Найти в Дзене

Психологический календарь | События 30 января в психологическом мире

[30.01.1863] Родился Джозеф Ястров – американский экспериментальный психолог, доктор психологии, профессор, писал о темпераменте, характере, качествах личности. Изучал оптические иллюзии. Открыл такие иллюзии как искажение оценки размеров предметов, есть иллюзии, названные его именем. Изучал оккультизм, причем для его изучения использовал научный подход, был ведущей фигурой в области аномалистической психологии. Основал Американское общество психических исследований, изучающее «месмерическое, психическое и духовное». И позже сам вышел из состава этого общества, став ярым критиком парапсихологии. Изобрел машину, которая называлась «автографом». Она была предназначена для исследования бессознательных движений руки. [30.01.1868] В России опубликована книга Чарльза Дарвина об естественном отборе. Считается основой эволюционной биологии. Книга представила теорию, согласно которой популяция эволюционирует на протяжении поколений в процессе естественного отбора. Дарвин представил множество до

[30.01.1863] Родился Джозеф Ястров – американский экспериментальный психолог, доктор психологии, профессор, писал о темпераменте, характере, качествах личности. Изучал оптические иллюзии. Открыл такие иллюзии как искажение оценки размеров предметов, есть иллюзии, названные его именем. Изучал оккультизм, причем для его изучения использовал научный подход, был ведущей фигурой в области аномалистической психологии. Основал Американское общество психических исследований, изучающее «месмерическое, психическое и духовное». И позже сам вышел из состава этого общества, став ярым критиком парапсихологии. Изобрел машину, которая называлась «автографом». Она была предназначена для исследования бессознательных движений руки.

[30.01.1868] В России опубликована книга Чарльза Дарвина об естественном отборе. Считается основой эволюционной биологии. Книга представила теорию, согласно которой популяция эволюционирует на протяжении поколений в процессе естественного отбора. Дарвин представил множество доказательств того, что разнообразие жизни возникло из общего предка через ветвящийся паттерн эволюции.

[30.01.1922] Родилась Каплан Анна Иосифовна – выдающийся советский психолог, тифлопсихолог, врач-офтальмолог, дефектолог, доктор психологических наук. Исследовала состояние цветового зрения у детей с глубокими поражениями зрительной системы. Основными направлениями научных исследований Анны Иосифовны были:

• установление основных клинических форм детской слепоты;

• изучение свойств остаточного зрения с целью установления возможностей его использования и развития в условиях школ слепы;

• создание системы коррекционной работы, позволяющей формировать и развивать зрительное восприятие при остаточном зрении.

Каплан предлагала для охраны остаточного зрения проводить в специализированных школах для слабовидящих детей «комплекс лечебно-профилактических, гигиенических и педагогических мероприятий, облегчающих работу глубоко повреждённой зрительной системы и создающих условия для развития остаточных зрительных функций у учащихся».

[30.01.1929] Родился Роджер Шепард американский, и бурундийскийпсихолог, когнитивист, доктор психологии, профессор, член Национальной академии наук США. Известен своими исследованиями пространственных репрезентаций: ментального вращения, иллюзий восприятия. Шепард использовал геометрические и пространственные метафоры для отображения психологического пространства, где "расстояния" между различными стимулами были больше или меньше в зависимости от того, были ли стимулы, соответственно, менее или более похожими. Эти воображаемые расстояния интересны тем, что позволяют делать математические выводы: "экспоненциальный спад" в ответ на стимулы, основанные на расстоянии, справедлив для широкого спектра экспериментов с людьми и другими организмами. Является изобретателем звуковой иллюзии — тона и лада Шепарда.

[30.01.1943] Умер Роберт Армстронг-Джонс – английский врач психиатр, автор новых методов лечения психических заболеваний. Один из учредителей Британского психологического общества. Создатель Синдрома "взорвавшейся головы", который характеризуется неразборчивым шумом, который возникает внутри головы человека. Синдром действительно не связан с болью, но эти звуки кратковременны по продолжительности и часто вызывают у человека физический шок. Был посвящен в рыцари в 1917 году, а после войны был награжден орденом Британской империи.

[30.01.1948] Родился Юрий Иосифович Александров - советский и российский учёный, психолог и психофизиолог, профессор, кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, академик РАО. Автор учебного курса «Системная психофизиология: мозг и психика в норме и патологии». Пять фактов о выдающемся советском психофизиологе читайте в газете «Золотая Лестница».

[30.01.1999] Умер Никитин Борис Павлович - советский и российский педагог, один из основоположников методики раннего развития, педагогики сотрудничества. Борис Никитин не задавался целью вырастить гениев, и говорил об этом прямо. Он вместе с супругой воспитывал нормальных, здоровых детей, стараясь помочь им максимально раскрыть свой потенциал. Надо сказать, что все их наследники выросли довольно успешными и благополучными людьми. Старший Алексей (1959 г.р.) – дизайнер, живёт в Лондоне. Антон (1960 г.р.) – ученый-химик, москвич. Ольга (1962 г.р.) – юрист, г. Королев. В этом же подмосковном городе живёт Анна (1964 г.р.), работает медсестрой. Юлия (1966 г.р.) – библиотекарь в Ярославле. Иван (1969 г.р.) – менеджер на телевидении, последователь отца, тоже живёт в Королёве. Любовь (1971 г.р.) живёт там же, библиотекарь. Борис Никитин вместе со своей супругой создавал и популяризировал настольные игры, способствующие развитию детей. «Уникуб», «Точечки», «Сложи узор», «Дроби» изготавливали сперва кустарно, своими руками. На производстве их впервые изготовили в Германии и Японии. Там методика Никитина была очень популярна: действовали так называемые никитинские сады и школы. Сегодня эти игры популярны и на родине выдающегося педагога-психолога, их можно приобрести в магазинах.

[30.01.2002] Умер Брушлинский Андрей Владимирович – отечественный психолог, доктор психологических наук, член-корреспондент АН СССР, занимался психологией личности, изучал мышление человека. Разработал новый вариант системного подхода - континуально-генетический (недизъюнктивный) метод исследования человека как субъекта и на основе этого метода создал теорию субъекта и его социальности; обобщил принцип детерминизма применительно к социально-историческому развитию человека. Он разработал теорию мышления как прогнозирования субъектом исходно неизвестного решения задачи, раскрыл соотношение личностных и процессуальных аспектов этого прогнозирования, установил взаимосвязь сознательного и бессознательного, логических и психологических уровней мышления.

[30.01.] День бегства от стресса. Привлекает внимание к последствиям стресса, дает возможность работать над его проблемами более масштабно, так как большое количество людей обращают внимание на свои стрессоустойчивость и реакцию на стресс. МЧС России предлагает выработать полезные привычки, позволяющие избежать стрессов или их минимизировать:

1. Здоровый сон (за два часа до сна исключайте бодрящие напитки: кофе, чай, алкоголь; за час до сна убирайте концептуальную деятельность (работа, планирование) и экраны; обеспечьте комфортных условий для сна (тишина и темнота);

2. Система отдыха (30 минут в день; полдня в неделю; 2-3 дня подряд раз в квартал);

3. Питание (сбалансированный рацион; пейте достаточно воды; принимайте витаминный комплекс);

4. Движение (утренняя гимнастика; делайте небольшое движение каждый час; регулярные физические нагрузки);

5. Расширяйте свой эмоциональный репертуар (тренируйте умение распознавать свои эмоциональные состояния, их оттенки и рассказывать о своих ощущениях; читайте классическую литературу);

6. Меняйте отношение к негативному опыту (сформируйте привычку анализа ситуации, например, «что было сделано не так?», «как можно исправить/улучшить ситуацию?», «как нужно поступить в следующий раз?», «чему эта ошибка меня научила?»; учитесь прощать ошибки, свои и чужие);

7. Изучайте и принимайте свои личностные особенности (анализируйте свои сильные и слабые стороны; учитесь использовать свои сильные качества и компенсировать слабые, принимать успехи и неудачи);

8. Расширяйте увлечения и интересы, это позволит испытывать положительные эмоции, получать новый жизненный опыт, расширять круг общения (например, спорт, охота, рыбалка, ремесла, театр, музыка, чтение, путешествия);

9. Устанавливайте и поддерживайте отношения с людьми, что поможет получать эмоциональную поддержку; конструктивно разрешать конфликтные ситуации и понимать состояние партнера по коммуникации.

Инна Силенок