Найти в Дзене
Tallis

Укрепление диктатуры пролетариата вбивает осиновый кол в могилу советского фрейдизма. Сказ о том, как Залкинд похоронил собственное детище

Оглавление

Привет, Дзен!

Давайте про А. Залкинда добьем уже. Все полезно, что интересно, независимо от того, кем работает автор. Правда же?

Итак, второй съезд психоневрологов прошел в Ленинграде в начале 1924 года. Среди делегатов съезда было всего четыреста двадцать девять (429) человек были, собственно, психоневрологами. Всего народу было девятьсот шесть человек. Выступление Арона Залкинда приняли с большим воодушевлением. Предложенная им программа представляла собой

Социогенетическую биологию в соединении с учением о рефлексах, при осторожном использовании ценнейшего ряда фрейдистских понятий и отдельных его экспериментальных методов, которые "сильно обогатят био-марксистскую теорию и практику" (с) журнал "Красная новь"; первый, весьма толстый, литературный журнал, выходивший с 1921 года до самой ВОВ

Съезд радостно одобрил доклады Залкинда, поставив резолюцию «последовательный социологический анализ ряда неврологических, психопатологических и педологических проблем в свете революционной общественности».

Те, кто его, тогда, поддержал, и станут, потом, костяком педологической науки.

В прошлом выпуске мы с вами говорили, что на смену устаревшему должно было прийти новое. Необходимо было строить на новом базисе новое общество, новую культуру, новую идею. Должен был народиться новый, эволюционно другой человек и другим сознанием и мировоззрением.

В те времена, в самом начале становления на путь научного подхода, на путь крепкого теоретического и идеологического базиса, к науке относились, как к некой "магической силе", гарантирующей радикальные перемены к лучшему сразу, "вот прям щас". Потому, что это новое, пока не очень понятное, но мы освоим. Мы обязательно освоим, научимся и научим всех - и будет у нас новый, революционный, доселе никем не используемый, подход. Самый передовой в Мире. Так они, там и тогда, размышляли.

По замыслу наших революционеров науки, именно педологии было предназначено решать главные задачи, стоящие перед обществом.

А чтобы создать новое общество в стране где процентов семьдесят всего населения (семьдесят - смело пишем, а так - цифры гуляют от 82% до 75%, так как в грамотные, тогда, могли записать даже того, кто мог просто поставить подпись, выучив набор букв своей фамилии) не умеет ни читать, ни писать, ни, даже, понимать, что говорилось с трибун, нужно было это новое поколение, фактически, родить и воспитать. И максимально быстро сделать тех, кто уже есть, живет и работает, грамотными и квалифицированными.

Да. Практически, посреди пустыря сидим и, тяжелыми потугами, "рожаем" нового, советского человека.

Такие стояли задачи. А вы говорите "половой вопрос" и личная жизнь...

Разрасталось пышным цветом количество педагогических ВУЗов. К 1921 году все они были переполнены.

Наша школьная сеть может приблизиться к действительно нормальной школьной сети, когда она будет насквозь проникнута сетью достаточно научно подготовленных педологов… Надо ещё, чтобы в каждом учителе, в мозгу каждого учителя жил, может быть, маленький, но достаточно крепкий педолог
(с) нарком просвещения А.В. Луначарский

На первом съезде педологов в конце 1927 года, также, Луначарский произносил в своем докладе следующее:

Педология, изучив, что такое ребенок, по каким законам он развивается, тем самым осветит перед нами самый важный процесс производства нового человека параллельно с производством нового оборудования, которое идет по хозяйственной линии

Для многих, довольно цинично звучит. "Производство нового человека" на одном конвейере с оборудованием🤔.

На том же съезде Залкинд представил некую единую педологическую платформу, на которой должны были консолидироваться педологи всех научных направлений, какие только были. Съезд одобрил «объединённую платформу» советских педологов.

Вот на этой "объединенной платформе" и поплыл корабль советской педологии. Арон Залкинд взошел на капитанский мостик и встал к штурвалу.

- Лево руля, товарищи!

Арон Залкинд в роли идеолога

В апреле 1928 г. начала свою работу Комиссия по планированию исследовательской работы по педологии. Постановлением Совнаркома от 17 августа 1928 года её уровень был повышен до Межведомственной плановой педологической комиссии. Арон Залкинд - председатель комиссии.

Тогда же, в 1928 году начинает выходить журнал «Педология» под редакцией А. Залкинда.

В 1930 году Залкинд заявляет свою персону на роль идеолога всех наук о человеке. Не слабо, правда? По его инициативе собирается Съезд, на котором обсуждался вопрос о поведении человека. Интересно само выступление Арона Залкинда на съезде. Его доклад назывался «Психоневрологические науки и социалистическое строительство».

Коротко о теме доклада

Грубо говоря, в то время, наука должна была встать, полностью, на службу революционным требованиям. А требования эти, по Залкинду следующие:

Необходимо создать массовую психоневрологическую литературу, массовую консультацию, массовый инструктаж. Всего этого нет, а со стороны авгуров человековедения слышны лишь зловещие предостережения: до массовой работы наша наука ещё не доросла. Руководящие органы партии ведут кадровую и воспитательную работу, а наука положительных указаний в этой области не дает. Наоборот, мы слышим даже отрицательные указания, угрозы в адрес массового нового человека. Совершенно очевидно, что основная часть всей психоневрологии не делает того, что необходимо революции (с) цитата из доклада Залкинда

То есть, в науке психоневрологии, нужен унифицированный подход, одинаковый ко всем. И, при этом, наука должна продолжать развиваться, изучать человека глубже, больше, выискивать особенности, проводить исследования. Будет встречаться разное. Будет казуистика, будут дети, отличающиеся от других. Как работать-то будем? Мы же наука...

Как это все одно с другим вяжется, кто бы мне объяснил. Может у кого-нибудь из вас получится? Пишите ваши комментарии.

Доклад звучал довольно агрессивно.

В конце 1930 г. Психологический институт в Москве был преобразован в Институт психологии, педологии и психотехники. Угадайте, кто встал на пост директора😉 (конечно, Залкинд).

Укрепление диктатуры пролетариата вбивает – и навсегда – осиновый кол в могилу советского фрейдизма

И педологии, заодно. Ага.

Из одной из статей, мы с вами помним, что Залкинд относил себя, сначала, к лагерю фрейдистов, по тогдашней моде, потом больше склонялся к адлерианству.

Будучи студентом, Залкинд увлекался З. Фрейдом. Тогда фрейдизм был новшеством и экзотикой в России.
К 1910 году, в среде западных психоаналитиков произошел "раскол". Психоаналитики поделились на два лагеря - приверженцы Фрейда и Альфреда Адлера.
Для справки: по Фрейду - сексуальность является основным фактором, определяющим поведение человека, бессознательное лежит в основе формирования личности. По Адлеру - главный мотив в поведении человека - стремление к власти, в основе формирования личности лежит социальный фактор (окружение), а эдипов комплекс вообще не существует.
Арон Залкинд больше склонялся к адлерианству в своих подходах к психоанализу. Взялся анализировать с позиций адлерианства сомнамбулизм. Его статьи публиковались в журнале "Психотерапия" еще до Первой мировой (империалистической) войны.
(с) из статьи "Сказ о том, как революционер и "неформал" российского психоанализа выявлял психические расстройства в РКП(б)".

Тридцатые годы. Мода на психоанализ постепенно сходит на нет. Психоаналитика теряет официальное всеобщее одобрение, превращаясь в клуб по интересам. А прошлое Закинда, связанное с психоанализом никуда не делось, в отличие от «нового массового человека».

Получив должность директора Института психологии, педологии и психотехники, Арон Залкинд устроил публичное покаяние за "фрейдизм" со всем экстремистским пафосом и размахом, свойственным пламенному революционеру.

Наткнувшись в 1910–1911 годах на Фрейда, я, казалось мне, отыскал наконец клад. В самом деле, фрейдовская личность горит, борется, динамична, отбирает, проводит упорную стратегию, переключает свои устремления, свои энергетические запасы и т.д. Одним словом, опустошенное, дряблое „я“ старой психоневрологии Фрейдом наконец выбрасывается вон из науки (так казалось мне тогда) (с)

Напомню, что, тогда и там, в годы наибольшей популярности Фрейда, все юные романтики так воспринимали психоанализ. Но, с возрастом, романтизм сменяется здравым смыслом.

Но, все это пафос Залкинда. Любил он пламенные речи. Если вспомнить наш предыдущий выпуск насчет полового вопроса, где мы с вами обсуждали двенадцать заповедей революционного пролетариата (ссылки все подвешу внизу), то из Залкинда фрейдист, как из меня канатоходец)).

Вот они, эти заповеди (в той статье у нас был плохонький скрин-шот)

Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата
I. Не должно быть слишком раннего развития половой жизни в среде пролетариата.
II. Необходимо половое воздержание до брака, а брак лишь в состоянии полной социальной и биологической зрелости (т.е. 20–25 лет).
III. Половая связь – лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви.
IV. Половой акт должен быть лишь конечным звеном в цепи глубоких и сложных переживаний, связывающих в данный момент любящих.
V. Половой акт не должен часто повторяться.
VI. Не надо часто менять половой объект. Поменьше полового разнообразия.
VII. Любовь должна быть моногамной, моноандрической (одна жена, один муж).
VIII. При всяком половом акте всегда надо помнить о возможности зарождения ребенка и вообще помнить о потомстве.
IX. Половой подбор должен строиться по линии классовой, революционно-пролетарской целесообразности. В любовные отношения не должны вноситься элементы флирта, ухаживания, кокетства и прочие методы специально полового завоевания.
X. Не должно быть ревности.
XI. Не должно быть половых извращений.
XII. Класс в интересах революционной целесообразности имеет право вмешаться в половую жизнь своих сочленов. Половое должно во всем подчиняться классовому, ничем последнему не мешая, во всем его обслуживая.

Фрейд, ставящий на первую ступень сексуальность, считающий ее базисом бессознательного, очень вряд ли поддержал бы тезисы о том, что половому элементу отводится минимальное место в социальной, культурной, физической, душевной жизни человека.

Укрепление диктатуры пролетариата вбивает – и навсегда – осиновый кол в могилу советского фрейдизма (с)

Именно эта цитата и легла, у меня, в название статьи. Уж дюже она мне понравилась.

Ещё один "осиновый кол"

Итак - фрейдизм в СССР похоронен и насильно упокоен при помощи антивампирической методологии. Теперь у Залкинда

Мы становимся из рабов научных приемов их хозяевами… Основную (если не всю) массу научных исследований сегодняшнего дня должны составлять исследования краткосрочные, быстро дающие определенные выводы для ближайшего отрезка времени.

Грубо говоря, наука должна, ОБЯЗАНА(!!!), обслуживать идеологию. Причем быстро. Сразу. Педологи вырабатывают теорию - и вам научные исследования сразу на стол, молниеносно.

Но история, друзья мои, дама (ладно, что ветренная) довольно капризная и гиперчувствительная. Слишком частые и резкие колебания способны расшатать любой флюгер. А то и снести его вовсе...

Кот Фантик куда-то собрался с Сашиным рюкзаком. Других фотографий нет.
Кот Фантик куда-то собрался с Сашиным рюкзаком. Других фотографий нет.

В 1932 году Залкинда снимают с должности директора Института психологии, педологии и психотехники. И с поста главного редактора журнала «Педология» тоже. Таймер был запущен. Педологии оставались считанные дни.

Такие дела, друзья. Вот так вот праотец целой объемной науки прикончил собственное дитя.

Подписывайтесь, давайте))). Люблю, обняла, увидимся!

Статьи по теме педологии можно почитать по ссылкам: