В конце декабря 2024-го года мне выпала короткая командировка в Ташкент. Вылет из Москвы у меня был в понедельник вечером рейсом Аэрофлота. Уже во второй раз в декабре вылетаю из международного терминала С аэропорта Шереметьево и не могу понять, почему с аэропортом творится такая "дичь" сейчас. В первый раз я подумал, ну всякое бывает, так звезды сошлись наверное. Но и во второй раз ситуация повторилась практически полностью. Не представляю даже, какой коллапс происходит в пиковые Новогодние даты и сколько пассажиров попросту не успели на свои рейсы.
Хорошо помню времена, когда было достаточно приехать в аэропорт за два часа до вылета. Сейчас же Аэрофлотом рекомендуется приезжать за три часа до вылета и при этом едва успеваешь пройти все предполетные процедуры и успеть на посадку. Начинаешь испытывать проблемы еще на первом барьере безопасности перед входом в терминал. В моём случае очередь растянулась на час. И если раньше этот первый досмотр был совсем лайтовым, то видимо правила сильно поменялись. Я не увидел большой разницы в требованиях сотрудников авиационной безопасности между первым досмотром и основным, уже перед входом в "чистую зону". Ну может разве что только воду не отнимают, а так практически всё тоже самое. И ноутбуки и планшеты заставляют вытаскивать из ручной клади, а также включить их после рентгеновского аппарата. Поэтому совсем не удивительно, что на входе в терминал скапливается такое огромное количество пассажиров.
Каждый пассажир, попадающий в Зеленый таможенный коридор, подвергается допросу на тему провозимой наличной валюты. Таможенники задают теперь не только стандартные вопросы "Сколько валюты везёте?", на что ты уверенно отвечаешь суммами перевозимых рублей и долларов. Но и достаточно странные "А Евро есть?". И сразу же хочется ответить: "А что, купить хотите? Именно Евро нужны"? И успешно пройдя игру в вопросы/ответы с таможенниками, ты совсем не рассчитываешь застрять у стойки, где сотрудник всего лишь сверяет ваш паспорт с посадочным, ставит штамп и отпускает. Очередь к этой стойке составляла примерно 100 пассажиров и двигалась очень и очень медленно. В этот момент ты с ужасом представляешь, а что же тогда творится в зоне досмотра, где и в лучшие времена всегда скапливается большое количество пассажиров?
А в зоне досмотра всё было достаточно банально. Просто не хватало лотков, в которые требуется сложить верхнюю одежду и ручную кладь. И не потому, что лотков нет в нужном количестве, а по причине "повышенной расслабленности" сотрудников аэропорта. Эти пустые лотки аккуратно сложены стопкой, но никто и не собирается их принести к ожидающим досмотра в очереди длиной примерно в 50 метров. Даже поругался с одним из сотрудников, вальяжно сидящим за монитором у рентгеновского сканнера. Спросил его вежливо: "А как-то можно доставить лотки пассажирам"? На что получил лаконичное в ответ: "Как-то можно" и усиливая эффект максимального пренебрежения к моей просьбе, сотрудник показательно принял позу "очень сильно отдыхающего" и не собирающегося исполнять "чужие капризы". Тут уж у меня взыграла кровь и я высказал этому сотруднику транспортной безопасности всё, что я думаю о нём лично и в целом о качестве сервиса аэропорта Шереметьево. Но это был конечно глас вопиющего в пустыне.
Пройдя с боями досмотр, ты оказываешься в зоне паспортного контроля, которая еле вмещает всех желающих вылететь за рубеж.
Хорошо, что паспорт у меня выше 75-й серии, который позволяет пройти автоматический контроль, а так застрял бы ещё и здесь примерно на час. Надо сказать, что на контрасте например, с китайским автоматическим контролем, наш смотрится достаточно убого. Неоднократно проходил эту процедуру в Китае и занимает она не более 15 секунд для сканирования паспорта. На российскую же тратится примерно 4-5 минут на человека. Тем не менее, всё прошло удачно и инициативно поставив штамп о пересечении границы, я направился в бизнес-зал Малевич.
За этот год мне удалось налетать на Золотой статус программы Аэрофлот-Бонус, поэтому теперь могу бесплатно воспользоваться услугой доступа в бизнес-зал. И решил проверить, а изменилось ли что-то в лучшую сторону? Не хочу вдаваться в описание деталей зала, в интернете можно найти подробные гайды с описанием. Но хочу отметить, что несмотря на то, что Аэрофлот ужесточил условия, по которым можно теперь попасть в Малевич, наполнение пассажирами соответствовало загрузке примерно в 99%. Мне вообще кажется, что в последнее время вся хорошая затея с бизнес-залами потеряла какой-либо практический смысл. Свободные места частенько тяжеловато бывает найти, бесплатные алкогольные напитки крайне сомнительного качества, про еду вообще говорить не хочется. Предлагаемые рыбные котлеты и мясные тефтели правильнее было бы называть "хлебными с легкими вкраплениями мяса и рыбы".
Даже питьевую воду и бокалы не всегда просто отыскать в этом зале.
Примерно три четверти гостей зала были китайцами, так как практически одновременно в вечернее время совершается с десяток вылетов в разные локации в Поднебесной. То, как себя ведут эти представители Поднебесной, словами сложно описать. Они сметают весь бесплатный шмурдяк* бутылками себе на стол и активно начинают его распивать. Ну не ведут китайцы себя так в своей стране. Ну любят выпить конечно, но чтобы бутылками в одно лицо и перемещаться потом на четвереньках, такого не встречал, хотя в Китае был раз двадцать наверное.
* меня порадовало описание термина "шмурдяк" в интернет-источниках: "на языке люмпенов и прочих асоциальных личностей означает плохое, суррогатное, низкокачественное вино".
Далее китайцы занимают все свободные диваны и принимают положение лёжа, так как стоят на ногах уже плохо. И это одна из причин, почему на всех места в бизнес-зале не хватает.
Поэтому пришлось занять единственные доступные места в баре и заказать себе чего-нибудь повеселее на дорожку.
И какой же смысл тогда в посещении бизнес-зала? Напитки покупаешь сам, на шведском столе найти что-то съедобное, задача не из лёгких. Так потом еще и свободный столик не отыскать. Получается, что проще зайти в какой-нибудь приличный ресторанчик и насладиться хорошей едой и напитками.
Как итог, сейчас Шереметьево далеко не самый комфортный аэропорт для международного перелета. Мой обратный рейс из Ташкента прилетел в Домодедово и буквально за две минуты я прошел все формальные процедуры и не нашел ничего, к чему можно было бы "прицепиться". Всё было идеально организовано и аэропорт Домодедово оставил иключительно приятные впечатления. Я даже задумался, а с чем это может быть связано? Ведь в прошлом Домодедово никогда не отличался каким-то отменным сервисом и я старался всегда избегать этот аэропорт. И причина лежит на поверхности. Просто в последнее время из Домодедово ушло большое количество иностранных авиакомпаний. По информации с официального сайта аэропорта на текущий момент их всего осталось десять.
Я не смог найти объективную информацию по точному количеству иностранных авиакомпаний, вылетающих из аэропорта Шереметьево, но самостоятельно насчитал не менее 25 зарубежных перевозчиков. Таким образом, загрузка Шереметьево в настоящий момент, в два с половиной раза выше, чем в Домодедово. И причина постоянного столпотворения в Шереметьево теперь точно объяснима. Поэтому вряд ли что-то изменится в ближайшее время в лучшую сторону. Разве что только нужно будет приезжать в аэропорт не за три, а уже за четыре часа до вылета, чтобы успеть на свой рейс.
Спасибо и удачных путешествий!