Спустя неделю после запуска «Аврора» снова выбилась из график. Скоростной поезд неожиданно остановился в Твери почти на два часа. Проблемы выявили сразу у двух новых тележек. Починить их решили непосредственно во время рейса с пассажирами.
Запуск скоростного поезда «Аврора» стал одним из самых ожидаемых событий конца года. Этот поезд анонсировали как символ отечественного транспортного прогресса, его широко рекламировали, начиная с Петербургского экономического форума.
Ожидания были высоки: поезд полностью российского производства, от вагонов до тележек, и должен был стать новым этапом в развитии железнодорожного сообщения. Однако реальность оказалась далека от идеала.
Заявления и первые впечатления
«Аврора» стала первой ласточкой новой линейки скоростных поездов, созданных в рамках импортозамещения. Вагоны производятся на Тверском вагоностроительном заводе, который ранее выпускал похожие вагоны для поездов Москва – Воронеж и Москва – Брянск. Однако главной новинкой стали не сами вагоны, а тележка – уникальная разработка ТВЗ.
Эта тележка модели 68-4120 была заявлена как технический прорыв. Среди её особенностей: увеличенная нагрузка на ось – 20 тонн вместо прежних 18, торсионный стабилизатор нового типа, повышающая устойчивость конструкции. Новая тележка обещала обеспечить высокий уровень безопасности и комфорта для пассажиров.
Но всего через неделю после запуска этот проект столкнулся с серьёзной проверкой на прочность.
Остановка в Твери
Днём 25 декабря скоростной поезд «Аврора» №744, следовавший из Москвы в Санкт-Петербург, неожиданно выбился из графика. На станции Тверь он был вынужденно остановлен из-за технических проблем. Как сообщили пассажиры и подтвердили в РЖД, задержка составила 1 час 44 минуты.
Именно в Твери находится завод, где собираются вагоны «Авроры». И с завода к поезд пришли специалисты, чтобы осмотреть неисправность и решить, может ли поезд продолжить движение. Проблема оказалась в новой тележке: сразу у двух вагонов было обнаружено отслоение резины шарнира конического продольного поводка.
Еще в Москве специалисты ТВЗ, которые пока сопровождают «Аврору» во всех рейсах, укрепили узлы поводков проволокой. После ремонта поезд продолжил путь, прибыв в Петербург с задержкой в 1 час 15 минут.
И хотя кажется, что задержка была не критичной, надо понимать, что скоростной поезд, в котором большинство мест – сидячие – провел в пути 6 часов 40 минут.
Технические сложности и последствия
Эти события поставили под сомнение надёжность новой тележки, на которую делался столь значительный акцент. Ещё до запуска «Авроры» Трансмашхолдинг (ТМХ), в состав которого входит ТВЗ, уверял, что новые тележки соответствуют всем современным требованиям безопасности.
Однако отслоение резины в ключевых элементах конструкции свидетельствует о том, что внедрение новых технологий в производство прошло не безупречно. Судя по тому, что проблемы были выявлены сразу на двух тележках, речь может идти о бракованной детали. И если это так, то дальше специалисты должны решить: что же делать с вагонами.
Кстати, изначально были предположения, что во всем виноват электровоз ЭП2К. Но довольно быстро стало понятно, что он ни при чем.
Критики обратили внимание на то, что проблемы возникли на начальном этапе эксплуатации. Это вызывает вопросы о тестировании и надёжности узлов. А учитывая, что речь идёт о скоростном поезде, подобные сбои недопустимы: любые задержки и неисправности снижают доверие пассажиров, а вопросы безопасности после трех крупных крушений поездов этого года (сход с рельсов в Коми, столкновение с «Камазом» в Волгоградской области и столкновение с поездом в Мурманской) становятся все более актуальными.
Молчание производителя
ТВЗ и Трансмашхолдинг пока не прокомментировали случившееся.
Это стало поводом для критики со стороны пассажиров и специалистов отрасли. Пользователи социальных сетей активно обсуждают происшествие, а инцидент уже назвали «тревожным звоночком» для будущего отечественного производства скоростных поездов.
Ранее ТМХ подчёркивал, что тележка 68-4120 предназначена для повышения комфорта пассажиров и обеспечения безопасности на высоких скоростях. Однако инцидент в Твери показал, что эти обещания пока остаются лишь словами.
Пассажиры, находившиеся на борту «Авроры» во время задержки, поделились своими впечатлениями с журналистами.
«Ехала в поезде с надеждой на комфортное путешествие. Всё было отлично, пока нас не остановили в Твери. Час сидели без движения, никто толком не объяснял, что происходит. В результате опоздали, планы сорваны», – рассказала одна из пассажирок журналистам «Фонтанки».
Наши подписчики в телеграме отметили, что ремонт на ходу вызывал у них беспокойство.
«Всё-таки это скоростной поезд, а не обычная электричка», – пишет Александр.
«Что? Починили с помощью проволоки? Еще же синий скотч есть», – иронизирует Владимир.
Эксперты в области железнодорожного транспорта считают, что причина случившегося – в спешке при разработке и запуске тележек. Новые технологии требуют времени на отладку и испытания, а в случае с «Авророй» этого времени явно не хватило.
Интересно, что модель вагона «Авроры» – не новая. Такие же модели давно используются на маршрутах Москва – Воронеж и Москва – Брянск (на фото справа).
Проблемы возникли исключительно из-за новой тележки, что подтверждает необходимость тщательной проверки инновационных решений перед их внедрением.
Безусловно, запуск нового поезда – событие значимое. Но громкий пиар и большие обещания должны подкрепляться реальными результатами и тщательными проработками, а чтобы поезд не сталкивался с такими проблемами в рейсах с пассажирами, его нужно тщательнее обкатывать.