Похожи. Иначе не было этой статьи. Однако мало просто заявить о схожести их личностей, надо внимательно разобрать детали, которые показывают, что не просто так именно Крюков мог победить Барковского. Заодно ответим на вопрос, можно ли было одержать эту победу без того, что убивать парня. В начале этого цикла я собиралась представить размышление в виде ответа на этот вопрос отдельно, но теперь мне стало понятно, что наиболее удачным образом это можно сделать в рамках статьи об анализе характеров Миши Барковского и Игоря Крюкова. Поехали!
Первое сходство, которое бросается в глаза, заключается в том, что оба героя являются сильными личностями, имеют круг тех, кто ими восхищается или просто сильно уважает, но по-настоящему близких людей у них нет. Более менее значимыми людям для обоих героев являются их женщины, но, во-первых, следует внести уточнение, а, во-вторых, эта схожесть одновременно является и различием между ними.
Уточнение касается в первую очередь Крюкова и состоит вот в чем. На протяжении всего расследования дела о гибели Истоминой ему помогает (а иногда, наоборот, тормозит, чтобы Крюков не натворил делов со своей горячей головой) Липатова, его многолетняя любовница и начальница, которая заняла его место после инсульта и тяжелейшей трагедии после самоубийства жены. Но она не подсидела его, а, напротив, заняв освободившееся место, сделала всё, чтобы незадачливого любовника восстановили и сильно не вставляли палки в колёса во время расследования. Причём показано всё это очень реалистично, без идеализма и соплей. На примере Липатовой и Крюкова хорошо видно, почему женщины способны не только самосохраниться, но и значительно продвинуться по карьерной лестнице, оберегая коллег и подчинённых от гнева начальства, чем они за это платят, что приобретают в результате компромиссов, и почему некоторым мужчинам тяжело вести себя также. Естественно, не на всех мужчин и женщин, служащих в силовых структурах, распространяется эта тенденция, но она есть.
Тем не менее я отвлеклась, возвращаемся к теме. Липатова - архетип верной помощницы, боевой подруги/любовницы, в какой-то степени роковой женщины. Она - близкий человек для Крюкова не на словах (они-то как раз оказываются жёсткими чаще всего), а на деле. Он, безусловно, любит Липатову, и их отношения тем более страстные и сложные, что через них прошла трагедия с погибшей женой Крюкова. Но вот вопрос, можно ли их назвать по-настоящему близкими людьми, ведь предполагается, что такие люди очень хорошо понимают друг друга, готовы поддержать в любых сложных и противоречивых обстоятельствах, и должны иметь много чего общего. Липатова и Крюков имеют общее место учёбы и работы, у них обоих сложные и независимые характеры, и тот и другая - крепкие профессионалы. Но, если Липатова на протяжении всего романа с другом-любовником юности находится в браке, имеет ребёнка и, по-видимому, не планирует разводиться, то Крюков потерял жену, но как-то не планирует уводить Липатову из семьи или искать кого-то еще. Даже складывается ощущение, что в одиночестве, зарываясь с головой в работу, он ощущает себя гармонично и естественно. Да и в годы учёбы между Крюковым и Липатовой если не начался роман, то уж точно пробежала искра. Почему же они не заключили брак, если их так друг к другу тянет, и им хорошо друг с другом? Вероятно, есть то, что не даёт им сблизиться друг с другом ещё больше, поэтому близкими людьми в полном смысле этого слова их назвать всё же нельзя.
Еще у Крюкова есть давний друг патологоанатом, которая безнадёжно влюблена в него с юности, но он никогда не питал к ней любовных чувств, хотя она в лепёшку ради него готова расшибиться, в отличие, кстати, от Липатовой, которая готова рисковать и прикрывать любовница до определённой грани, ведь ей в отличие от него есть что терять в силу занимаемого служебного положения, а также в силу семейных обязательств. Эту патологоанатомку Крюков зовёт по-дружески Тоша, и не требует от неё идти на невообразимые жертвы, ведь прекрасно понимает, что не даст ей желаемой взаимности.
Кстати, Тоша по не всегда осязаемыми признакам при внимательно просмотре кажется более близким для Крюкова человеком, однако он не хочет втягивать её в свои проблемы, возможно, не хочет еще больше, чем Липатову, в чём заключается его молчаливая благодарность за многолетнюю привязанность.
Итак, что мы имеем? У Крюкова есть мёртвая жена, которой в сюжете нет напрямую, но мы видим её в одном флешбэке, и косвенно она влияет на то, что Крюков вообще решил взяться за это расследование и продолжить разбираться во всех несостыковках дела. То, что он одержим найти причину гибели Истоминой, стал больше ценить любую жизнь - её посмертное влияние на Крюкова. Также есть блистательная сильная женщина, которая маячит перед глазами, является роковым любовным интересом, то помогает в расследовании, то останавливает. Есть Тоша, которая просто рада быть рядом, лишний раз поговорить с ним, с кем Крюков чувствует себя естественно.
Наконец-то мы имеем возможность перейти к Барковскому. У него также есть трио девушек, которые имеют для него не такое же, но во многом схожее значение. У него есть бывшая девушка, имеющая от него ребёнка. Эта семейная часть Барка, пусть давно брошенная и нелюбимая. Также Ирина Шорина забеременеет от него. Тема ответственности за младших товарищей по "Sпарте" / ответственности педагогов и родителей за своих детей, а также пагубные результаты её отсутствия красной нитью идут через весь сериал.
Есть Алина Русанова - дочка директора школы, который принял Барка в 11 класс. Богатая, избалованная девочка, которая сама лезет к Барку в штаны, при этом еще и шантажируя в случае отказа. Типичная фам фаталь. Кстати, обратите внимание на сходство с Липатовой, по образу и цветовой гамме. Однако Барк не испытывает не малейшей симпатии к дочке директора, не говоря уже о страстной любви, как в случае Крюкова и Липатовой. Скорее, Барковский презирает Русанову, и даже тихо ненавидит её по причине, как раньше говорили, классовой ненависти. Ему по жизни ближе Ира Шорина, которую он в определенный момент не просто использует как верную помощницу и готовую на всё влюблённую дурочку, но и по своему привязывается к ней, опекая. Правда, привязанность эта ситуативная и быстро заканчивается. Ведь после истории с разоблачением и остракизмом Барковского, а также неожиданной (для Барка) беременностью она перестаёт быть интересна, да и ощущается как обуза. Цветовая гамма и образ преданных девушек-товарищей подчеркивает схожесть между ролями Тоши и Иры в этой истории.
В отношениях обоих героев с тремя разными женщинами заключается сразу два сходства. Первое проистекает из символизма женских фигур для каждого из них, второе показывает, что эти герои могут находится и развиваться в рамках систем, но для них это скорее вынужденная необходимость, и, как только появляется возможность, они скидывают с себя обязательства, любовь, товарищество, опеку над кем-то. Возможно, у Крюкова есть какие-то привязанности и близкие отношения, но этого точно нельзя сказать про Барка.
Третье сходство между ними в том, что они сильные личности, которые при желании могут адаптироваться под новые обстоятельства и действовать ради достижения цели. И они равны друг другу по силе. Из всех показанных персонажей в сериале лишь Крюкову под силу разобраться с Барковским, или наоборот. Но, исходя из того, что победил все-таки Крюков, пусть и с опозданием, он сильнее Барка, и понимание последним того, что настоящая сила позволяет добиться победы, не было верным.
То, как Барк подставил Крюкова, печальный опыт и одиночество Игоря (отчасти продиктованное обстоятельствами, отчасти выбранное по своей воле), отношение Миши ко всем окружающем его людям и явлениям напоминает мне главных героев манги и аниме "Монстр", доктора Кэндзо Тенму и Йохана Либерта, за которым доктор гонялся весь сериал, попутно выясняя, что сделало мальчика таким, и есть ли обстоятельства, позволяющие объяснять его поступки рационально и хотя бы отчасти понять его. И в той, и в другой истории объективных причин совершать преступления антагонистами крайне мало, в случае Йохана их даже больше. Опять же сходство отлично показано визуально через взгляд.
Между Игорем Крюковым и Кэндзо Тенмой тоже есть сходства, но они касаются в большей степени уже названных факторов, имеющих отношение к их жизни. По характеру они сильно друг от друга отличаются, и это подводит нас к ответу на вопрос: можно ли было победить Барковского, не убивая. Тенма вот в конце так и не убил Йохана, хотя уж какие страшные вещи творил его пациент в нескольких государствах Европы!
Дело в том, что для Тенмы проблема убийства Йохана мучительно стояла на протяжении всего сериала, потому что он, во-первых, гуманист, искренне верящий в то, что все жизни равны, а, во-вторых, врач, то есть по определению не должен поднимать руку на человека, если только речь не идёт о самозащите. Но Крюков также по роду деятельности, как и Тенма, уверен в том, что нет ничего важнее жизни человека. А тех, кто не считает подобным образом и не считает зазорным чужие жизни отнимать и ломать, Игорь в исключительных случаях разрешает себе устранить самолично.
Также стоит сказать, что искусство часто отражает реальное положение вещей, когда правоохранительная система в России не может или не хочет привлекать к ответственности и лишать свободы тех, кто совершает опасные вещи. Это развязывает руки таким людям, как Игорь Крюков из "Sпарты", Родион Меглин из "Метода", и разные маленькие люди, которые живут обычной жизнью и волей случая обретают силу и убеждённость, что если не они, то никто, не добудет справедливость для общества / узкой группы людей, напомним, семьи, как отец семейства из "Лихих" (сериал Юрия Быкова, который я собираюсь смотреть). Подобные аниме в нашей стране, отечественные сериалы, книги и визуальные новеллы на протяжении десятилетий остаются популярными не просто так. В жизни тоже есть примеры, когда люди, не добившись справедливости берут дело в свои руки и сами капают преступников. И мы читая это истории, испытываем сильные чувства, и осуждение среди них далеко не на первом месте, если вообще имеет место.
Вероятно, внутри этой истории не убить Барковского было нельзя, однако Крюкова при любом раскладе жаль. Вся сила и сложность сериала "Sпарта" в том и состоит, что Барковский всё же абсолютное зло, которое страшнее позабыть и отпустить, чем решиться убить его. Вот только цену за это придётся заплатить немалую. А еще важнее то, что мир уже заражен такими, как Барк, и без него идеи, которые он исповедуют никуда не денутся, а продолжат жить и укореняться.
Но об этом мы поговорим в заключительной статье, которую я специально оставлю на следующий год.