Возможно, кому-то это покажется несовременным и даже старомодным, но Церковь верит в существование бесов. Конечно, в первую очередь она верит в Христа и Бога, но и бесы — неотъемлемая часть её учения.
Церковь убеждена, что в мире существуют тёмные силы, которые борются с христианами, стремясь погубить их и завладеть их душами. Это не просто древний миф или устаревшие представления, а реальный опыт духовной жизни, который подтверждается нашим окружением и жизненными ситуациями.
Если прогуляться по улицам современных городом, можно встретить людей, которые кажутся одержимыми. Но мы не знаем, что с ними происходит на самом деле. А вот если посетить монастырь или храм, где собираются такие люди, можно увидеть, как они действительно ведут себя как одержимые: рычат, визжат, женщины говорят басом. Некоторые подходят к Причастию и начинают биться в истерике, и, несмотря на попытки четырёх человек удержать их, это не удаётся. По рассказам одного батюшки, который постоянно принимает участие в таинстве крещения, сейчас часты случаи поражения нечистым духом младенцев, которые не умея говорить, при окунании их в купель со Святой водой, начинают говорить мужским басом:" не надо воды, она обжигает огнём.." Родители видя это, падают в обморок.. Оказывается, дети заражаются нечистым духом ещё в утробе, через неправедную жизнь родителей..
Но с чего всё началось?
Священное Предание Церкви хранит историю о событиях, которые произошли в мире ангелов ещё до сотворения вселенной. В то время самый одарённый и могущественный из ангелов, Денница, в порыве гордыни и зависти к Творцу восстал против Бога и отпал от светлого ангельского мира.
В Священном Писании также есть намёки на то, что с самого начала творения существует некая таинственная сила, которая с самого начала противостояла Богу.
Человек не знает о трагедии, произошедшей в мире духов, но эти намёки ясны: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездной» (Быт. 1:2).
Слово «бездна» на иврите «техом» часто встречается в Ветхом Завете и обозначает стихию хаоса, которая противостоит воле Бога.
Вместе с последовавшими за ним ангелами Денница образует царство, противоположное Царству Бога.
Но что же произошло?
Денница хотел обрести независимость, но Бог — это основа всего.
Бог — это сама жизнь, и всё, что теряет связь с Ним, перестаёт существовать. Поэтому дьявол может существовать только за счёт божественной жизни, у него самого нет бытия. Не случайно он не может творить, он только разрушает.
Зло может существовать только паразитируя на добре. Смерть может существовать только уничтожая жизнь.
С самого начала создания людей дьявол пытается проникнуть в душу каждого человека, а через человека — во всё творение, и таким образом обрести способ существования, как плесень, как паразит, живя и питаясь за счёт этого бытия, поддерживаемого Богом.
Отцы Церкви считают, что именно мы, поддаваясь греху, даём бесам возможность существовать и проявлять себя в мире. Те, кто утверждает, что зло — это нечто само по себе, не понимают сути вещей. Но в нас оно проявляется со всей силой и очевидностью, подталкивая к самым низменным желаниям.
Многие из нас, вероятно, слышали историю о том, как Господь исцелил бесноватого, который в новолуние бросался в воду и огонь. Апостолы не могли совершить этого чуда, и тогда отец несчастного пришёл и стал просить милости у Спасителя, и тот исцелил его.
Когда апостолы спросили, почему они не смогли сделать то, что сделал Господь, Он ответил: «Род сей изгоняется только молитвой и постом» (см. Мф.17:21). Эти слова мы должны крепко запомнить и пронести через своё сознание и сердце.
Сегодня существует множество людей, одержимых дьяволом. Некоторые из них даже появляются на телевидении. Когда смотришь в глаза таких людей, видишь дьявольскую злобу и бездну, разверзающийся ад.
Когда дьявол господствует над человеком, когда он порабощает его мысли и толкает на хулу на Духа Святого, такой человек становится рабом дьявола.
Как же выйти из этого рабства?
Почему же этот дух можно изгнать только с помощью молитвы и поста? Святитель Иоанн Златоуст очень точно выразил эту мысль: «Не бойся поста, ибо от поста бежит дьявол».
Пост и воздержание заставляют человека обратить внимание на свои чувства и внутреннее состояние. Они связаны с самоограничением и самовоспитанием, с тем, чтобы разум стал главным в поведении человека.
Человек, который постится, — это человек, следующий Божьим заповедям и стремящийся жить по ним. Он ограничивает свои желания и раскаивается в своих грехах.
Когда человек молится и постоянно общается с Богом, он находится под Его защитой. Дьявол не может повлиять на такого человека.
Дьявол пытается внушить человеку плохие, грязные и богохульные мысли, но человек, который постится и контролирует свои мысли, может противостоять этому искушению. Дьявол отступает.
Однако у человека есть чувства, страсти и инстинкты, и дьявол часто пытается подчинить их себе. Иногда ему это удаётся.
Но человек, который постится, контролирует свои чувства и исповедуется, чтобы покаяться в своих грехах, даже в мыслях,такого человека не так просто сбить с пути, потому что он может контролировать свои действия.
«Этот род изгоняется молитвой и постом», — гласит одна из заповедей.
Но к сожалению, с какой лёгкостью люди отдают свою душу дьяволу, поддаваясь интеллектуальным соблазнам — даже не столько интеллектуальным, сколько мыслям, образам и моделям поведения, которые навязчиво предлагаются современному человеку. И это не говоря уже о полном подчинении чувственного начала!
Этим людям кажется, что они герои, что они сильные, ведь у них есть власть, деньги и могущество. Они могут удовлетворять любые свои желания и прихоти, чувствуя свою независимость от всех, включая Бога. Они не осознают, что на самом деле являются жалкими рабами, марионетками дьявола.
В православной традиции тема бесов является довольно сложной и потенциально опасной. В христианстве существует два подхода к пониманию природы бесов. Некоторые люди не верят в их существование и бесы радуются этому, поскольку могут свободно воздействовать на человека, который не боится их. С другой стороны, есть те, кто проявляет к ним чрезмерный интерес, который может быть нездоровым.
В современном мире наблюдается повышенный интерес к мистике, сглазам, приворотам, тёмным силам и инопланетянам. Всё это создаёт благоприятную почву для вовлечения людей в круг действий и воздействий, связанных с этими темами. И тогда, когда человек проявляет чрезмерный интерес к бесам, он может забыть о Христе, спасении и таинствах.
Отчитка - это обряд экзорцизма.
Церковь предостерегает от любых контактов с тёмными силами. Следует избегать личного общения с ними. Однако, несмотря на это, практика отчиток существует и является реальной, она очень опасна и неоднозначна.
Тем не менее, в истории Церкви всегда были святые, которые занимались отчитками. Наши современные оппоненты могут сказать, что это недопустимо, но есть примеры канонизированных святых, которые практиковали отчитки. Например, старец Симеон Псково-Печерский, живший в XX веке, был замечательным подвижником и одним из величайших сподвижников русского монашества. Он много лет занимался отчитками.
Дьявол возбуждает плоть человека, лишая его свободы и возможности управлять собой. Только в моменты, когда жизнь рушится, когда кажется, что всё потеряно, когда нет ни друзей, ни семьи, ни любимых, а лишь одни страсти, мы можем осознать своё духовное состояние. Мы должны противостоять массовому беснованию, которое охватывает миллионы людей. К сожалению святые отцы занимающиеся отчитками, тоже попадают в сети нечистого. Священнослужители часто оказываются в состоянии заблуждения, когда им кажется, что они достигли духовного совершенства, хотя на самом деле они находятся в духовном падении и обольщении.
Иногда священники, которые дерзко начинали совершать отчитки без благословения, уходили из церкви, впадали в грехи, расколы, вступали в незаконные отношения и т. д. Это очень опасное состояние, в которое человек может попасть в церкви — ересь и т. д. Здесь надо быть осторожным, ибо это область действия духовных сил, которая требует большой духовной ответственности, и не каждый человек может в неё войти и существовать в ней. Вероятно, именно поэтому Бог после грехопадения человека закрыл от нас ангельский мир и мир бесовский, чтобы это было опасно для неопытных душ.
Отчитки — это ситуация, когда человек ходит по лезвию ножа, но с другой стороны, это необходимо для многих, и это нужно учитывать.
В связи с этим хочу отметить ещё один важный момент. Каждый православный человек хотя бы раз в жизни подвергался экзорцизму — это происходит перед крещением.
Существует специальный чин экзорцизма и чин отречения от сатаны.
Дело здесь не в том, что в каждом человеке сидит бес и он может в любой момент забиться на ковре в конвульсиях, с пеной у рта, криками и руганью. Речь идёт о том, что каждый человек, рождаясь в этот мир, находится под властью первородного греха — это отдельная большая тема для обсуждения.
Первородный грех делает человека бессильным перед сатаной, он находится в состоянии рабства ему. Это не значит, что он делает что-то плохое, просто без помощи Божией он ничего не может сделать. Сатана имеет над ним огромную власть, как рабовладельцы в Древнем мире имели власть над своими рабами. Раб мог быть хорошим человеком, но рабовладелец мог сделать с ним всё, что угодно. Каждый человек, рождающийся в наше время, находится в этом состоянии рабства сатане.
Перед крещением человек освобождается от этого рабства, чтобы стать рабом Божиим и войти в Церковь. Так что над всеми нами, принявшими Таинство Крещения, обряд экзорцизма совершался один раз в жизни и мы находимся под покровительством Всевышнего.
Как же спасти мир?
Господь учит нас: через молитву и пост. Мы должны поститься и молиться за тех, кто не следует этому пути: за наших родных, близких, друзей, знакомых, коллег по работе, за тех, кто обладает властью и влиянием на общество.
Наша молитва — это не только молитва за себя и своих близких, но и за весь мир.
К такой молитве призваны все монахи и верующие. Мы все должны помнить, что наше главное дело — это молитва за человечество, за нашу Родину и народ.
Это пост и подвиги за тех, кто не может совершать их сам. Мы верим, что, как говорил Златоуст, дьявол будет трепетать перед лицом постящихся и молящихся, тех, кто остается свободным от его влияния.
Пусть Господь поможет нам, всему благочестивому народу, помнить о своей миссии — о миссии поста и молитвы во спасение человечества.
Спаси Господи..