Найти в Дзене
Школа писателей Band

Рецепт «Лё биг-мака» Квентина Тарантино

Что делает его сценарии такими запоминающимися? Все, кто знаком с творчеством этого великого режиссёра, знают, что его фильмы часто наделяются статусом культовых, понятие «тарантиновский диалог» приобрело терминологический окрас, а особенности повествования в его картинах ни одного зрителя не оставляют равнодушным. В чём секрет фирменного стиля? Попробуем разобраться. Но не потому, что тяготеет к преступному миру. Криминальные элементы — это те люди, в жизни которых постоянно что-то происходит, они всё время активно действуют, ежеминутно сталкиваются с проблемой выбора, а плата за этот выбор очень высока — тюрьма или свобода, жизнь или смерть. Напишите им ещё захватывающий диалог, как это делает Тарантино, и вот вам кино! Квентин Тарантино умеет построить потрясающее, насыщенное, активное драматическое действие абсолютно на ровном месте — только при помощи диалога. И этот диалог — не просто разговор. Самый яркий пример, уже ставший мемом, — диалог героев «Криминального чтива»: они едут
Оглавление

Что делает его сценарии такими запоминающимися?

Все, кто знаком с творчеством этого великого режиссёра, знают, что его фильмы часто наделяются статусом культовых, понятие «тарантиновский диалог» приобрело терминологический окрас, а особенности повествования в его картинах ни одного зрителя не оставляют равнодушным.

В чём секрет фирменного стиля?

Попробуем разобраться.

Квентин Тарантино обожает бандитов и гангстеров

Но не потому, что тяготеет к преступному миру.

Криминальные элементы — это те люди, в жизни которых постоянно что-то происходит, они всё время активно действуют, ежеминутно сталкиваются с проблемой выбора, а плата за этот выбор очень высока — тюрьма или свобода, жизнь или смерть.

Напишите им ещё захватывающий диалог, как это делает Тарантино, и вот вам кино!

Тарантиновский диалог

Квентин Тарантино умеет построить потрясающее, насыщенное, активное драматическое действие абсолютно на ровном месте — только при помощи диалога. И этот диалог — не просто разговор.

Самый яркий пример, уже ставший мемом, — диалог героев «Криминального чтива»: они едут в машине и обсуждают, как во Франции называют биг-мак:

— В Париже в «Макдональдсе» можно купить пиво. А знаешь, как в Париже называют четвертьфунтовый чизбургер?
— Они не называют его «четвертьфунтовый чизбургер»?»
— Нет, у них метрическая система, и они не знают, что такое четверть фунта… Они называют его «Роял Чизбургер».
— «Роял Чизбургер». А как они называют биг-мак?
— Биг-мак – это биг-мак, только они называют его «ЛЁ биг-мак».
— «ЛЁ биг-мак». Ха-ха-ха. А как они называют воппер?
— Не знаю, я не был в «Бургер Кинге».

Несмотря на кажущуюся неуместность, нарочитую обыденность и затянутость, каждая фраза в тарантиновском диалоге служит определённой цели.

  • Она либо раскрывает персонажей, показывая их глубину и сложность, а часто и противостояние,
  • либо создаёт напряжение между действующими лицами.

Причём в начале диалога этого напряжения может и не быть. Оно возрастает по мере обмена репликами между собеседниками и достигает кульминации в самом конце. На протяжении всей сцены зрителя не покидает ощущение, что что-то должно произойти.

В качестве одного из приёмов создания запоминающегося диалога сам маэстро советует не вкладывать реплики в уста персонажей, а просто позволяет им разговаривать друг с другом и записывает за ними как репортёр.

Даже если в написании собственных текстов и сценариев вы не стремитесь подражать великому режиссёру, понимание особенностей создания им его легендарных работ поможет вам выйти на новый уровень и найти собственный запоминающийся стиль и манеру повествования.

// По материалам выступления драматурга Александра Железцова «Как писать диалоги в драматургии» в открытом лектории школы Band.