Валерий Приёмыхов – талантливый актёр театра и кино, автор множества сценариев для советских фильмов, включая такие картины, как «Никудышная» и «Милый, дорогой, любимый, единственный…». Он также известен своей главной ролью в криминальной драме «Холодное лето пятьдесят третьего», снятой режиссёром Александром Прошкиным.
Актёр появился на свет 26 декабря 1943 года в Белогорске, расположенном в Амурской области, на живописном берегу реки Амур. В этом посёлке проживали в основном бывшие заключённые и перемещённые лица.
Отец Валерия был одним из тех, кто отправился на Дальний Восток для освоения новых земель и там женился на Нине. Вскоре после смерти родителей Валерия его забрал к себе в Москву родной дед, Иван Иванович, чтобы не оставаться в одиночестве на склоне лет.
Детские годы Валерия были полны приключений и ярких моментов. Он вместе с друзьями часто играл на улице, организовывая укрытия и перекрытия, а также проводил время на реке. Однако к книгам у молодого актёра было особое отношение: он преодолевал морозные расстояния в несколько километров, чтобы добраться до библиотеки и читать произведения любимых авторов, таких как Майна Рид, Жюль Верн и Чарльз Диккенс. Велосипед и лыжи занимали значительное место в его увлечениях, а в тихих лесах Тайги он иногда подбирался к охоте на мелкую дичь.
Первый опыт писательства пришёл к Валерию в детстве благодаря интересному обстоятельству. В послевоенное время, когда кино стало особенно популярным, мальчишки охотно посещали кинотеатры.
Поскольку его семья была небогатой, Валерию приходилось проявлять изобретательность. Он умело подделывал билеты в кино и однажды продал один из них девочке, за что сильно раскаялся. Этот случай побудил его написать повесть, которая позже была опубликована в местной газете.
Как и многие творцы своего времени, карьера Приёмыхова началась с рабочего класса – его попытки поступить в авиационный институт не увенчались успехом. Валерий работал токарем, но также находил время для посещения студии народного творчества вместе с друзьями, участвуя в постановках. Это время стало решающим для него, и он поступил на театральный факультет Дальневосточного педагогического института, который успешно окончил в 1966 году. С этого момента началась его актёрская карьера.
После окончания Дальневосточного педагогического института Валерий Приёмыхов был распределён в Драматический театр имени Крупской, где проработал три года, участвуя в различных постановках. Затем он решил переехать в Москву и поступил на сценарный факультет ВГИКа в мастерскую Маневича. В столице жизнь оказалась нелёгкой: чтобы сводить концы с концами, Валерий подрабатывал кочегаром и дворником в библиотеке и жил в общежитии. В 1973 году он завершил обучение в институте и начал получать первые роли в кино, однако пробиться на большой экран ему удалось не сразу.
Первые серьёзные роли актёр сыграл на сцене Уссурийского драмтеатра. Как и многие советские актёры, он прошёл путь к славе через развитие своего театрального мастерства, а в кино дебютировал лишь в 1979 году, сыграв в драме Динары Асановой «Жена ушла», где предстал в роли мужа героини, роль которой исполнила Елена Соловей. Несмотря на то, что его актёрская карьера в кино началась позже, его талант сценариста был оценён обществом ещё раньше, с выходом произведения «Иван и Коломбиана» в 1975 году. Затем последовали работы в фильмах «Кошки-мышки», «Дикий Гаврила», «Житейское дело» и «Миг удачи».
Значительной стала для него роль Игоря Новикова в социальной драме «Личная жизнь директора» 1981 года, где Валерий сыграл начальника крупного комбината. В 1982 году на экраны вышла комедия «Никудышная», также снятая Динарой Асановой, в которой он не только выступил в качестве актёра, но и написал сценарий. Главная героиня, подросток Ольга Машная, завоевала популярность благодаря этому фильму, и вскоре Валерий и Ольга связали свои судьбы в браке.
Творческое сотрудничество Асановой и Приёмыхова стало знаковым в его карьере. За роль в фильме «Пацаны» 1984 года Валерий получил государственную премию. Его персонаж, начальник спортивного лагеря Павел Антонов, занимался формированием правильного общества среди подростков, стремясь исправить ошибки воспитания. Актёр настолько правдоподобно исполнил эту роль, что его популярность после выхода картины на экраны стремительно возросла.
В 1984 году Валерий Приёмыхов представил новую работу как сценарист и актёр в психологической драме «Милый, дорогой, любимый, единственный…», где сыграл таксиста, а Ольга Машная исполнила роль пассажирки с грудным ребёнком. Фильм затрагивал глубокие проблемы, волнующие молодое поколение, и был хорошо принят зрителями.
Одной из самых знаковых ролей для Валерия стала его игра в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего…» 1987 года. В этом фильме он вместе с актёром Анатолием Папановым сыграл заключённых, осуждённых по политическим статьям. Приёмыхов исполнил роль «Лузги», а Папанов, для которого эта роль оказалась последней, стал его напарником по клетке «Копалычем». Благодаря этому фильму Валерий в 1988 году был удостоен звания лучшего актёра года.
Не побоявшись выйти за рамки актёрства, Валерий выступил в роли режиссёра в картине «Штаны» 1988 года, к которой сам же написал сценарий. Хотя криминальная драма не произвела особого резонанса в кинематографе, она позволила зрителям взглянуть на Приёмыхова с новой стороны. В это время в стране начались трудные 90-е годы, что несколько осложнило развитие его карьеры, но не остановило его творческий пыл.
В 1991 году Валерий снял фильм «Мигранты», в котором исследуется связь двух по своей жизни несовместимых людей. В 1992 году он снялся в боевике польского режиссёра Владислава Пасиковского под названием «Псы 2».
Последующие работы включали одну из главных ролей в фильме «Время печали ещё не пришло», созданном Сергеем Сельяновым, а также роли в криминальных драмах «Крестоносец» (1995) и «Мама не горюй» (1997). Завершил свою режиссёрскую карьеру он фильмом «Кто, если не мы» 1998 года.
В театральном институте Валерий Приёмыхов начал гражданский брак с сокурсницей Эллой. Они жили в одной квартире с самого второго курса, и в их семье появилась дочь Нина, которая стала единственным официально признанным ребёнком актёра.
Фильм «Пацаны» тесно связан с личной жизнью Приёмыхова. На момент съёмок Ольга Машная была всего девятнадцати лет, но она привлекла внимание Валерия, который на тот момент уже отпраздновал 40-летие. Их отношения стремительно развивались, и через три года после начала романа они поженились. Однако их семейная жизнь оказалась омрачена: Валерий был пользующимся популярностью у женщин и не раз уличался в изменах. Четыре года спустя Ольга приняла решение подать на развод, не в силах терпеть предательство.
Во время работы над фильмом «Штаны» Валерий познакомился с актрисой Любовью Шутовой. Роман, вспыхнувший в Одессе, вскоре перерос в более серьёзные отношения. Шутова была замужем, а Валерий, после неудачного предыдущего брака, настороженно относился к новым связям. Тем не менее, вскоре они решили объединить свои жизни в одной семье.
Жизнь Валерия трагически оборвалась в 2000 году, когда ему было всего 56 лет. Утром он скончался от рака головного мозга, проходя через частые боли и недомогание. В этом сложном периоде актёр обратился к православной вере и искал помощи у духовных наставников, однако это не спасло его, и спустя год после начала болезни он ушёл из жизни в реанимации.
Читайте также статьи:
Наталья Медведева. Путь к славе. Роли. Кто муж и как жила актриса?
Андрей Разбаш. Путь к успеху. 3 брака. Ранний уход. Как жил кинорежиссер?
Игорь Угольников. Неудачный первый брак и счастье со второй женой. Как живет?