29 декабря - день памяти народного артиста СССР Фрунзика Мкртчяна. Он ушел из жизни 31 год назад, а зрители его помнят и любят до сих пор.
Его нельзя было ни с кем спутать: человек с большим носом, грустными глазами, но веселым именем – Фрунзик. «Солнце», - называли его друзья. А он отвечал: «Если солнце, то очень грустное».
Казалось бы, по внешности - сцена и кино ему были противопоказаны. Но природа так щедро одарила его талантом, что режиссеры не могли пройти мимо этого актера. Хотя в эту профессию Фрунзик пришел из-за… стеснения. В детстве его дразнили за слишком большой нос, за то, что не дрался во дворе, был скромным мальчиком из очень бедной семьи.
- Он был беспомощен всю жизнь, если с ним кто-то грубо говорил, Фрунзик не мог грубо ответить. Молчал и смотрел, - вспоминал брат артиста Альберт.
Юный Фрунзик нашел себя в самодеятельном театральном кружке при текстильном комбинате, где работали его родители, а затем – и в театральной студии при Ленинаканском театре. Только там – на сцене - над ним никто не издевался, а восхищались. Он рано стал известным театральным актером в Армении. Начал сниматься в небольших ролях в армянском кино. А в 1958 году встретил свою будущую супругу, молодую актрису Донару Пилосян. Через год они поженились, а в 1960 году родилась дочь Нуне. Мкртчян был счастлив, одиночество, которое мучило его в детстве, уже прошло. Своей супруге он пообещал, что бросит выпивать, к сожалению, этот недуг он унаследовал от своего отца.
Для всесоюзного кино Фрунзика открыл режиссер Ролан Быков, когда пригласил его сняться в своем фильме «Айболит - 66».
- Я увидел его в каком-то небольшом короткометражном фильме армянской киностудии, - вспоминал Ролан Антонович. – В тот момент я искал актера на роль «грустного» слуги Бармалея – так было указано в сценарии. И вот профиль и глаза Фрунзика меня поразили. Я выехал в Ереван знакомиться. Помню, Мкртчян пригласил меня в ресторан. Когда мы вошли, он спросил: «А где оркестр?» Ему ответили, что музыканты сейчас заняты на втором этаже, играют для какой-то зарубежной делегации. На что Фрунзик ответил: «Я хуже, что ли?» Мы прошли за стол на первом этаже, и к нам тут же спустились музыканты оркестра, стали играть для нас. Тогда я понял, насколько этот актер популярен в Армении.
О Ролане Быкова читайте в статьях канала "Пераново перо" по ссылкам:
На съемках фильма «Айболит – 66» Мкртчян снова начал выпивать. После съемочного дня, когда они вместе с Быковым-Бармалеем и с Алексеем Смирновым (он играл «веселого» слугу) лазили по холодным болотам, где их кусали пиявки, артисты пропускали по стопке водки.
Параллельно с этими съемками Мкртчяна пригласили сниматься в фильме «Кавказская пленница» на роль дяди главной героини Нины (Наталья Варлей) Джабраила. Но его супруга Донара потребовала: или едем вместе, или вскрою себе вены. Пришлось артисту уговорить режиссера Леонида Гайдая придумать для жены роль, чтобы вместе поехать в Крым на съемки. В результате, Донара сыграла жену Джабраила.
О режиссере Леониде Гайдае читайте в статье канала "Пераново перо" по ссылке:
В 1971 году супруге Мкртчяна поставили диагноз: тяжелое психическое заболевание. Через год она все-таки родила сына. Медики говорили: или ее состояние после родов улучшится, или чуда не произойдет. Вскоре после рождения ребенка Донару поместили в психиатрическую больницу, откуда она уже не вышла. На руках у Фрунзика остались 12-летняя дочь Нуне и грудной малыш Вазген.
В этот период Ролан Быков встретил в коридорах киностудии «Мосфильм» своего коллегу Георгия Данелия. Сказал ему: «Есть гениальный актер! Сними его обязательно!» И Данелия пригласил Мкртчяна в кинокартину «Тридцать три» на эпизодическую роль иностранного врача. А позже и в свой фильм «Мимино». Хотя изначально в паре с исполнителем главной роли Вахтангом Кикабидзе должен был играть Евгений Леонов. Но позже решили: рядом с грузином должен играть армянин, это будет смешнее. И пригласили Фрунзика.
О режиссере Георгии Данелия читайте в статье канала "Пераново перо" по ссылке:
- Была съемка в гостинице «Россия», где Мимино и шофер Хачикян танцуют, - вспоминал Данелия. – Актеры приехали чуть раньше, я - позже. И вот Фрунзика встретили в ресторане его земляки. Напоили его. Когда я приехал и начали съемку, он уже был пьян. А по сценарию герой Мкртчяна должен был сесть на шпагат (актер это умел), схватить зубами платок с пола. И вот один дубль, другой, - у Фрунзика не получается. Тогда я предложил: пусть актер делает такой полушпагат, а платок с пола поднимает Кикабидзе. Надо было как-то выходить из положения, - актер был пьян. Но я на него не обиделся вовсе.
- Как-то мы с ним сидим, общаемся, а холодно было, - вспоминал Вахтанг Кикабидзе. - И он мне рассказал, что однажды пришел пьяный домой, а жена указала ему на балкон. Он лег там на тахту, мерзнет. Тогда вытащил из кармана паспорт СССР. Говорит: «Накрылся я им, и стало тепло!» Он сам себя убивал алкоголем. Думаю, не мог выдерживать этого бремени личного горя, которое на него навалилось. Я чувствовал, что он выпивал не для разговора, а, чтобы заснуть.
Кстати, однажды свой паспорт актер потерял и почти 20 лет не мог его восстановить, - некогда было. Но паспорт ему и не нужен был – его везде пускали без документов.
Популярность Фрунзика после выхода фильма «Мимино» на экраны зашкаливала. Его стали приглашать еще больше на съемки. Но он чаще отказывался. Чувство одиночество нахлынуло с новой силой. Дочь вышла замуж и уехала жить в Аргентину, там она потом погибла в автокатастрофе. Сын, унаследовав диагноз мамы, периодически лежал в психиатрических больницах.
- Несмотря на свое личное горе, у него было великолепное чувство юмора. Однажды сказал мне: «Вот мне говорят, что у меня акцент. А вот смотри…» И в этот момент поднял нос пальцем: «Так я могу говорить без акцента», - смеялся в разговоре со мной Армен Джигарханян.
- Он был очень точный артист, всегда что-то предлагал, никогда не опаздывал и не подводил съемочную группу, - вспоминает режиссер Алла Сурикова, в фильме которой «Суета сует» сыграл Мкртчян. - Он активно участвовал даже на этапе сценария. Был демократичным, общался со всеми и никогда не строил из себя большого артиста.
Об актере Армене Джигарханяне читайте в статье "Пераново перо" по ссылке:
- У Фрунзика было замечательное качество: он репетировал сцену несколько раз. Ему говорят: давайте снимать, но он пробует еще, - рассказывает актриса Елена Драпеко, которая снималась с Мкртчяном в фильме «Одиноким предоставляется общежитие». - Он искал стопроцентное попадание в роль. Фрунзик был более глубоким человеком, чем его персонажи.
Самому артисту не нравилось, что режиссеры его видят только в комедийных образах, ему хотелось сыграть трагический образ. Такие роли он иногда играл в своем ереванском театре. Одна из его ролей на сцене – Сирано де Бержерак. Кстати, монолог героя о своем большом носе актер сократил, чтобы… не обижать армян.
Актер умер в своей ереванской квартире в одиночестве в конце декабря 1993 года от остановки сердца. Рассказывают, что в этот момент на целый час в городе из-за аварии отключилось электричество. Ереван полностью погрузился во тьму. «Ушло наше солнце», - говорили потом на панихиде Мкртчяна его друзья.
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов