Спускаться в комментарии порой опасно для психики. Там попытаются вас обесценить и уничтожить. Но зачем?
А затем, что медиа социальные сети — это подходящая площадка для возможности ответить своим обидчикам. И проблема в том, что обидеться человек может и на то, где никого обидеть и не хотели. Почему так происходит?
Дело в том, что психологическая травма представляет собой не проработанный психикой болезненный опыт. То есть травматичное событие произошло, но не было пережито. Сама мысль о болезненном опыте уже является болезненной, а уж необходимость взглянуть пережитому в глаза может стать проблемой.
Любые впечатления, полученные нашей психикой, перерабатываются ею, как бы разжёвываются, «смакуются». Например, песня, которая понравилась играет какое-то время в нашей голове или так же в душу западает фильм. Нам хочется о нем говорить, мы вспоминаем лучшие моменты. Как результат мы «до пережевываем и проглатываем» впечатления. Так они оказывают на нас влияния, становятся частью нас. Какое-то время мы даже будто бы живем в пространстве новых впечатлений.
Но по-другому обстоят дела с травматичным опытом. Его «смаковать» мы не хотим. Не хотим даже думать об этом. Хотим поскорее забыть и больше никогда не вспоминать. В целом, человек не всегда даже может признать, что какое-то ужасное событие произошло с ним. Словно это вовсе не с ним было. Из-за нашей попытки избавиться от этого опыта, вычеркнуть его из жизни, он не может интегрироваться в психику и быть забытым. Человек словно замирает в пространстве травмы. Словно она продолжается. Но он всячески пытается не думать об этом. Иногда это удается. С разной степенью успешности. Но в окружающей нас действительности есть места, люди и события, которые могут напомнить о травмирующем опыте.
И здесь мы вплотную подходим к ключевому моменту статьи. Такой непрожитый, не интегрированный в психику опыт остается болезненным и реагирует на триггеры – те самые места, события, людей и слова этих людей. Такие триггеры напоминают о болезненном опыте, который так тщательно человек пытается вытолкнуть из своей головы. Причём напоминают так, что больно будет словно это повторяется вновь. С той же силой. Конечно, человек не хочет растворяться в этих переживаниях, и одной из реакций на напоминание о травме может быть агрессия. Попытка уничтожить, обесценить того, кто вновь причинил боль. Дотронулся до болезненной раны. Это попытка сохранить (восстановить) безопасную картину мира, убрать из неё всех тех, кто может её нарушать и открывать доступ к боли внутри.
И вроде бы, а в чем проблема? Ну пусть просто никто не трогает болезненные темы. Если бы это было так просто…
Проблема в том, что триггер может быть неочевидный никому, кроме человека с травмой. Нет каких-то универсальных триггеров. Да, есть похожие. Но… кого-то триггерит что Бред Питт похож на бывшего и поэтому напишу-ка я ему гадости. А кто-то напоминает жестокого родителя. Вообще сама внешность, не зависимо от поведения и личности, может быть триггером. Мы же не можем убрать всех людей похожих на обидчика. Или кого-то в детстве покусала собака, что было травматичных опытом и привело с страху и ненависти к собакам. Отказать при этом всем собакам в праве на существование мы тоже не можем. А кому-то не нравиться и бесит борода, потому что напоминает кого-то пугающего из детства. Не рубить же всем боярам бороды. Все эти примеры конечно утрированны для понимания. Триггером же может быть любая мелочь, на которую один человек даже не обратит внимание. А у другого будет нарастать тревога.
А если взять в пример не внешность, а слова… то тут богатое поле для трактовок. И я думаю почти каждый сталкивался с тем, что есть какие-то слова, которые с его точки зрения «говорят об этом… значат вот это…» и из случайных фраз достраивается мнимое отношение. Как правило нехорошее, болезненное и является поводом для выяснения отношений. И ведь далеко не всегда получается объясниться. Сказать, что имел ввиду на самом деле. Порой этого права не дают.
Прям как в социальных сетях, да? Когда любое неосторожное слово будет высвечено и интерпретировано в нужном ключе. Объяснения равно оправданию. А значит ты уже не хороший, а плохой. «Просто притворялся хорошим, а сейчас проговорился и мы увидели твоё истинное лицо и будем выражать тебе своё презрение». Прозвучал триггер и запустился защитный механизм агрессии.
Осознает ли человек всю эту цепочку: травма -- триггер – защита? Конечно же нет. О травме он думать не хочет, поэтому делает всё – уничтожение или обесценивание триггера – чтобы избавиться от возникших чувств, которые могут напомнить о травматичном опыте.
Что с этим делать? Я не знаю. Привыкать. Вам не обязательно намеренно или случайно ранить человека, бередить его травмы. Он может сам раниться об вас.
Хейт или ненависть в сети будут всегда. В идеале, тот кто выражает ненависть мог бы задуматься о том, а что именно вызывает ненависть и как это касается именно его. Ведь жить с травмой мучительно. Травма ограничивает возможности и провоцирует болезненные реакции на случайные события. И ведь от травмы не спрятаться. Не убежать. Путь только через проживание болезненного опыта. Как бы сложно это не было. И конечно же важно помнить, что то, чего мы боимся по старой памяти, быть может и не такое уж страшное сейчас.
А тем, кто болезненно реагирует на хейт, не мешало бы разобраться со своим жизненным опытом. По себе знаю что и здесь может быть воспоминания о том, что так хотелось бы забыть или чтобы этого никогда не было.