Найти в Дзене
Учитель из Гарварда

Свинство - это норма. Не учись! Не мойся! Живи в кайф))

Совещание при директоре или консилиум это был - непонятно, ясно одно - собрание посвящено одной маме и ее детям. Сидела Екатерина Лукинична перед нами, скрестив и ноги, и руки, поза, свидетельствующая о внутренней закрытости, стремлению отгородиться от неприятного. Конечно, неприятно слышать от всех учителей разом, что твои дети такие-сякие, а виновата в этом ты, мать.

Инициировала сие собрание я, хотя вообще подобные мероприятия не люблю и по возможности избегаю. Что же случилось, что нынче я сама настаивала, хотя директор желанием не горела и мне повторяла: "Бесполезное времяпровождение в данном случае"?

Ничего ВДРУГ не случилось, годами стабильная ситуация. Просто мальчишек жалко, умные они, хваткие, добрые, но, Боже мой, до чего странное и губительное для них же самих сочетание: леность к учебе, основанная на внушенном матерью убеждении, что учиться им НЕ НУЖНО, да и вообще НЕ ДАНО, а также болезненное самолюбие, абсолютное принятие себя таким, каков есть.

Вы скажите, что уважать и любить себя - правильно? Лабковский на том стоит.

Мальчики его не читали, не слушали, но принципы именно таковы:

1. Делать только то, что хочется.
2. Не делать того, чего делать не хочется.

Кто научил? Мама!

Она это транслирует не таясь, не стесняясь, и со всеми тремя сыновьями. Первый уже на СВО (а куда ему еще?). Был в школе Тимофей такой же, как и младшие Лука и Савелий сейчас: способный, память прекрасная, душа добрая. Но уроков не делал никогда, не учил ничего, спасало то, что услышанное в классе запоминалось без усилий и обеспечивало стабильную "тройку". Это до определенного момента, а потом наступило время ОГЭ и школу Тимофей еле-еле окончил.

Теперь вот еще два мальчика, погодки, как и у меня. Хорошие мальчишки, но отрицание любых усилий накрыло их гораздо раньше, чем старшего брата. Уже в 5 классе начались "двойки" даже по музыке. Да, потому что и там не просто петь, а еще периодически сообщение надо сделать, на вопросы по теме ответить и пр. А они посетили за всю четверть урока три, и ни одного задания не выполнили.

Я, как учитель английского, страдаю больше всех. По предметам на родном языке можно услышать в классе и запомнить (как старший дела, младшие также), а вот с иностранным так не получится, там всегда что-то учить, начиная с алфавита. Что мне ставить пятикласснику и шестикласснику, которые не могут прочитать ни одного слова? Даже писать! Это смешно и жутко одновременно, но именно так: слово произношу на русском, они его пишут на английском, я диктую "кухня", Лука пишет "kuХnЯ". Т.е. он запомнил звухи К, У, Н на английском, а остальное дополнил русскими. А про kitchen вообще молчу. И мать каждый раз на мое:

Просто пусть в строчку пропишет, аудио прослушает!

Отвечает, пожимая плечами:

Ему не дано, я сама английский не знаю. И папка у нас такой.

Мне хочется ей сказать:

"Это ты, идиотка, своих умненьких мальчишек такими делаешь! Ты им все пути в будущее перекрываешь".

Ведь именно она всем троим внушает, что нечего себя насиловать, над учебой корпеть, наследственность такая, ничего не поделать.

На том самом педсовете-консилиуме Екатерина Лукинична снова заговорила про гены, это было после высказывания учителя биологии о стабильном отсутствии тетрадей у Луки и Савелия.

Вы биологу про генетику сейчас? Серьезно?

Рассмеялась, не выдержав фарса, директор. И продолжила уже сама:

Ваши мальчики порой показывают лучшие результаты в классе! Лука недавно на такой-то теме первый сообразил и у доски все правильно сделал. Отличники не поняли, а он понял! А Савелий в уме посчитал то-то и то-то, тоже никто в классе так бы не смог, а вы говорите гены.

Отдельный вопрос - гигиена. Там ни об аккуратности даже, а именно о гигиене в широком ее понимании. Тетради, если они есть, в руки брать противно. Я вытираю руки спиртовыми салфетками после прямого контакта с вещами этих учеников. Одежда на них стоит колом. И запах! Этот жуткий сладковато-тошнотворный запах непонятного мне происхождения. Примерно так пахнет чуть подпорченая курица, я недавно забыла размороженну бедняжку сварить, а на следующий день именно этот запах сподвиг меня угостить куриным супом зверье. Как же надо жить, чтобы вот так от людей пахло? Ну и пот, конечно. От всех членов семьи, включая мать. И курево. И навоз. И озерная рыба. Калейдоскоп ароматов меняется, но мыла или дезодоранта среди них не бывает.

Директор Екатерине Лукиничне:

Дети отказываются сидеть с ними рядом.

Мать кривится презрительно и хмыкает.

А я больше скажу, уже после этой, как выяснилось, действительно бесполезной встречи, мы снимали короткое видео с классом, они не влазили в кадр и я просила раз за разом встать покучнее, бочком.

-Дети, Лука опять один в стороне, ближе подвиньтесь, там же баннер.
-Неееет! Он воняет!
-Нельзя так говорить, нехорошо.

Люди, что же мне надо было сказать? Ну подскажите, я правда не знаю. Дети ведь не обязаны задыхаться, я сама задерживаю дыхание, когда над Лукой и Савой наклоняюсь. А как сказать педагогично об этом? Как заставить класс не обижать грязнуль обоснованными жалобами?

Видео мы все-таки сняли, Лука снова оказался в сторонке, две парты перед ним пустые. И так было со старшим, тоже прямо одноклассники говорили:

Уйди, вонючка!

В нашей школе эта семья не одна такая, я уже рассказывала в Дзене как-то. Как их заставить хоть чуть-чуть придерживаться норм?

В опеку обращались, семью посетили, там есть что есть (огород, куры, кролики, рыбалка), и на чем спать имеется (грязное, но белье), в доме тепло, топят.

Из Яндекс картинок
Из Яндекс картинок

Внушением и ограничилось.

Отец работает сезонно, мать периодически моет полы в школе. Живут, как удобно, делают, что хотят, по-минимуму для выживания. Пьют, конечно, но не до безобразия, встречаются в деревне и хуже. Даже у в большей степени маргинальных личностей дети в школу ходят более-менее аккуратные, хотя вши здесь - не что-то из ряда вон, я волосы всегда подбираю, боюсь.

Кстати, про болезненное самолюбие и принятие себя, что в начале статьи упоминала.

Не знаю, как может сочетаться грязь и отпугивающее окружающих амбре с таким гипертрофированным самолюбием, но факт остается фактом. Лука и Савелий себя любят, очень обижаются и могут злиться на любое замечание, хоть про учебу, хоть про внешний вид. И мать обижается и злится, мы все это видим каждый раз, когда пытаемся до нее донести неприятную правду. Она с такой гордостью всегда про сыновей говорит, самые лучшие они у нее, просто люди кругом злые. И так же как мать нигилистов (притча во языцех нашей деревни), Екатерина Лукинична считает, что позиция никогда не давить, не заставлять, не наказывать - правильная.

  • Не хочешь уроки делать? Не делай.
  • Не хочешь мыться? Не мойся.

Снова о принципах Лабковского:

1. Делать только то, что хочется.
2. Не делать того, чего делать не хочется.

И только один близкий Луке и Саве человек все правильно понимает и пытается изменить ситуацию. Бабушка, мать отца семейства, подходила ко мне со слезами перед тем самым собранием:

Поговорите! Надавите на нее (на Екатерину Лукиничну), пригрозите опекой. Я иногда мальчишек перехвачу, затащу к себе (мать не разрешает вообще-то), помою, вещи чистые дам, тетради заведу, а через неделю и следа нет, да еще и скандалит потом: "Не лезьте в нашу семью!" Смотреть на это безобразие больно.

Жалко бабушку, жалко мальчишек. Но директор права, там все без толку.

Я задавалась вопросом: как можно докатиться до такой жизни? И картинку выстроить удалось, кое-что сама бабушка рассказала, кое-что коллеги, односельчане.

Как люди опускаются - тема следующей статьи на конкретном примере Екатерины Лукиничны.