Найти в Дзене
Заметки краеведа.

Какую же роль сыграли Ивановский и Невский плацдармы?

Есть современные историки, даже работая с воспоминаниями, не утруждают себя анализом (сравнением) с другими источниками. Как написано, так и есть. При этом додумывая и давая свои оценки тем или иным событиям. Наверно это не скромно, но я знаю больше правды о тех событиях, мне её рассказывали участники тех сражений. Я знаю, где и у кого искать сегодня подтверждения. И я понял, что сегодня, во избежание словоблу́дия,(пустые бессодержательные разговоры, праздная болтовня) только документы и оценки участников боёв. ПЛАЦДА́РМ. Военное пространство, на котором подготовляется и развертывается военная операция. Тактические плацдармы захватываются обычно с ходу передовыми отрядами, авангардами или подразделениями первого эшелона, а затем расширяются в оперативные силами вводимых в бой вторых эшелонов и резервов. Борис Владимирович Бычевский. 1941 по 1945 год занимал должность начальника инженерных войск Ленинградского фронта. «В ночь 19 сентября 1941 года, командир 115-й стрелковой дивизия в ра

Есть современные историки, даже работая с воспоминаниями, не утруждают себя анализом (сравнением) с другими источниками. Как написано, так и есть. При этом додумывая и давая свои оценки тем или иным событиям. Наверно это не скромно, но я знаю больше правды о тех событиях, мне её рассказывали участники тех сражений. Я знаю, где и у кого искать сегодня подтверждения. И я понял, что сегодня, во избежание словоблу́дия,(пустые бессодержательные разговоры, праздная болтовня) только документы и оценки участников боёв.

ПЛАЦДА́РМ. Военное пространство, на котором подготовляется и развертывается военная операция. Тактические плацдармы захватываются обычно с ходу передовыми отрядами, авангардами или подразделениями первого эшелона, а затем расширяются в оперативные силами вводимых в бой вторых эшелонов и резервов.

Борис Владимирович Бычевский. 1941 по 1945 год занимал должность начальника инженерных войск Ленинградского фронта.

«В ночь 19 сентября 1941 года, командир 115-й стрелковой дивизия в районе Невской Дубровки, почти без потерь переправил за реку один свой батальон и захватил плацдарм.

Доложив в штаб фронта о захвате плацдарма как о серьезном успехе дивизии, Коньков не торопился вводить туда основные силы. Дополнительно переправил на левый берег лишь батальон морской пехоты, прибывший на усиление дивизии, и еще батальон дивизии.

6 октября Г. К. Жуков настойчиво потребовал от В. Ф. Конькова более активных действий. После этого за две ночи на плацдарм почти без потерь переправились два полка. Тем не менее, перелома в боях не наступило.

Причины были все те же. Боевые действия 54-й армии не имели успеха. А два полка на левом берегу Невы вовсе много не сделают.

Военный совет принял решение расширять плацдарм, во что бы то ни стало. На Неву перебрасываются еще две дивизии, артиллерия, танки. Надо переправить танки..

25 и 26 ноября переправили девять танков Т-34, а потом пошли «КВ». Двадцать 60-тонных машин были переправлены за четыре ночи.

29 ноября батальон переправил восемь танков «КВ».

Перед самым рассветом 30 ноября, закончили переправу последней группы из семи танков «КВ».

«Военный совет. Жданову, Хозину, Кузнецову. Ваше задание выполнено сегодня, в 5.00. Переправлено Т-34 — десять, «КВ» — двадцать. Тяжелых и легких танков на правом берегу нет. Клим, Зубков».

Ранней весной, выслушав историю боев за Невский пятачок, Говоров бросил фразу, ясно выразившую его отношение к такому «плацдарму» глубиной меньше километра: «Ничего, кроме кровавой бани, для нас нельзя ожидать там сейчас».

Судьба невского плацдарма решилась 27 апреля 1942г. Эвакуация частей 86-й стрелковой дивизии с левого берега Невы осуществлялась в сложных условиях и завершилась в ледоход.

Невский «пятачок», где с сентября 1941 года наши войска перемололи около шести немецко-фашистских дивизий, прекратил свою боевую жизнь. Сто восемьдесят суток».

«5 сентября 1942 года Леонид Александрович вызвал к себе начальника штаба фронта и начальников родов войск и отдал приказание немедленно разработать план удара через Неву в районе Невской Дубровки силами трех-четырех дивизий. Он получил указание об этом из Москвы.

Чего хотел Говоров избежать месяц назад — форсирования Невы на старом, избитом и пристрелянном участке в районе Невской Дубровки, — не миновало его теперь. И вступал в силу один из неписаных, но непреложных законов войны: ты должен оказать помощь соседу в бою своевременно, иначе она будет бесцельна. Удар по синявинской группировке врага из-за Невы должен был обеспечить развитие успеха Волховского фронта.

Первая попытка захватить плацдарм не удалась. Части 46-й и 86-й дивизий понесли тяжелые потери, не выполнив задачи.

10 сентября Говоров прекратил попытки форсирования и 13 сентября направил в Ставку Верховного Главнокомандования новый план операции, попросив на подготовку, пять суток. Когда вместе с А. А. Ждановым он подписывал документ, хмуро заметил: «Мало... Но больше мы просить не имеем права».

26 сентября, войска Ленинградского фронта вновь приступили к форсированию Невы».

Командующий артиллерией Ленинградского фронта Г.Ф. Одинцов.

«Я вспоминаю сентябрьские бои 1942 года за наш маленький плацдарм у Московской Дубровки, за «Невский пятачок». Со своего НП я наблюдал Б.В. Бычевского у переправы танков. Весь берег около Бычевского был в разрывах немецких снарядов и мин. Падали убитыми и ранеными его саперы и понтонеры. Контужен был и сам Бычевский, но продолжал переправу танков».

Борис Владимирович Бычевский.

«События развивались с лихорадочной быстротой. Все последующие дни одновременно с наращиванием наших сил наращивал силы и противник. Плацдарм остается небольшим: две наши дивизии больше отбивают контратаки, чем расширяют его. Растут потери, гибнет много командного состава.

30 сентября в землянке полевого командного пункта в Колтушах Говоров и члены Военного совета Кузнецов и Штыков обсуждали сложившееся положение. Противник, продолжая наращивать здесь силы, может сбросить в Неву наши ослабленные непрерывными боями части. И все же решено, пока продолжать изматывать силы врага.

4 октября Говоров решил готовить скрытную и полную эвакуацию ослабленных дивизий с плацдарма.

В ночь на 8 октября на левом берегу Невы скрытно сосредоточилось около 700 лодок, понтонов и все инженерные части, участвовавшие в операции. Детально разработанный план вывода войск «втихую» позволил провести эвакуацию с плацдарма почти без потерь. Днем 8 октября на левом берегу оставались лишь минеры майора Евстифеева и рота автоматчиков из 70-й стрелковой дивизии. А в сумерки и они переправились на эту сторону Невы.

Утром 9 октября на наблюдательный пункт 70-й стрелковой дивизии приехал Д. Н. Гусев. С полчаса смотрел на опустевший плацдарм, а потом вдруг сказал Краснову:

— Давайте-ка, полковник, отправьте туда одну роту, усиленную пулеметами. Чем черт не шутит! Может, немцы и не полезут, зная, что у нас много артиллерии... С ротой пошлите рацию и артиллерийских разведчиков. Мы отсюда огнем ей поможем.

Возникло интереснейшее положение. Плацдарм, который с трудом удерживали две дивизии и бригада, теперь заняла всего одна рота. И противник после огромных потерь, понесенных в контратаках 4 октября, не решался больше возобновлять их. Только 11 октября, почувствовав что-то неладное, немцы подняли привязные аэростаты наблюдения, пытаясь выяснить, что же все-таки происходит на плацдарме. Болтались эти аэростаты и весь следующий день. А атак не было. Командующий фронтом, узнав о сложившейся обстановке, разрешил оставить роту на левом берегу. Этим сражение на плацдарме и закончилось».

В прорыв 45 гвардейская дивизия пошла не с плацдарма, а через Неву рядом. Понеся огромные потери на льду, захватила полоску земли и всё. Ночной бой, которому теперь экспозиция музея "Прорыв", исходил из приказа продолжать бой ночью, отвлекая противника от основного прорыва.

10 февраля 1943 года из-под Синявинских высот ударом в тыл немцам, «Невский плацдарм» перестал существовать.

При прорыве блокады Ленинграда активных боевых действий на плацдарме не велось.

«Ивановский пятачок» — так по солдатскому почину вошло в историю место, где 19 августа 1942 года завязались бои.

-2

Замысел Говорова — наступать через Усть-Тосно на Мгу вдоль левого берега Невы — оказался нереальным из-за соотношения сил. Командующий фронтом убедился в этом быстро, бывая почти ежедневно на наблюдательном пункте.

Важенин Александр Иванович, капитан.

Командир 947 стрелковый полк. 30.04.1942 - 23.05.1944

-3

Клюканов Александр Иванович, майор.

Командир 952 стрелковый полк. 12.08.1942 - 25.03.1943

-4

Козино Владислав Войцехович, майор.

Командир 942 стрелковый полк 01.01.1942 - 02.05.1943

-5
-6

Атака и прорыв 268-й дивизии у села Ивановского за рекой Тосна захлебнулись. 942-й полк 268-й стрелковой дивизии форсировал реку Тосну и закрепился на крохотном плацдарме. Шоссейный мост тоже удалось захватить. Но он оказался пристрелянным. Два первых танка, выскочившие на него, сразу были подбиты и загородили путь другим. Вытащить их не удавалось, настолько сильным был артиллерийский и пулеметный огонь. Долгое время на «ивановском пятачке» дрался лишь один полк Клюканова. У Свиридова под Усть-Тосно шел лишь огневой бой и мелкие схватки на «пятачке».

-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15

В сентября 1942 года пятачок был незначительно расширен 136-й стрелковой дивизией 342 сп. 70 стрелковая дивизия 329 сп. После этого, вплоть до 1944-го года, на пятачке находились небольшие гарнизоны, которые вели позиционные бои. 21 января 1944 года, в результате проведения 13-й стрелковой дивизией операции по преследованию отходящего противника, «Ивановский пятачок» утратил своё значение плацдарма.