Найти в Дзене
Николай Цискаридзе

Те, кто мне мешал, – делали меня этим крепче

– Николай Максимович, вопрос про книги, у вас уже две вышли. Помимо того, что было много свободного времени, когда мы все и весь мир сидел по домам и как-то так все сложилось. Для чего? Почему? Что внутри себя хотелось «закрыть»?

– Меня задели. Меня задели тем, что, когда я перестал работать премьером в Большом театре, определенная кучка людей, которая на тот момент удерживала власть, они со мной пытались соревноваться.

– Власть, в смысле, в Большом театре?

– Да. Они удаляли мое имя из каких-то списков, когда перечисляли, кто исполнял эту роль. Они удаляли мои фотографии с сайтов, с изданий. А я 21 год был главным исполнителем во многих спектаклях.

И как-то я зашел в книжный магазин «Москва», там продавалась книга о балетах на литературные произведения в Большом театре. И один из главных спектаклей, который был поставлен на литературное произведение, он был оставленный на меня. Я танцевал «Пиковую даму».

-2

В Большом театре за последние 60 или 70 лет всего два спектакля получили Государственную премию. Балет «Спартак» Ленинскую премию получал. А потом, через много лет, получила «Пиковая дама». Больше ничего. Этот спектакль был событием в мировом искусстве, а не просто конкретно в Большом театре.

Я взял эту книгу полистать и увидел, что там есть все балеты, кроме «Пиковой дамы». И, стоя в магазине, я сказал про себя – так...

– А что это для себя лично значит? Это значит доказал? Или что?

– Нет, я никакой чернухи не стал писать. Я честно рассказал в своих книгах, что на меня произвело впечатление, что мне помогло сформироваться. И очень часто те, кто мне мешал, – делали меня этим крепче.

– А вообще, какое отношение к тем людям, которые мешали и палки в колеса вставляли?

– Сначала было нехорошее, а потом я говорил всем «спасибо», потому что во многом я был бы другим человеком и многое бы не произошло в моей жизни.

– Все, что нас не убивает, делает сильнее в данном случае.

– Да.