Найти в Дзене

Окончательное закрепощение крестьян на Руси. Соловецкое сидение, стрелецкий бунт и закрепление власти Романовых.

Продолжим? Так называемое «Соборное уложение 1649 года» ставит окончательную точку в закрепощении крестьян, полностью лишает их свободы передвижения, фактически привязывает к определенной территории – поместью. Крестьянин становится личной собственностью своего господина, даже свободный от долгов крестьянин терял право поменять место жительства — он становился «крепок», то есть прикреплён навечно к тому поместью, где его застала перепись 1620-х годов. Вводился бессрочный срок сыска беглых крестьян. Господин имел теперь право вернуть самого беглеца или даже его потомков со всем нажитым в бегах добром, если мог доказать, что именно из его поместья сбежал крестьянин. Данная статья не ставит своей целью оскорбление чувств верующих, а является попыткой разобраться в связке истории с верованиями славян на территории Руси. Необходимо было сломать свободную волю крестьянства, изменить его мировоззрение и для осуществления этого нужна была идеологическая подпорка. Фундаментом для этой идеологич

Продолжим? Так называемое «Соборное уложение 1649 года» ставит окончательную точку в закрепощении крестьян, полностью лишает их свободы передвижения, фактически привязывает к определенной территории – поместью. Крестьянин становится личной собственностью своего господина, даже свободный от долгов крестьянин терял право поменять место жительства — он становился «крепок», то есть прикреплён навечно к тому поместью, где его застала перепись 1620-х годов. Вводился бессрочный срок сыска беглых крестьян. Господин имел теперь право вернуть самого беглеца или даже его потомков со всем нажитым в бегах добром, если мог доказать, что именно из его поместья сбежал крестьянин.

Данная статья не ставит своей целью оскорбление чувств верующих, а является попыткой разобраться в связке истории с верованиями славян на территории Руси.

Необходимо было сломать свободную волю крестьянства, изменить его мировоззрение и для осуществления этого нужна была идеологическая подпорка. Фундаментом для этой идеологической подпорки стала Малороссия, как легитимация власти Романовых от Рюрика, то есть из Киева. И осенью 1653 года собирается Земский собор, на котором рассматривается один вопрос о принятии Запорожского Войска в состав Московского государства, то есть о присоединении Малороссии. Фактически это был последний Земский собор, так как проведенный в 1684 году собор о вечном мире с Речью Посполитой был просто формальностью. Ответный ход не заставил себя долго ждать и уже 8 января 1654 года состоялась Переяславская рада, скреплённая присягой на верность, и подтвердившая вхождение Войска Запорожского, территории и населения Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводств Речи Посполитой, подконтрольных казакам в состав Русского царства.

Из открытых источников сети интернет.
Из открытых источников сети интернет.

Но соединялись не только население и территории, необходимо было объединить две церкви с разными религиозными укладами. Московия больше и весомее в этом объединении и логичнее было распространить московский уклад на малороссийскую территорию. Но логика не работает, когда есть цель утверждение своей власти и полное закрепощение крестьянства на Руси. Малороссийское население принимается в состав Руси свободным и на них не распространяется крепостное право, этим лишний раз подчеркивается превосходство малороссов над московитами. Они лучше, они правильнее, а значит и малороссийский церковный уклад чистый, а московский замутнен и искажен татарским влиянием, под которым Московия 300 лет находилась.

И тогда Романовы, не захватчики, которые получили власть от польско-литовской клики, а освободители Московии, которые теперь ещё и возвращают истинную веру на замутненные татарским влиянием территории. Так подводится основа для замены московского религиозного уклада на греческий. Правда «забывая» сказать при этом, что греческий уклад к этому времени уже сильно переформатирован. Потеряв свой центр в лице Византии, Константинополь попал под влияние римской церкви, которая не явным, но косвенным воздействием уводила в сторону от истинной веры. Лишившись финансирования из центра и находясь почти 200 лет под османами, превратился просто в «коммерческую лавочку».

Из открытых источников сети интернет.
Из открытых источников сети интернет.

Постепенная подготовка к реформам идет с конца 1640-х годов и проводится частями, размолвка Никона с царем и его отстранение от патриаршества в 1658 году дает надежды народу, что «никоновские новины» будут отменены. Можно сказать, что до Собора 1966-1967 годов реформы находятся внутри церкви на уровне высшего и среднего духовенства. Собор 1966-1967 годов окончательно закрепляет реформы и предает анафеме русскую церковь, как писал церковный историк XX века Карташев Антон Владимирович «посадили на скамью подсудимых всю русскую московскую церковную историю, соборно осудили и отменили ее».

В 1668 году монахи Соловецкого монастыря отказываются признавать реформы и начинается Соловецкое восстание или Соловецкое сидение — вооружённое сопротивление насельников монастыря. Они утверждают, что попов больше нет, священство прекращено, так как оно продано чужеродным силам, малоросско-польским захватчикам. Данный религиозный подход идет в народ и по всей стране начинаются волнения. Это сильно напрягает власть и на подавление Соловецкого бунта отправляются царские войска. Стрельцы из соседних с Соловками регионов: холмогорские, архангелогородские, костромские поддерживают мнение монахов и отказываются против них воевать.

ИИ.
ИИ.

Войско формируют из стрельцов дальних регионов и с 1669 года начинается осада монастыря, которая продолжалась до 1676 года. Семь лет монахи отбивали атаки стрельцов, за эти семь лет три раза меняли воеводу, Игнатий Волохов до 1672 года, потом Иевлев. Осенью 1673 года воеводой назначают Ивана Алексеевича Мещеринова, на самом деле его фамилия Мещерский, выходца из Малороссии. И только в начале 1676 года, после предательства чернеца Феоктиста, царские войска захватили монастырь.

Одновременно с Соловецким сидением в южных волжских регионах начинается восстание Степана Разина. Говоря о целях восстания, уничтожение дворянства и крепостного права, освобождение царя, которого захватили бояре и изводят царскую семью (смерть жены и двух сыновей), историки сознательно опускают религиозные мотивы. Однако связь очевидна, сам Разин два раза за время восстания побывал на Соловках, постоянным спутником Разина был Никифор Иванов, священник старовер. Партизанские отряды Разина возглавляет старовер поп Савва, отрядом беглых крестьян, более 2000 человек, руководит Алёна Арзамасская, бывшая монахиня, которую потом по приказу воеводы Ю. А. Долгорукова, после пыток, сжигают в срубе, как разбойницу и еретичку, подозреваемую в колдовстве. Таким образом, восстание Степана Разина носило как социальный оттенок - против бояр и закрепощения крестьян, так и религиозный - против реформ.

Все это происходит после окончания русско-польской войны 1654 - 1667 годов и подписания Андрусовского перемирия, по которому в состав Московского царства входят левобережная Малороссия и Киев. Туркам становится ясно, что власть в Московском царстве сменилась, теперь «правит балом» в Московии польско-литовская клика и прежние договоренности не имеют значения. В Москве тоже понимали, что войны не избежать и готовились к ней, но после смерти Алексея Михайловича, турки решили нанести опережающий удар, вышли на территорию Малороссии и осадили в 1677 году крепость Чигирин. Крепость являлась форпостом от которого шли пути дальше на Малороссию и на Москву.

Взятие крепости в 1678 году всколыхнуло всю страну, воеводы со всей страны писали в Москву, что крепости окружены народом, они в осаде и всё пропало. Народ пытался освободиться от такой власти, которая несла закрепощение крестьян физически и духовно, так царский гарнизон Красноярска во главе с воеводой был более полугода осажден в крепости народными массами. Царская власть понимала, что продвижение турок дальше и их объединение с бастующими регионами приведет к полному краху, поэтому предпочла решить вопрос с турками дипломатическим путем, и османы ушли воевать против австрийцев.

Последним аккордом, когда староверы, олицетворявшие весь русский народ, участвовали в большой политической игре, стал стрелецкий бунт 1682 года. Нервный тик у Петра I на всю жизнь сохранился после того, как на глазах 10-летнего царя стрельцы растерзали нескольких сановников. Староверы начали агитацию среди стрельцов с призывами возвращения к дониконовским порядкам, и глава стрельцов князь Иван Андреевич Хованский принял их сторону. Староверы требовали теологического диспута с патриархом Иоакимом прямо на Красной площади при большом скоплении народа. С большим трудом царевне Софье удалось уговорить лидера староверов Никиту Пустосвята на диспут с патриархом в Грановитой палате Кремля, который закончился скандалом и взаимными обвинениями в ереси.

ИИ.
ИИ.

Выйдя из Кремля на Красную площадь с высоко поднятой головой, Пустосвят объявил, что победил в диспуте и начал разогревать народ. Но тут уже Софья проявила себя, как политический лидер, переманив на свою сторону часть стрельцов и уговорила их убить Пустосвята. Через некоторое время расправилась она и с Хованским, таким образом последний шанс староверов остался не реализован. Патриарх Иоаким разработал карательные меры против староверов, которые Софья, как регент при младших братьях Иване и Петре, подписала 7 апреля 1685 года в виде «12 статей», фактически введя инквизицию в стране, чтоб закрепить свою победу. Победила не просто никонианская церковь, победу одержала система, которую освящала эта церковь – романовская власть и всевластие дворянско-аристократической-польско-литовской прослойки, а народ окончательно стал рабом этой новой элиты.

Можно с полной уверенностью сказать, что эти 15 лет, с 1667 года до 1682 года, были самым тревожным временем для романовской власти, власть воевала с народом. Романовские историки сознательно размыли всю эту войну на отдельные, не связанные друг с другом конфликты. Однако это была постоянная, идущая с различной степенью интенсивности на протяжении 15 лет, война, а война внутри страны — это гражданская война.

Размышления о истории и не только. | Исторический сказочник | Дзен