Найти в Дзене
Мужиками для мужиков

Как я ремонтировал натяжитель цепи на Chevrolet Tracker

Chevrolet Tracker 1999 года с двигателем J20A — это фактически «родственник» Suzuki Vitara / Grand Vitara тех лет. Двигатель J20A (2.0 л, 16 клапанов) славится своей надёжностью, однако одной из ключевых задач в его обслуживании является контроль и ремонт механизма газораспределения (ГРМ), в частности — натяжителя цепи. Ниже мы рассмотрим основные признаки неисправности, необходимый инструментарий и общую логику ремонта. Внимание! Точная процедура может отличаться в зависимости от комплектации, состояния автомобиля и наличия дополнительного оборудования. Всегда сверяйтесь с оригинальной сервисной документацией (Factory Service Manual). В некоторых вариантах J20A для доступа к натяжителю цепи достаточно снять лишь часть крышки ГРМ или добраться к нему через специальное технологическое отверстие. Но чаще придётся демонтировать переднюю крышку полностью. Ремонт натяжителя цепи ГРМ на Chevrolet Tracker 1999 года (двигатель J20A) — операция средней сложности, которую при наличии базовых нав
Оглавление

Chevrolet Tracker 1999 года с двигателем J20A — это фактически «родственник» Suzuki Vitara / Grand Vitara тех лет. Двигатель J20A (2.0 л, 16 клапанов) славится своей надёжностью, однако одной из ключевых задач в его обслуживании является контроль и ремонт механизма газораспределения (ГРМ), в частности — натяжителя цепи. Ниже мы рассмотрим основные признаки неисправности, необходимый инструментарий и общую логику ремонта.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

1. Когда нужно проверять/ремонтировать натяжитель?

  1. Шумы при запуске и на холостом ходу
    Характерный «дизельный» рокот или бряканье в районе ГРМ (со стороны цепи) — первые симптомы, что натяжитель или цепь ослабли. При наборе оборотов звук может пропадать или меняться.
  2. Повышенный расход топлива, неустойчивая работа
    Если ГРМ «рассинхронизирован» из-за слабого натяжения цепи, электронный блок управления (ЭБУ) может фиксировать сбои в работе двигателя. Это может приводить к увеличению расхода и к перебоям в работе цилиндров.
  3. Пробег и общее состояние
    Рекомендуется периодическая проверка системы ГРМ каждые 80–100 тыс. км. Если автомобиль эксплуатируется в тяжёлых условиях (частые поездки по бездорожью, агрессивный стиль вождения), осмотр лучше проводить раньше.

2. Какие инструменты и запчасти понадобятся?

  • Новый или восстановленный натяжитель цепи ГРМ. Лучше брать оригинальные запчасти (Suzuki/GM) или проверенные аналоги от именитых производителей.
  • Комплект прокладок и сальников (прокладка клапанной крышки, переднего цилиндрового блока, сальники если потребуются замены).
  • Набор ключей и головок (чаще всего размером от 8 до 14 мм; не забудьте и о «длинных» головках для неудобных мест).
  • Трещотка, удлинители, вороток.
  • Динамометрический ключ для соблюдения момента затяжки, рекомендованного производителем.
  • Отвёртки, монтировки, ветошь.
  • Очиститель/обезжириватель для деталей ГРМ.
  • Герметик (при необходимости для уплотнения стыков, если это предусмотрено регламентом).

3. Пошаговая инструкция (общая логика работ)

Внимание! Точная процедура может отличаться в зависимости от комплектации, состояния автомобиля и наличия дополнительного оборудования. Всегда сверяйтесь с оригинальной сервисной документацией (Factory Service Manual).
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Шаг 1: Подготовка автомобиля

  1. Остановитесь на ровной площадке, поставьте машину на ручной тормоз.
  2. Отключите аккумулятор (минусовую клемму).
  3. Охлаждение двигателя: лучше работать на холодном двигателе, чтобы не обжечься и чтобы металлы не были расширены.

Шаг 2: Демонтаж навесных элементов и доступ к ГРМ

  1. Снимите защитный кожух двигателя (если он есть).
  2. Снимите клапанную крышку: открутите болты по периметру, аккуратно приподнимите крышку. Если прокладка «прикипела», осторожно подденьте отвёрткой, стараясь не повредить плоскости сопряжения.
  3. Доступ к передней крышке ГРМ (в некоторых случаях нужно снять дополнительные элементы — шкив ремня генератора, компрессор кондиционера и проч.).

В некоторых вариантах J20A для доступа к натяжителю цепи достаточно снять лишь часть крышки ГРМ или добраться к нему через специальное технологическое отверстие. Но чаще придётся демонтировать переднюю крышку полностью.

Шаг 3: Осмотр и диагностика

  1. Проверьте состояние цепи: осмотрите на предмет растяжения, износа звеньев или направляющей.
  2. Оцените состояние башмака и успокоителя: если их поверхность заметно сточена, есть сколы или трещины — замените.
  3. Проверьте сам натяжитель: бывают гидравлические (масляного давления) или пружинные варианты. При неисправности он «залипает», ослабляя цепь.

Шаг 4: Демонтаж старого натяжителя

  1. Слейте масло (частично или полностью), если это предусмотрено инструкцией (некоторые механики меняют масло после всей операции, что тоже логично).
  2. Отвинтите крепёжные болты натяжителя. Обычно это 2–3 болта или гайки.
  3. Снимите натяжитель и аккуратно извлеките его с направляющим башмаком (если конструкция единая).

Шаг 5: Установка нового натяжителя

  1. Очистите посадочные места от остатков старого герметика или прокладок.
  2. Зарядите (при необходимости) натяжитель: у некоторых моделей есть фиксатор (штифт), который нужно заблокировать в «сжатом» положении.
  3. Установите натяжитель в посадочное место, соблюдая рекомендуемый момент затяжки болтов (сверяйтесь с мануалом — примерно 10–12 Н·м, но может отличаться).
  4. Аккуратно удалите фиксатор (если есть), чтобы натяжитель «раскрылся» и прижал цепь к башмаку.

Шаг 6: Сборка и проверка

  1. Установите переднюю крышку ГРМ (если её снимали). Используйте новую прокладку и/или герметик, чтобы не было утечек масла.
  2. Соберите навесное оборудование в обратном порядке (шкивы, ремни, датчики).
  3. Установите клапанную крышку, заменив прокладку на новую (или убедившись, что старая в хорошем состоянии).
  4. Подсоедините аккумулятор, залейте свежее масло (если сливали).

Шаг 7: Первый запуск

  1. Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу 1–2 минуты. Прислушайтесь к звукам в районе ГРМ: громких «бряков» быть не должно.
  2. Проверьте отсутствие утечек масла по стыкам передней крышки и клапанной крышки.
  3. Короткий тест-драйв: аккуратно прокатитесь, прислушиваясь к работе мотора. Если всё в порядке, уровень шума заметно снизится, пропадёт посторонний металлический рокот.

4. Полезные советы

  1. Меняйте смежные детали при необходимости: направляющие, успокоители, башмаки. Иногда экономия на мелочах приводит к повторной разборке.
  2. Используйте качественное масло: регулярная замена масла и применение рекомендованной вязкости увеличивают срок службы ГРМ.
  3. Соблюдайте крутящие моменты: слишком слабая или слишком сильная затяжка может обернуться протечками масла и повреждением креплений.
  4. Проверяйте метки ГРМ: если снималась цепь, важно правильно выставлять фазы, иначе рискуете повредить клапана или получить неровную работу двигателя.
  5. Консультируйтесь со специалистами: при сомнениях в своих силах лучше обратиться к мотористам, знакомым с моделями Suzuki / Chevrolet Tracker.

5. Итог

Ремонт натяжителя цепи ГРМ на Chevrolet Tracker 1999 года (двигатель J20A) — операция средней сложности, которую при наличии базовых навыков и правильных инструментов можно выполнить самостоятельно. Главное — строго придерживаться пошаговой инструкции, руководствоваться заводским мануалом и внимательно следить за качеством расходных материалов. Исправно работающий механизм ГРМ — это надёжная работа двигателя, стабильные характеристики и уверенность за рулём.

#ChevroletTracker #J20A #РемонтГРМ #Ремонт #Авто #СвоимиРуками #СузукиВитара #Двигатель