.
Заслуженный постановщик Константин Бромберг музыку для своего комедийного мюзикла по мотивам повести «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких попросил написать своего друга Евгения Крылатова. «Три белых коня» должны были быть оригинальной песней, не похожей на банальные поп-песенки. И разочарованию Бромберга не было предела, когда музыкант именно это ему и принёс — попсовую безделушку.
Строго говоря, Крылатов и сам от своей работы был не в восторге — мелодия в песне просто обслуживала написанный текст. Но на критику товарища обиделся и решил уволиться. Правда, пока друзья обсуждали работу (по пути сначала на Красную Пресню, а там до самого Белорусского вокзала!), обида ушла. А вместе с ней и строгость суждений Бромберга. Песню в итоге полюбили миллионы зрителей – и любят до сих пор. А композитор с усмешкой заявлял о внезапном успехе:
«”Три белых коня” я вынужден любить, раз все её любят».
«Разговор со счастьем» из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию»
Да это же та самая: «Вдруг как в сказке скрипнула дверь…» — а поёт её в кино вор-домушник Жорж Милославский, ну то есть легенда советского кино Леонид Куравлёв… Или нет?
Вообще-то сразу после премьеры никаких вопросов по поводу исполнителя не было. Композитор Александр Зацепин охотно признавал, что проблем с этой работой не возникло: придумалась песня быстро, записалась удачно. Спел её народный артист РСФСР Валерий Золотухин — между прочим, ещё и голос Остапа Бендера (тоже гайдаевского). Так откуда же на ровном месте случилась путаница?
Дело в том, что в 1977 году в фильме-концерте «Эти невероятные музыканты» актёр Александр Демьяненко (тот самый Шурик) объявил, что «Разговор со счастьем» исполняет Леонид Куравлёв. Технически он, конечно, мог бы и спеть, но вокал никогда не был его гордостью, а вот у Золотухина голос был под стать фамилии — золотой. Так что Гайдай быстро одобрил замену, которую многие зрители пропустили мимо ушей. Историческая справедливость восторжествовала в 1989-ом, когда поклонники уморительной истории про Ивана Грозного смогли, наконец, воочию увидеть исполнение Золотухина.
«Снег над Ленинградом» из к/ф «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
Главный новогодний фильм всея союза — кладезь легендарных песен, песенок и мелодий. Каждый, кто хоть раз мешал оливье, включив «Иронию судьбы» (опять, конечно, с середины), навскидку назовёт несколько. Да и сам Эльдар Рязанов понимал, что этой музыке суждено стать частью культуры — с этим связана забавная история.
Композитор фильма Микаэл Таривердиев рассказывал, что однажды шёл по студии и увидел Рязанова, насвистывающего «На Тихорецкую состав отправится». Режиссёр весело смеялся и убеждал всех окружающих, что эта народная песенка войдёт в его новый фильм про новогодние приключения в Ленинграде. Таривердиев юмора не оценил:
«Что это за разговоры! Это песня не народная, и у неё есть автор. Эта песня моя».
Впрочем, разногласия между композитором и режиссёром были только шуточные, и их прекрасный тандем подарил нам невероятные праздничные сокровища. И хотя все они по-своему хороши, но особой ностальгической магией обладает композиция и вовсе без слов — «Снег над Ленинградом». И сейчас, слушая её, так и хочется всё бросить и махнуть в заснеженный Питер, гулять и немного грустить. А вам?
«Пять минут» из к/ф «Карнавальная Ночь»
«На народные деньги по отвратительному сценарию юноша, считающий себя режиссёром, снимает пошлую комедию с оглупляющими песенками!»
Невероятно, но в далёком 1956-ом именно такой критический отзыв вышел о ещё не оконченной картине «Карнавальная ночь», первом полноценном художественном фильме Эльдара Рязанова. Виной тому — кутерьма на съёмках. Проект был сложный, с музыкальными номерами, большим количеством актёров.
Директор «Мосфильма» и живая кинолегенда Иван Пырьев предложил многообещающему постановщику Рязанову сценарий, который уже несколько лет лежал мертвым грузом на полке, и снять по нему новогоднюю комедию. Пырьев был настойчив и сразу сказал, что не примет отказа. Фонтанирующий идеями Рязанов ему очень нравился (в будущем он порвёт аж 4 его заявления на увольнение!), и мэтр взял на себя создание песен. Пырьев заказывал подходящие для истории мелодии и тексты, а Рязанову оставалось продумать номера.
В частности, этот тандем породил гениальную идею про 5 минут до полуночи. Анатолий Лиепиньш написал музыку, Владимир Лившиц — стихи, а художники-постановщики смастерили гигантский будильник. Всё это оказалось долго, дорого и сложно, и в конечном итоге Рязанов вышел далеко за рамки бюджета. Собравшийся по такому случаю худсовет раскритиковал пылкого дебютанта, а в прессу просочился тот самый нелестный отзыв о бесталанном растратчике. К счастью, переснять «Пять минут» и закончить фильм режиссёру всё-таки разрешили. Иначе что бы мы сейчас напевали в последние минуты уходящего года?
«Песенка о медведях» из к/ф «Кавказская пленница»
— Песня для Нины обязательно должна быть! — безапелляционно решил Гайдай ещё до начала съёмок.
— Я-то только за, но что за песня? И петь кто будет?
То ли задание от режиссёра было не слишком понятным, то ли Гайдая успела избаловать собственная творческая независимость. «Песенку о медведях» композитор Александр Зацепин и поэт Леонид Дербенёв написали в рекордные сроки, но она режиссёру не понравилось. Причём не только ему.
Гайдая не удовлетворила музыка — причём чуть ли не до увольнения Зацепина. За композитора вступились актёры и всё тот же Пырьев (известный благодетель талантов!), и в итоге Гайдай худо-бедно согласился. А Дербенёву за его работу тоже прилетела критика — но уже от цензоров.
— Почему у вас в летней истории белые медведи? Почему Арктика? Почему они чешутся? У них что, блохи?
— Такая творческая задумка. Блох уберём.
Художника обидеть может каждый, но в этом случае к компромиссу тоже пришли. Чешущихся в первой версии медведей заменили на трущихся, а льдину — на ось земную. Самих медведей разрешили оставить.
Но и на этом злоключения несчастной песни не кончились. Ни одна исполнительница Рязанову заведомо не нравилась, и тогда было решено устроить конкурс. На состязании внезапно объявилась талантливая, но пока ещё не такая известная певица Аида Ведищева, которая за полчаса выдала именно тот результат, который удовлетворил режиссёра-перфекциониста. В конце концов «Песенка о медведях» наконец была готова.
Каждая из этих песен и каждый их этих фильмов — этакое окошко в беззаботный мир детства, всё равно что съездить в гости к родителям. Возможно ещё и поэтому так приятно пересматривать и переслушивать их в праздничные выходные, напитываясь теплом, любовью и радостью.
Трогательная атмосфера чудесного семейного вечера царит на ностальгических концертах Roofevents, где можно услышать знаковые советские хиты в живом исполнении симфонического оркестра. По-новогоднему тепло и уютно! Читайте подробнее и забирайте последние места, только две даты - 28 декабря и 5 января.