Словакия
Словацкие добровольцы воевали намного меньше, чем хорватские. Они только в ноябре 42 года начали на Кавказе боевые действия. Весьма активно они действовали весной 43 года на Кубани, намного активнее, чем хорваты, у которых была своеобразная «смена поколений». Но уже к осени 43 года почти все словаки покинули Восточный фронт, и в боях осени и зимы 43/44 года они уже не принимали участия.
Дело в том, что Словакия – не Хорватия. Несмотря на всю пропаганду словацкого национализма, у немцев здесь ничего толком не получилось. В отличие от хорватов, словаки не были особенными националистами и чехофобии не испытывали. Многие пилоты при первой же возможности перелетели на сторону Советов. А впоследствии здесь началось восстание против немцев. Тем не менее, Гитлер заложил основы будущего государства «Словакия», совершенно искусственного образования. Однако снова стоит отметить, что разделение на Чехию и Словакию было самым мирным и не сопровождалось насилием. Причина, конечно, в общем миролюбии чехословацкого народа.
В отличие от хорватских пилотов, которые в основном лгали да хвастали, словацкие пилоты имеют неплохую подтверждаемость. Кроме того, среди них, в отличие от хорватов, было мало офицеров. В целом словаки представляются более достойными противниками, чем хорваты.
Jan Reznak 32
Лучший словацкий ас, Ян Режняк, одновременно был самым сбиваемым из словаков. Первый раз он потерял самолёт на вынужденной посадке после боя с истребителями сопровождения «Илов» 17 января 43 года. Отличился уже отлично знакомый читателю Щиров Сергей Сергеевич, пилот 518 иап, который при сопровождении «Илов» сбил пытавшийся их атаковать бф-109. Победа, очень сходная с победой над хорватским асом Хелебрандтом.
Затем 15 февраля в похожем бою Режняк снова был сбит. Отличился Камозин Павел Михайлович, тогда служивший в 269 иап на ЛаГГе-3. Он уже был достаточно опытный пилот, а вот полки он периодически менял. Причины этого называют разные. В том бою он провел образцовую атаку, и впоследствии, как мы видели, от его атак страдали многие известные немецкие асы.
Уже 17 февраля Режняк опять потерял в бою самолёт, и снова отличился весьма известный советский ас, не раз уже встречавшийся нам в наших исследованиях – Печеный Николай Николаевич из 42 гиап. Бой опять был весьма сходный: атака на «Илы» и быстрый ответ от сопровождения.
Последний раз Режняк был сбит 25 марта при атаке на Пе-2, легко ранен, самолёт был потерян. На сей раз отличился на «Кобре» пилот 45 иап, осуществлявший сопровождение – Кудря Николай Данилович.
После этого у Режняка уже поражений не было, он, напротив, одержал массу побед. Учитывая их хорошую подтверждаемость, мы можем смело назвать его лучшим асом из «добровольцев люфтваффе». Тем больше чести Советским пилотам, которые несколько раз сбивали этого опасного врага.
Izidor Kovarik 28
Второй после Режняка ас Словакии сбит был всего один раз, 14 марта 43 года, при атаке на Пе-2. Сбили его пилоты замечательного 42 гиап. Они оформили несколько заявок, но мы можем довольно уверенно утверждать, что сбил Коварика Наумчик Николай Кузьмич, один из лучших асов полка. Утверждать мы так можем, поскольку место его заявки ближе всего к месту поражения Коварика и, кроме того, его заявка имеет конкретику.
Jan Gerthofer 25
Frantisek Brezina 14
Оба этих аса избежали поражений в боях с Советскими пилотами. Гертхофер впоследствии примкнул к словацкому восстанию, сидел в немецком концлагере, после освобождения служил в чешских ВВС, но потом ему все же припомнили службу в Рейхе и из ВВС уволили. Про Брежину известно очень мало.
Jozef Stauder 14
Этот пилот был однажды сбит на Востоке – 21 марта 43 года в районе Анастасиевская. В том вылете действовали совместно пилоты 267 иап на ЛаГГах и 298 иап на «Кобрах». Обнаружив фв-189 в сопровождении звена бф-109, дружно атаковали. В ходе боя Закалюк Алексей Семенович на «Кобре» зашёл в хвост одному бф-109 и обстрелял его, он видел, как тот резко пошёл к земле, но падения его не видел, поэтому ему как личную победу его не засчитали. Но зато всей группе засчитали бф-109, падение которого все видели, однако никто конкретно на него не претендовал. По всей видимости, реально словака сбил пилот 267 иап Антипов Юрий Тихонович на ЛаГГе, который ясно видел падение атакованного им бф-109.
Frantisek Cyprich 12
Pavol Zelenak 12
Anton Matusek 11
Все эти пилоты не имели поражений на Востоке, а Матусек так и вовсе 9 сентября со своим напарником перелетел на Советскую сторону.
Рассказ наш про словацких асов получился коротким, но статистика любопытная. Из 8 пилотов ни один (!!) не выбыл в боях на Востоке. Один, правда, совершил перелет. Далее: из восьми пилотов пятеро не были ни разу сбиты. Ещё двое сбиты были по одному разу, и только лучший ас Режняк портит статистику четырьмя поражениями.
Почему такая статистика? Конечно же, это говорит о том, что словацкие пилоты были весьма хороши. Вспомним удручающую статистику хорватов. Кроме того, им все же повезло, так как в небе Кубани, где они в основном воевали, сначала не было особенно ожесточённых боев, а в воздушной битве за Кубань в целом немцы потеряли не так много асов, как в других масштабных воздушных сражениях. Объясняется это во многом тем, что здесь было много свежеиспеченных советских полков, в которых служило много новичков.
Испания.
Испанские пилоты, как мы уже говорили, появлялись на Востоке несколько раз, потом отзывались обратно, и в целом ничем выдающимся не запомнились. Мы их упомянем лишь для полноты картины
Gonzalo Hevia 12
Mariano Cuadra 10
Оба этих аса не имели поражений на Востоке, но, как видим, и побед одержали немного. Впрочем стоит отметить, что подтверждаемость побед у испанцев была неплохая.
На этом мы заканчиваем обзор добровольцев люфтваффе. И переходим к обзору действий трех союзников Германии – Венгрии, Румынии и Финляндии.