Один видели в нём «последнего святого» России, другие считали его циничным обольстителем и еретиком. Григорий Ефимович Распутин, как магнит, притягивал радикально противоположные оценки. По сей день исследователи спорят, кем же он был на самом деле — тонким мистиком или ловким шарлатаном, замешанным в политических играх. В многочисленных легендах о его жизни правду почти невозможно отделить от вымысла.
Тайная комиссия и «неудобные» признания
В 1917 году Временное правительство, чтобы поставить точку в слухах о «гареме» Распутина, организовало Чрезвычайную следственную комиссию. Результаты удивили всех: одна за другой «возлюбленные» старца под присягой отрицали свою причастность к скандальным похождениям. Среди них — вдова казачьего офицера Надежда Воскобойникова, танцовщицы Белинг и Варварова, светские кокетки Трегубова и Лунц и другие влиятельные особы.
Даже предполагаемая «главная фаворитка» — фрейлина императрицы Анна Вырубова — тоже категорически опровергла намёки на близость с Григорием Ефимовичем. Более того, именно она сама попросила врачей подтвердить её невинность, и результаты осмотра это полностью доказали, давав мощный прессе.
Разоблачение сплетен исследователями
Культуролог Вадим Руднев подчёркивал, что «любовные утехи» Распутина, о которых шёпотом судачили в салонах, в основном сводились к разгульным кутежам с артистками кабаре и представительницами той самой профессии. При этом никаких реальных свидетельств о его связях с дамами из высшего сословия следствие не обнаружило.
Писатель Андрей Шляхов на страницах книги «Распутин. Три демона последнего святого» подчеркивает, что такие политические противники Распутина, как октябрист Михаил Родзянко, всеми силами пытались выдвинуть против него обвинения на почве личной жизни.
Однако, по словам Шляхова, удалось найти лишь три «заявления» сомнительного происхождения, вскоре признанных сфабрикованными. Несмотря на то, что слухи приписывали Распутину целый круг возлюбленных, никто не пытался предъявить ему «незаконнорождённого» отпрыска. Странный парадокс для человека, которого раз за разом делали символом неуёмной страсти.
Масонское лобби против Распутина
Впрочем, есть и другая информация о любвеобильном старце. Согласно мнению публициста Олега Платонова, дезинформацию о «сладострастии» Распутина распространяли члены Всемирной масонской организации, желавшие дискредитировать царскую семью. Масонская ассамблея в Брюсселе, приняла решение «бить» по репутации Николая II и его окружения через самую уязвимую фигуру — Григория Распутина. Либеральные газеты охотно подхватили скандальные слухи, создавая токсичную атмосферу, в которой царю уже никто не верил.
В эту кампанию были вовлечены такие известные личности, как Винавер, Амфитеатров, Гессен и Маклаков, работавшие изданиях «Русское слово» и «Речь». Им вторили влиятельные антимонархисты Керенский, Чхеидзе, Джунковский и Рубинштейн. В итоге к концу 1916 года Распутина в массовом сознании представляли уже почти как рогатого дьявола, обманувшего доверчивого государя.
«Хлыстовская» тень
Также против Григория Ефимовича был запущен слух о, якобы, хлыстовском прошлом Распутина был ещё одним инструментом очернения его репутации. Хотя Русская православная церковь трижды проверяла эти обвинения и не обнаружила никакой связи с сектой, газетчики продолжали раздувать сенсацию. «Доказательством» называли совместное мытьё Григория Ефимовича с женщинами в бане, напоминающее ритуальные хлыстовские «радения». Однако профессор Громогласов указывал, что коллективное купание в Сибири считалось вполне обычным делом. Также религиовед Фирсов отмечал, что характер старца был слишком независимым, чтобы безоглядно примкнуть к любому движению.
Публицист Борис Романов утверждал, что в юные годы сибирский странник действительно контактировал с хлыстами, но вскоре отошёл от их круга. Впоследствии Распутин объявил себя «хранителем святого духа» и уверял, будто именно через телесные испытания и самоуничижение способны исцелять. По версии Романова, сам старец при этом не мог подавить свои земные влечения к женщинам и придумал для них «духовное» объяснение: если грешная душа вступает в контакт с «божьим человеком», то очищается.
А было ли влечение?
Психолог Александр Коцюбинский и историк Даниил Коцюбинский выдвигают другое предложение. Основываясь на некоем «неизданном дневнике», они допускают, что Григорий Ефимович специально распространял все байки о своей неудержимой страсти, чтобы спрятать под ними то ли периодическое бессилие, то ли влечение к лицам другого пола. Авторы ссылаются на иеромонаха Илиодора, который якобы видел «четыре типа» женщин в окружении Распутина: с одними он лишь целовался, других «омывал», третьих «избавлял от бесов», а с очень немногими имел настоящую связь. По мнению Илиодора, таким образом старец призывал их к очищению.
Ну, а те же Коцюбинские даже указывают, что Григорий якобы гордился способностью «исцелять не только женщин, но и мужчин». По одной из их версий, ближе всех к сердцу старца подобрался Феликс Юсупов — человек, который впоследствии и стал его палачом. Пожалуй, такие истории о Распутине вызывают больше вопросов, чем ответов. Тем не менее одно очевидно: образ сумасбродного развратника — это редкий пример того, как в смутное для страны время одна яркая личность способна стать фокусом для страха, ненависти нескольких поколений.
Будьте в курсе главных литературных трендов! Больше полезных статей читайте в Литрес Журнале.
⭢ Читать ⭠