Новый год.
До XV века на Руси новый год наступал 1 марта по юлианскому календарю.
С XV века новый год начинался 1 сентября. Эту дату установил в 1492 году Иоанн III. Обычай начинать год с сентября месяца пришёл на Русь из Византии вместе с церковными обрядами и богослужебными книгами.
В 1699 году по указу Петра I празднование нового года было перенесено на 1 января. Император ориентировался на европейские обычаи. Пётр I изменил систему летоисчисления — теперь оно велось не от «Сотворения мира», а от Рождества Христова. Тогда 7208 год впервые стал с 1 января считаться новым 1700 годом.
20 декабря 1699 года Пётр I издал указ «О праздновании Нового года». Государь велел перенести праздник на 1 января и расставлять в домах, перед воротами и на улицах красиво украшенные деревья, а также ветви хвойных пород — сосны, ели, можжевельника.
По велению императора свои дома должны были украсить абсолютно все: как богачи, так и бедняки. «Скудным» людям предписывалось поставить хотя бы одно деревце или повесить ветки на ворота.
Рождество.
Рождество пришло в Россию после крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Ввиду того, что для Древней Руси было характерно двоеверие, православные обычаи празднования Рождества долгое время соседствовали с языческими обрядами. Так, на Святки, то есть в период между Рождественским сочельником и Крещением, богослужения в храмах проходили параллельно с гаданиями, ряжениями, кулачными боями, исполнением колядок и другими традиционными забавами.
В конце XVII — начале XVIII веков из Польши в Россию проник вертепный театр: на Рождество в специальном ящике-вертепе с помощью кукол разыгрывались сценки о рождении Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода.
Идея наряженного рождественского дерева пришла из Германии: сначала там ели украшали яблоками, свечами и восьмиконечной звездой. В России она стала популярной лишь в XIX веке при супруге императора Николая I — немецкой принцессе Фредерике Луизе.
25 декабря 1851 года (7 января 1852 года - по новому стилю) в Санкт-Петербурге впервые была наряжена общественная рождественская ёлка.
Ёлка была установлена в помещении Екатерининского вокзала (в наше время Московского). На ней красовались бусы, игрушки, сладости, фрукты, свечи, а на верхушке дерева установили звезду.
Традиция вертепного театра продержалась вплоть до Октябрьской революции 1917 года. В России переход на григорианский календарь состоялся в 1918 году после Октябрьской революции. Совет Народных Комиссаров издал декрет о том, что за 31 января должно следовать 14 февраля, таким образом, от календаря отпали 13 дней.
Большевики были против Рождества, потому что считали его религиозным праздником, который представлял православную церковь с её догматами, многочисленным духовенством, пышными праздниками и верой в Христа.
Первое неудобство в праздновании Рождества было связано с переходом на Григорианский календарь в 1918 году. Церковь его не признала, и Рождество приходилось на 7 января, в стране это был обычный рабочий день.
После победы в гражданской войне новые власти обратили внимание на церковные праздники, уже осенью 1921 года прошли антирелигиозные мероприятия. В январе 1922 года прошли первые «красные ёлки»: комсомольцам порекомендовали обходить дома с красной пятиконечной звездой (символ СССР), вместо восьмиконечной Вифлеемской (небесное знамение, возвещающее рождение Иисуса Христа), показывая, что в Рождестве нет никакой святости.
Официально Рождество перестало быть праздником в 1929 году, потеряв статус выходного дня.
Чтобы отвлечь верующих от храмов, в домах рядом с церквями открывались богоборческие кружки, которые в разгар Рождественского поста зазывали молодёжь на антирождественские вечера и пляски, ездили по сёлам с антирелигиозными спектаклями, инсценировками или «живыми картинами».
В 1991 году в России вновь разрешили официально праздновать Рождество на государственном уровне.
Ель считается символом и Нового года, и Рождества.
Традиция украшать ель как символ Рождества берёт начало из библейских легенд: Мария и Иосиф, родители Иисуса, когда бежали от царя Ирода, прятались в пещере и загородили её еловыми ветвями.
Вифлеемская звезда — важный символ Рождества. Она взошла на небо, чтобы возвестить миру о рождении Спасителя. Лучи этой яркой звезды указали путь к пещере волхвам. С тех пор Вифлеемская звезда изображается на многих иконах, а в домах ей украшают верхушку рождественской ели.
Однако постепенно ель превратилась и в символ Нового года. В России эта традиция появилась благодаря Петру I: в 1699 году он указом перенёс начало гражданского Нового года на 1 января и установил обычай украшать в честь Нового года деревья, в том числе ель.
Таким образом, хотя продолжительное время ель ассоциировалась именно с Рождеством, она постепенно превратилась и в символ Нового года.
Покупаете ли Вы звезду на свою праздничную ёлку, не задумываясь, сколько у нее лучей...
Или, традиционно, устанавливаете звезду пятиконечную, сохранившуюся ещё с детства, которая отдельно включается в розетку, и приходится протягивать тройник, чтобы и гирлянду включить...
Или, устанавливаете восьмиконечную звезду, и последнюю неделю придерживаетесь Рождественского поста, в то время, как другие традиционно готовят "Оливье" и "Шубы"...
С ПРАЗДНИКАМИ ВАС!
ЛЮБЛЮ, СЧАСТЬЯ, ДОБРА!