Храм Иоанна Богослова расположен в историческом центре Коломны на бывшей Житной площади – площади Двух революций. Отличительной чертой храма является расположение внутри зданий старых торговых рядов. Святыней храма является каменная скульптурная икона Божией Матери и апостола Иоанна Богослова, которая в древности стояла над Ивановскими воротами Коломенского кремля. Пятиярусная колокольня Богословской церкви является самой высокой в городе: ее высота составляет 56 метров. Башня украшена часами-курантами. Она возводилась в память о победе в Отечественной войне 1812 года.
Колокольня Богословской церкви Коломны так описывается в справочнике "Памятники архитектуры Московской области":
Высокая, стройная, увенчанная шпилем колокольня на оси архитектурного комплекса организует центральную городскую площадь, играет существенную роль в панораме старой Коломны. Ее архитектура отличается зрелостью классических форм и тщательной детальной проработкой. Легко устремленные ввысь пять ярусов колокольни украшены многочисленными, преимущественно ионическими колоннами, вазами, изящной лепкой.
Коломенская звонница строилась с 1826 по 1846 годы. Она является доминантой сложного архитектурного ансамбля, в который входят Иоанно-Богословская церковь и здания торговых рядов. Центром этого ансамбля была церковь, построенная в 1733-1758 годы.
Деревянная церковь Иоанна Богослова существовала в Коломне еще во второй половине XVI века. Первоначально она находилась в Коломенском кремле рядом со Свято-Троицким Ново-Голутвиным монастырем. До 1871 года на старом месте Иоанно-Богословской церкви стоял памятный знак, который, однако, демонтировал тогдашний владелец земли Ф. Рожков. Новая уже кирпичная церковь была построена на другом месте – за стенами крепости на Житной площади.
Интересна храмовая святыня – две гранитные в рост человека статуи Божией Матери с Младенцем и апостола Иоанна Богослова. По преданию, эта скульптура была создана в 1525-1531 годах и изначально помещалась над воротами Ивановской башни Коломенского кремля. Ивановские ворота относились к числу десяти несохранившихся башен старинной крепости: в начале XIX века они были разобраны на кирпичи. После сноса башни каменные статуи перенесли в Иоанно-Богословскую церковь.
О редкой скульптурной иконе Н. Д. Иванчин-Писарев рассказывал в 1844 году:
Башни крепости были некогда украшены изваянною и иконописною святынею: на Ивановских (уже несуществующих) воротах стояли иссеченные из камня две иконы: Богоматери и св. Иоанна Богослова. При сломке ворот их перенесли в ближайшую Богословскую церковь. Они стояли на воротах более трехсот лет. Я удивлялся изяществу стиля: вероятно ваятель был один из товарищей фряжских зодчих, строивших стены (Алевизы, большой и малый, были современники Микеланджело).
Иванчин-Писарев также рассказал в своих записках, что игуменья Брусенского монастыря, расположенного неподалеку от бывших Ивановских ворот, долго оспаривала право духовенства Иоанно-Богословской церкви обладать этим святым изображением. Статуи считались утраченными после закрытия храма в 1930-е годы, но во время реставрации в 1980-х годах их неожиданно обнаружили в нише стены.
Первый ярус Богословской колокольни украшает лепнина с изображением Ока Господня, вписанного в треугольник, от которого исходят лучи. Этот знак похож на масонский символ сияющей дельты. Но в данном случае легко разгадать, почему он мог появиться на православном храме: точно такой же знак использовался на памятной медали императора Александра I, посвященной войне 1812 года. На обратной стороне медали были строки из 113 псалма: "Не нам, не нам, а имени Твоему". К слову, простые солдаты не всегда понимали значения символа Ока Господня и толковали его иногда как глаз Кутузова. В 1774 году во время сражения полководец был ранен в правый глаз. На фасаде колокольни установлена мемориальная доска с изображением этой медали и указанием, что колокольня строилась в память о победе в Отечественной войне 1812 года.
В 1812 году Коломну миновало нашествие французов, хотя отдельные отряды неприятеля появлялись в Коломенском уезде в поисках провизии и фуража. Зато в Коломне останавливалась в 1812 году деревянная баржа, в которой по указу московского генерал-губернатора графа Ростопчина были заключены 40 московских знатных французов, высланных за несколько дней до сдачи города. Несмотря на небольшое число исторических эпизодов, связывавших Коломну и события войны 1812 года, кроме колокольни Богословской церкви в городе был возведен еще один памятник Отечественной войне – Покровский храм на Посаде.
В Коломне до революции существовал обычай устраивать на праздник Покрова Пресвятой Богородицы шествие по городу с хоругвями и иконами, в конце которого служили благодарственный молебен Богу за избавление от нашествия французов. Участником такой процессии стал епископ Можайский Игнатий Рождественский во время поездки в Коломну в 1870 году:
Наступил день Покрова Божией Матери. В этот день каждогодно бывает крестный ход из Коломенского собора в Покровский приходской храм, с досточтимою святынею из разных церквей. Крестным ходом знаменуется воспоминание о избавлении города от угрожавшего нашествия французов в 1812 году, и начиная от духовенства, в нем участвуют все жители г. Коломны…Зрелище было величественное и торжественное!
Колокольню церкви Иоанна Богослова можно назвать одним из символов Коломны. Искусствовед Ольга Булич в книге 1928 года так описывал ее:
Наиболее цельными по выполнению первоначального замысла являются колокольня Новоголутвинского монастыря (1825 г.) и Богословской церкви. Последняя, самая высокая в городе, легко устремляется вверх многоярусным рядом богатых колонн ампира. По стройности общего целого она занимает среди колоколен города одно из первых мест. В ее рисунке и силуэте чувствуется рука незаурядного мастера.
Стоит сказать о часах на колокольне церкви Иоанна Богослова. В советские годы после закрытия храма механизм башенных часов был утрачен. Идея восстановить главные городские часы пришла в 1980-е годы Николаю Редькину и коломенскому часовщику Василию Тюркину. Были заказаны четыре механизма (более 100 кг каждый), стрелки и валы. Монтажом огромного часового механизма на 50-метровой высоте руководил Тюркин. Он же и запустил ход часов под новый год 31 декабря 1989 года.
Затем часовщик задумал восстановить бой часов. Он разработал уникальную систему, имитирующую колокольный звон. Бой настольных часов при помощи лампового усилителя, четырех громкоговорителей и звукоснимателя от электрогитары транслировался на улицу с колокольни. Создавалось полное ощущение боя колоколов. Правда, позднее эту систему боя курантов на колокольне Иоанна Богослова все же поменяли.