Ещё одна актуальная тема.
В связи с ударом 25.12.2024 опять замелькали сообщения: типа ВКС обижают русскоязычный восток/левобережье, а западенцы сидят со светом. На самом деле всё совсем не так просто.
На всякий случай напоминаю, что самый дистанционно пострадавший энергообъект - это Бурштынская ТЭС в Ивано-Франковской области.
Для начала посмотрим, где на Украине условная граница между западной и восточной частями энергосистемы. Это отнюдь не Днепр, который приплетают из общих географических соображений. Исходя из того, что подобная граница должна проходить по сечению с минимально возможным количеством пересекающих его ВЛ, получается что это линия ПС 330 кВ Нежин – Каневская ГЭС – ЮУАЭС – Молдавская ГРЭС.
Естественно, это достаточно условная линия, сориентированная вдоль линии Киев – Одесса. Вместо ПС Нежин можно выбрать любую ПС из североукраинского транзита Нежин – Конотоп – Сумы, вместо Каневской ГЭС – любой узел из днепровского транзита Трипольская ТЭС – Каневская ГЭС – Поляна – Черкассы – Кременчугская ГЭС. Но, ПМСМ, выбранное сечение наиболее удачно.
Для подтверждения данного тезиса достаточно пересчитать количество сверхвысоковольтных ВЛ пересекающих указанное сечение и Днепр. Через Днепр переходят 1 ВЛ 750 кВ (Днепровская – Запорожье-750, сейчас предположительно работающая на 330 кВ, ВЛ ЗАЭС – Днепровская не учитываем) и 10 ВЛ 330 кВ (с учётом ЧАЭС – Славутич и без учёта ЗТЭС – Ферросплав). А вот в наименьшем сечении – 1 транзит 750 кВ и 5 транзитов 330 кВ (включая два – через Молдавскую ГРЭС). Вывод, по-моему, очевиден.
Теперь о распределении электростанций, оно только выглядит несправедливым, на самом деле это просто отображение исторического разделения Украины на промышленный Восток и сельский Запад. АЭС вышли на историческую сцену во второй половине 20-го века, а крупные – это вообще 70-80-е года, до них промышленность получала электроэнергию от ГЭС и ТЭС (в Союзе называвшиеся ГРЭС), соответственно, тепловые электростанции строились поближе к основным потребителям (а в случае Украины – ещё и к источнику топлива). Поэтому на Западной Украине их всего две (Бурштынская и Добротворская), т.к. серьёзной промышленной нагрузки просто не было. И то – обе строились для экспорта в соцстраны (как и Молдавская ГРЭС).
Расположение ГЭС, ПМСМ, в комментариях не нуждается.
АЭС же, появившиеся позже, получили ещё и сеть 750 кВ, «дальнобойную» и с соответствующей атомным станциям пропускной способностью. И – украинские АЭС, кроме Чернобыльской и Запорожской (и то с оговорками), тоже были сориентированы на экспорт: Ровенская – в Венгрию, Хмельницкая – в Польшу, Южноукраинская – в Болгарию и Румынию.
ЧАЭС изначально тоже имела выход в Польшу (который потом отжала ХАЭС), а ЗАЭС должна была получить выход в Румынию.
Теперь немного о следствиях такого распределения, применительно к удару 25.12.2024. Я уже писал, что он был своеобразным ответом на западный тезис об усилении переговорных позиций - удар эти самые позиции ослабил. Сначала ещё напомню про Бурштынскую ТЭС.
Её добивание (зачёркнутый красный кружок) выводит из игры не только её генерацию, но и ВЛ 400 кВ Бурштынская ТЭС – Мукачево (зачёркнута). Это фактически изолирует от Украины Закарпатье, оно остаётся связанным только двухцепной ВЛ 220 кВ Мукачево – Стрый с отп. на Воловец 1,2 (зелёная стрелка) и ВЛ 35-110 кВ. При этом возрастает значимость ВЛ 750 кВ Западноукраинская – Саболчбака (Венгрия, голубая стрелка), фактически балансирующей работу западноукраинских АЭС.
Бонусом идёт то, что закарпатский транзит Словакия – Румыния при этом никак не страдает, т.е. Словакия без проблем продолжает выполнять свои обязательства в рамках европейской энергосистемы.
Удар же по восточноукраинским ЭС повышает роль Молдавской ГРЭС. Фактически восток Украины запитывается от киевского энергоузла по североукраинскому и днепровскому транзитам 330 кВ (красные стрелки) и ЮУАЭС. Но электростанция при этом играет и негативную роль: она фактически пережимает переток электроэнергии с запада на восток Украины мимо киевского энергоузла (зачёркнутая красная стрелка).
Дело в банальных мощностях и пропускных способностях. На ЮУАЭС с запада подходит 1 ВЛ 750 кВ и 1 – 330 кВ, на восток (включая юго-восток, район Николаева) уходит 1 ВЛ 750 кВ и 4 – 330 кВ. Генерация ЮУАЭС – 3 ГВт, пропускная способность уходящих на восток ВЛ – примерно столько же. Часть энергии АЭС, конечно, уходит в сеть 35-150 кВ, но и ВЛ тоже упираются в мощности изрядно прореженных автотрансформаторов. Получается, что транзит электроэнергии через ЮУАЭС при её нормальной работе сейчас практически отсутствует.
В этой ситуации повышается роль Молдавской ГРЭС, которая не только закрывает примерно две трети молдавского потребления, но и рулит (жёлтые стрелки) перетоками между Европой (молдавский транзит из Румынии), Днестровским гидроузлом, центром Украины (Ладыжинская ТЭС, вернее, её ОРУ) и районом Одессы (и потенциально – Николаева). Любое изменение статус-кво (включая прекращение поставок газа) ухудшает ситуацию для всех: приднестровцев, молдаван, украинцев (особенно одесситов) и даже румын. Особо хреново придётся, если ГРЭС затронут боевые действия.
Адекватное руководство приняло бы меры по поставкам на Молдавскую ГРЭС не только газа, но и угля (по имеющимся сведениям, на ней в работе два точно и два предположительно угольных энергоблока по 200 МВт). Чисто формально все стороны были бы довольны: электростанция бы закрыла только электропотребление Молдовы и Приднестровья, молдавский транзит без потерь шуровал бы на Украину плюс туда же работала какая-никакая генерация Молдовы. Но Киеву такое решение сейчас явно не нужно.
Список частей (предполагаемый):
1) Внешние связи украинской энергосистемы;
2) Бурштынская ТЭС – пример устойчивости крупного энергообъекта;
3) ПС 400 кВ Мукачево – можно. Но не нужно;
4) Электроснабжение собственных нужд АЭС;
5) Подключение украинских АЭС к энергосистеме;
6) ЗАЭС – пример, который не пример;
7) ЧАЭС – АЭС, которая уже не АЭС;
8) Молдавская ГРЭС, взаимно блокированная позиция;
9) О делении украинской энергосистемы Восток - Запад;
10) ОРУ 330 кВ – основной элемент украинской энергосистемы;
11) «Энергоострова» Украины: прошлое и настоящее;
12) ОРУ 750 кВ – уязвимый скелет украинской энергосистемы;
13) Обход Молдавской ГРЭС со стороны Украины;
14) Превентивные отключения – смысл?
Возможно, будет что-то ещё.
Подбросить автору денех через Бусти, или более традиционно (2202 2069 3287 7165, Сбер, Алексей).