Apple удалила из App Store 25 приложений VPN-сервисов, а также СМИ-иноагентов. При этом удаляются не только приложения для коммерческих публичных VPN, но и различные приложения для организации собственных VPN с обфускацией трафика – как правило, все они используются для обхода блокировок.
Сама корпорация объясняет это тем, что выполняет законные требования Роскомнадзора, игнорирование которых помешает работать в России – тогда под блокировку попадут сами сервисы Apple, на которых компания, формально ушедшая с нашего рынка, по-прежнему неплохо зарабатывает. Напомним, несмотря на отсутствие официальных продаж техники, сервисы функционируют, а оплачивать их можно с баланса операторов – «Билайна» и МТС. Даже если учитывать, что платными сервисами пользуется далеко не каждый абонент, всё равно 20-25% смартфонов на руках у россиян – это техника Apple.
Ранее оппозиционные активисты пытались давить на Apple и даже писали массовые обращения к акционерам компании, например, в норвежский пенсионный фонд. Аргументация была стандартная для этой категории людей: мол, кровавый режим душит демократию и на даёт жителям России доступа к так необходимому для них контенту оппозиционных изданий.
На самом деле, конечно, дело немного в другом – без российской аудитории эти издания никому не нужны – и нет смысла поддерживать их грантами, на которые они, собственно, и существуют. Уже сейчас основная часть аудитории таких ресурсов приходится на эмигрантов, релокантов, жителей постсоветского пространства и т.п., а им рассказывать о том, как плохо жить в России, не нужно – они не будут свергать режим.
Удаление приложений из App Store – довольно эффективная мера для организации интернет-цензуры. Поскольку на iPhone другими способами установить приложения крайне затруднительно, это сделает контент недоступным для большинства представителей целевой аудитории; вряд ли кто-то из них настолько любит контент иноагентов, что будет использовать альтернативные способы установки приложений типа смены региона App Store на другую страну. И уж тем более они не будут покупать для этого смартфон на Android.
Правда, контент от иноагентов по-прежнему будет доступен в том же Telegram, поэтому те, кто хотят потреблять что-то подобное, всё равно смогут это сделать, вопрос только в формате, удобстве и доступности. Одно дело, когда ты живёшь в информационном пузыре, где информация в определённой трактовке льётся на тебя отовсюду – из соцсетей, с YouTube, сайтов и т.п., и другое дело – когда ты можешь только подписаться на Telegram-каналы, которые могут быть следующими в очереди на блокировку.
Правда, тут возникает много вопросов: с одной стороны, крупным каналам от 10 тыс. подписчиков предписано деанонимизироваться под угрозой блокировки в России, однако заблокировать конкретные каналы можно только на стороне Telegram, который может и не пойти на такое сотрудничество. Тогда заблокируют весь Telegram, как в 2018 году – тогда он, впрочем, выжил за счёт встроенных механизмов обхода блокировок, но сейчас технические возможности Роскомнадзора совершенно другие, нежели тогда.
Интересно, что несмотря на блокировки VPN, использование этих сервисов не запрещено. Новая инициатива предписывает провайдерам собирать данные о гражданах, которые используют VPN, но, видимо, ради создания списка потенциально неблагонадёжных: отследить, куда именно ходит пользователь через VPN, провайдер не может, а цели использования технологии не обязательно связаны с обходом блокировок – протоколы VPN применяются и банками для связи с банкоматами и POS-терминалами, и организациями с распределёнными филиальными сетями, да и просто гражданами для защиты от киберугроз. Впрочем, тут уже не обязательно подключаться по VPN к зарубежным серверам, а российские провайдеры публичных VPN-сервисов типа того же «Касперского» соблюдают требования РКН.