Найти в Дзене

Кто "делает" музыку в цирке. Секреты оркестра Казанского цирка

Сколько музыкантов в оркестре Казанского цирка и кто из них "муж Русалки"?Владение какими музыкальными инструментами омолаживает и почему дирижер отворачивается от оркестрантов? Об этом и о многом другом из жизни оркестра Казанского цирка нам рассказал его дирижер Юрий Терехов. «Отец современного цирка», английский отставной военный Филипп Астлей еще во второй половине XVIII века начал показывать трюки в собственной школе верховой езды под звуки двух флейт и барабанов. Постепенно аккомпанирующий состав разросся до целого оркестра и в здании амфитеатра, где проходили цирковые представления, появилась отдельная оркестровая яма. Цирковые оркестры стали важными участниками представлений. Чутко реагируя на происходящее на манеже, они не просто создают атмосферу, но и музыкальными акцентами фокусируют внимание публики на происходящем. В эстрадно-джазовом оркестре Казанского государственного цирка 14 человек включая дирижера. Это штат, который предусмотрен для цирка Министерством культуры Рес
Оглавление

Сколько музыкантов в оркестре Казанского цирка и кто из них "муж Русалки"?Владение какими музыкальными инструментами омолаживает и почему дирижер отворачивается от оркестрантов? Об этом и о многом другом из жизни оркестра Казанского цирка нам рассказал его дирижер Юрий Терехов.

Оркестр Казанского государственного цирка, дирижер Юрий Терехов
Оркестр Казанского государственного цирка, дирижер Юрий Терехов

Откуда в цирке взялись оркестры?

«Отец современного цирка», английский отставной военный Филипп Астлей еще во второй половине XVIII века начал показывать трюки в собственной школе верховой езды под звуки двух флейт и барабанов. Постепенно аккомпанирующий состав разросся до целого оркестра и в здании амфитеатра, где проходили цирковые представления, появилась отдельная оркестровая яма. Цирковые оркестры стали важными участниками представлений. Чутко реагируя на происходящее на манеже, они не просто создают атмосферу, но и музыкальными акцентами фокусируют внимание публики на происходящем.

Амфитеатр Астлей, фото отсюда https://curiouslondonguide.com/
Амфитеатр Астлей, фото отсюда https://curiouslondonguide.com/

«Огласите весь список, пожалуйста!»

В эстрадно-джазовом оркестре Казанского государственного цирка 14 человек включая дирижера. Это штат, который предусмотрен для цирка Министерством культуры Республики Татарстан. Еще немного, и оркестр мог бы дотянуть до полноценного биг-бенда. Так, в биг-бенде должно быть 4 трубы, 5 саксофонов, 4 тромбона, ритм-секция в размере ударной установки перкуссии, ритм и соло-гитары, бас-гитара и клавишные инструменты, рояль, синтезатор. В оркестре Казанского цирка же не 4 трубы, а 3, тромбонов в два раза меньше, чем в биг-бенде – всего два, саксофонов не 5, а 3, зато ритм-секция полная.

Сейчас здесь играют только мужчины, хотя были и девушки, причем на таких серьезных инструментах, как тромбон. Самым молодым оркестрантам 22-23 года, самым старшим – 62-63 года. Некоторые работают в цирке по 30−35 лет, но за последние 15 лет состав почти не менялся.

Звук «с иголочки»

Как говорит Юрий Терехов, оркестр в Казанском цирке звучит «как с пластинки» – здесь работают звукорежиссеры высшего класса. Хотя с точки зрения акустики «подзвучить» целый оркестр в круглом цирковом амфитеатре, накрытом чашей, где звук постоянно гуляет во всех направлениях, задача не из легких. Сложнее настроить звук только на стадионе.

Юрий Терехов: "Нам очень приятно слышать комплименты от зрителей: «Ух ты, оказывается, это играл оркестр, а звучало так красиво, чистенько, как на пластинке, мы и не думали, что можно так вживую сыграть».

В классическом варианте цирковой оркестр обычно располагается на площадке над форгангом, где выходят артисты – звук оттуда разливается по всей арене цирка. Но так как сейчас есть возможность усилить звук с помощью колонок и микрофонов, в Казанском цирке эстрада, где играет оркестр, располагается напротив выхода артистов – там же на световых пушках работают два осветителя. Дирижеру в такой дислокации удобнее контролировать моменты, когда участники представления появляются на манеже.

Фонограмма или живой звук оркестра?

Будем честны – многие цирки сегодня отказываются от оркестров в пользу фонограммы. Это выгоднее с точки зрения «подзвучки», бюджета и проще в плане подготовки – сейчас большинство артистов работает под фонограмму. Но в Казанском цирке прекрасно понимают, что главное – это живое, драйвовое исполнение, взаимодействие артистов, зрителей и музыкантов, и живая музыка, которая звучит в исполнении различных оркестров перед представлениями – убедительное тому доказательство. Оркестр Казанского государственного цирка – один из его главных символов.

«Представьте себе: вы пришли в оперный театр на балет, там дяденька включает фонограмму, и прима-балерина исполняет сольную партию. Такого не бывает!», – смеется Юрий Терехов.

Оркестр лучший друг дрессировщиков и ковёрных

С оркестром, а не с фонограммой предпочитают работать прежде всего дрессировщики и ковёрные.

Юрий Терехов: «У клоунов во время выполнения реприз может случиться всё что угодно, особенно, если работа с залом – в любой момент всё может поменяться. Коверному приходится импровизировать – что-либо сокращать, растягивать, и тут без контроля со стороны оркестра не обойтись. Договорились с дирижёром, обсудили любые непредвиденные обстоятельства, которые могут случиться – и все они отрабатываются так, как будто это и было задумано».

Звери на манеже тоже могут себя вести совершенно непредсказуемо. Сегодня какое-то животное легко делает трюк, а завтра нет, потому что настроение не то. Собаки всегда работают с удовольствием, видно, насколько им это всё нравится, а хищники, большие кошки, ленивые. Они могут порычать раз-два, покапризничать, и только потом выполнить программу. В эти моменты оркестр должен соответствующим образом реагировать.

Почему во время представления дирижер стоит боком к оркестру

В оперном театре оркестр сидит в яме, и звук направлен не на сцену, а в зал. Дирижер стоит спиной к зрителям, но глазами он видит сцену. В цирке ситуация другая если дирижер встанет лицом к оркестру, он не увидит, что творится на манеже, а он должен чутко реагировать на происходящее.

«Я выбрал «серединную» позицию стою в пол-оборота, то есть боком, я обозреваю и весь манеж, и в то же время в любой момент могу повернуться к оркестру, чтобы словами или жестами проинформировать музыкантов, что есть изменения», делится своим секретом Юрий Терехов.

Музыканты оркестра в основном не видят, что происходит на манеже, дирижер единственный «буфер» между ними и номером. У дирижера в партитуре есть все необходимые пометки – он знает, где прыгнет тигр и нужно сменить музыку, где погавкала собачка и нужно ударить в тарелку.

В Минском цирке, например, дирижер стоит спиной к оркестру и лицом к манежу.

Оркестр Московского цирка на Цветном бульваре под управлением дирижера Смирнова, 1969 год, фото отсюда: russiainphoto.ru
Оркестр Московского цирка на Цветном бульваре под управлением дирижера Смирнова, 1969 год, фото отсюда: russiainphoto.ru

Как Юрий Терехов стал дирижёром оркестра

Юрий Терехов, ставший дирижером оркестра Казанского цирка в июле 2023 года, закончил Альметьевское музыкальное училище по классу саксофона – причем поступил он туда тайком, сообщив об этом родителям уже постфактум. В Казани после окончания консерватории его пригласили на работу тенор-саксофонистом в оркестр Казанского цирка – Юрий с удовольствием согласился, тем более что хорошо знал практически всех музыкантов. Одиннадцать лет он проработал в оркестре под руководством своего предшественника, Владимира Ивановича Подхолзина – причем не только играл на инструменте, но и делал аранжировки, предлагал свою музыку. И когда Владимир Иванович решил уйти на пенсию, принял предложение руководства цирка и с единодушного одобрения коллектива стал его «преемником».

Юрий Терехов, дирижер оркестра Казанского государственного цирка
Юрий Терехов, дирижер оркестра Казанского государственного цирка

Из токарей в барабанщики

Каждый из оркестрантов Казанского государственного цирка оказался здесь совершенно по-разному. Кто-то приходил сам, предлагая свою кандидатуру, кого-то приводили уже работавшие в нем приятели, много музыкантов было из военных оркестров. А кто-то поступал на работу по распределению, как, например, Анатолий Тимофеев, барабанщик оркестра Казанского государственного цирка с 1987 года.

Анатолий Тимофеев, оркестр Казанского государственного цирка
Анатолий Тимофеев, оркестр Казанского государственного цирка

В цирк он пришел… с завода! На 16-ый казанский он устроился токарем, чтобы зарабатывать деньги для семьи, хотя всегда занимался музыкой, работал во всех возможных ресторанах города, как это делали многие его коллеги, и даже учился в джазовой студии «Москворечье» в Москве, которую закончил экстерном. При этом на заводе он был передовиком, ударником коммунистического труда и отпускать «в музыку» его не хотели, сказав: «Вот поступишь в музыкальное училище, тогда, пожалуйста!». Так он и сделал и по распределению попал в оркестр Казанского цирка, заменив Сергея Сапожникова, работавшего в нем на тот момент барабанщиком.

Анатолию Тимофееву довелось совмещать роли барабанщика и дирижера, когда оркестр ездил на гастроли в Набережные Челны. А в его личной цирковой истории – работа с Олегом Поповым в составе польского оркестра. Он стал последним российским барабанщиком, работавшим с Поповым. Легендарному клоуну было очень важно, чтобы музыкант, отвечающий за ритм, быстро и легко его понимал, поэтому в барабанщики всегда выбирал русскоязычных музыкантов. Позже Попов от оркестра отказался, но у Анатолия Тимофеева остались яркие воспоминания о гастролях по Европе. В тяжелые и голодные девяностые, когда многие музыканты в нашей стране были в вечном поиске возможностей заработать, Анатолий, напряженно гастролируя с коллективом Попова, умудрился даже поправиться с 76 до 92 кг.

Анатолий Тимофеев, Олег Попов, примерно 1995-1996 год, фотографировала жена Олега Попова Габриэла, фото из личного архива Анатолия Тимофеева
Анатолий Тимофеев, Олег Попов, примерно 1995-1996 год, фотографировала жена Олега Попова Габриэла, фото из личного архива Анатолия Тимофеева

Музыкальное меню циркового оркестра

Первым композитором, писавшим музыку для цирка, стал Чарльз Дибдин – он сочинял интермеццо, небольшие музыкальные пьесы между номерами для основателя современного цирка Астлея. Музыка для представлений была близка к военным маршам, а в костюмах музыкантов присутствовали красные, черные, золотые цвета, как в мундирах военных. На рубеже XIX и XX веков в США громкая музыка сигнализировала о начале шоу, поэтому в составе оркестра стаи превалировать духовые инструменты – тромбон, труба, корнет, валторна и т.д.

Старинная цирковая афиша, фото отсюда en.wikipedia.org
Старинная цирковая афиша, фото отсюда en.wikipedia.org

Темп цирковых маршей выбран из соображений большей динамичности для бега лошадей по манежу – чуть быстрее военных, около 200 ударов в минуту. Также они отличаются присутствием фанфар и барабанной дроби. Для выступлений эквилибристов и акробатов использовались, например, вальсы. Самый известный марш – «Выход гладиаторов» чешского композитора Юлиуса Фучика, написанный в 1897 году, и, конечно, в нашей стране это «Выходной марш» Исаака Дунаевского из фильма «Цирк» 1936 года. Выдающиеся композиторы Владимир Куприянов, Лев Моллер, Анатолий Кальварский, Борис Татишвили, Олег Любивец, Армен Погосян писали специально для артистов, работающих под куполом.

Кадр из фильма "Цирк", фото отсюда https://mywaymag.ru
Кадр из фильма "Цирк", фото отсюда https://mywaymag.ru

Сейчас, выбирая музыку для исполнения перед представлениями или в антракте, музыканты оркестра берут лучшие произведения, которые есть у них в репертуаре, обновляя его с каждой новой программой, советуются с коллегами из других цирков. Артисты – коверные, дрессировщики – привозят с собой папочки с нотными партиями, которые должны сопровождать номер, разбирают их вместе с музыкантами. Так в программе «На счастье!», которая шла в Казанском цирке летом 2024-го, появилась новая реприза, по сюжету которой клоун Алекс брал подушку, засыпал и просыпался под громкую музыку оркестра. Она была сочинена совместными усилиями коверного и музыкантов практически «на коленке».

Бруно Тони, который представлял в Казанском цирке итальянскую программу «Цирк из сапога» тоже активно сотрудничал с оркестром.

«Он принёс великолепно выполненные ноты, отличные партитуры, которые здорово игрались и звучали. Был довольно интересный опыт работы с коверным, который не знал русского языка в принципе, но как-то мы смогли объясниться и отработали всю программу, было очень интересно», – рассказывает Юрий Терехов.
Бруно Тони, фото предоставлено семьей Тони
Бруно Тони, фото предоставлено семьей Тони

Однажды коверный и эксцентрик Сергей Просвирнин, виртуозно игравший на барабанах, во время гастролей в Казанском цирке привез музыкантам оркестра партитуры легендарного Каунта Бейси, под которого он лихо отплясывал на манеже. Оказалось, что он учился игре на барабанах у знаменитого джазового музыканта Владимира Василькова – консенсус был найден!

Сергей Просвирнин в гримерной. Фото: Светлана Хохрякова отсюда https://www.mk.ru/
Сергей Просвирнин в гримерной. Фото: Светлана Хохрякова отсюда https://www.mk.ru/

Из музыкантов в актёры

В иммерсивном «ТРОГАТЕльном спектакле» Казанского цирка музыканты оркестра принимают самое активное участие, выступая в различных ролях и мизансценах – сначала встречают зрителей в фойе, потом сопровождают действие в гардеробе, один из них играет мужа Русалки, другой – влюбленного трубача, третий играет на трубофоне.

Поначалу многим было довольно сложно, хотя, например, у дирижера, Юрия Терехова, который и исполняет роль мужа Русалки, таких проблем не возникло, так как он никогда не стеснялся выступать перед людьми.

Юрий Терехов: «Честно скажу, никто из нас не хотел «врываться» туда в качестве актёров, потому что это совсем не наш профиль, к тому же все люди разные. Одно дело, когда человек заканчивает театральное училище и ему легко выступать перед людьми, другое – музыкант, который может быть довольно скованным на публике, исполняя несвойственную для него роль».

В результате получилось настолько здорово, что каждый раз, уходя со иммерсивного спектакля, зрители делятся своими восторгами: «Было классно!», «Мне очень понравилось».

Цирк омолаживает

Дирижер оркестра Казанского цирка Юрий Терехов в свои 38 лет он выглядит максимум на 30 благодаря… игре на музыкальных инструментах. Ловите лайфхак: самые «молодильные» инструменты – духовые, потому что основа исполнительского искусства – правильное дыхание, которое улучшает кровообращение и помогает быть здоровым.

«У меня есть коллеги, знакомые, которые и в 60 лет выглядят как мальчики. Им по 60, а больше 40 не дашь, точно. Специфика профессии!», - смеется дирижер.

Возможность выступать перед огромным залом

«К цирку я всегда относился положительно. Мне было два-три, когда в Новосибирске, на родине моего отца мы попали в цирк. Как ни странно, несмотря на такой маленький возраст, я все прекрасно помню – номер с хищниками, как поднимали клетку, выступали тигры.
Главное в цирке – то, что здесь интересно и взрослым, и детям. В опере или филармонии, если это не специальное представление для младших зрителей, детям тяжело долго выдержать. В детском театре неинтересно взрослым. А в цирке сочетается все, здесь интересно зрителям всех возрастов», – делится своими соображениями Юрий Терехов.

Раскроем еще один секрет, почему музыкантам нравится выступать в цирке – это самый большой зал по вместимости зрителей в Казани.

«У нас есть возможность выступать в составе оркестра перед двумя тысячами зрителей. В Казани такая возможность есть только в цирке. Тот же симфонический оркестр выступает перед 500−800 зрителями, оперный театр со всеми балконами соберет тысячу зрителей. А здесь самый большой зал, поэтому и уровень ответственности, и уровень гордости совсем другой. Очень приятно, что мы можем реализоваться в своей профессии, показать то, чему мы учились долгие годы», – говорит Юрий Терехов.

У него самого это заняло 11 лет (и это помимо музыкальной школы!): четыре года музыкального училища, пять лет высшего профессионального образования, еще два года ассистентуры.

Казанский государственный цирк, выступление перед началом спектакля
Казанский государственный цирк, выступление перед началом спектакля

Музыканты эстрадно-джазового оркестра Казанского государственного цирка:

Андрей Бердников, Борис Валеев, Олег Гужов, Михаил Ильин, Артем Мазур, Алексей Макаров, Сергей Минаев, Сергей Носырев, Рамиль Рафиков, Егор Сидоркин, Анатолий Тимофеев, Булат Туктамышев, Радик Шакиров.

Главный дирижер: Юрий Терехов

-20