Готический фильм ужасов Роберта Эггерса «Носферату» адаптирует знакомую историю о вампирах, но привносит в повествование новый уровень пробирающего до костей ужаса, который заканчивается единственным моментом одновременного насилия и желания. Оригинальный «Носферату» - это интерпретация готического романа ужасов Брэма Стокера «Дракула», и сходство между основными сюжетами очень очевидно для тех, кто знаком с романом. Однако режиссер Роберт Эггерс решил адаптировать «Носферату» из-за простоты повествования и акцента на женском персонаже в роли героини.
В фильме «Носферату» Лили-Роуз Депп играет роль Эллен Хаттер, недавно вышедшей замуж молодой женщины из немецкого Висборга 1830-х годов. Муж Эллен Томас вызван в Трансильванию для выполнения контракта от имени фирмы, в которой он работает, и попадает в лапы эксцентричного графа Орлока. Орлок оказывается вампиром, который мучает Томаса, размывая границы между кошмарами и реальностью, и питается им, пока Томас не спасается из замка Орлока, выбравшись из окна и упав в реку, которая уносит его.
Пока Орлок питается Томасом, у Эллен начинается рецидив болезни, которой она страдала в юности: мучительные сны, лунатизм и сильные конвульсии, вызванные как болью, так и удовольствием. Ее состояние ставит в тупик Фридриха и Анну Хардинг, близких друзей Хаттеров, у которых Эллен остановилась на время отсутствия Томаса. Фридрих и врач Эллен, Вильгельм Зиверс, в конце концов отчаиваются настолько, что обращаются за помощью к профессору фон Францу, дискредитировавшему себя ученому и эксперту по оккультизму.
С помощью фон Франца они начинают разгадывать истинную природу состояния Эллен, в то время как все еще живой Томас возвращается в Висборг, а вскоре после этого в город прибывает Орлок. Орлок приносит с собой буквально чуму крыс и болезней, терроризируя город в погоне за Эллен, чья кровь - его высшая цель. Опустошение нарастает, и Томас, Сиверс и фон Франц решают убить Орлока в его гробу, пока он спит, но пока они вторгаются в его замок, Эллен приглашает Орлока в свою спальню для последней стычки, которая решит судьбу города.
Почему граф Орлок хотел питаться Эллен
Когда Орлок впервые прибывает в Висборг, он сталкивается с Эллен в ее доме, и в конце концов выясняется, что именно она вызвала его зло. В юности одинокая и обиженная Эллен обращалась в молитве к любому существу, которое могло бы дать ей хоть немного общения или утешения. Учитывая, что она обладала некими экстрасенсорными способностями, ей удалось связаться с демоном-вампиром Орлоком, которому она посвятила себя и с которым начала нечестивые психические отношения.
Ее открытие и брак с Томасом помогли ей избежать видений Орлока, но это также нарушило ее обещание, данное Орлоку, что привело в движение события «Носферату». Связь Орлока с Эллен была физически и эмоционально значимой, хотя назвать это любовью было бы неправильно; скорее, его желание и вожделение к ней переросло на другой уровень, граничащий с потребностью. Это подтолкнуло его обратиться к герру Ноку, работодателю Томаса, чтобы тот отправил юношу к Орлоку.
Он обманом заставил Томаса подписать соглашение (написанное на иностранном языке, от которого Орлок отмахнулся как от формальности своих обычаев), которое, по его мнению, было связано с недвижимостью графа Орлока в Висборге, тогда как на самом деле он официально соглашался расторгнуть свой собственный брак с Эллен. После того как Томас расторг их брачный союз, Орлоку нужно было, чтобы Эллен официально согласилась вновь отдать себя ему, поэтому он и отправился в Висборг сам. Только тогда он мог удовлетворить свое желание получить кровь Эллен, когда она по собственной воле согласилась связать себя с Орлоком.
Как Эллен убила графа Орлока
Эллен была в свадебном платье, когда пригласила Орлока в свою спальню для их последней встречи, в знак официального принятия предложения Орлока посвятить себя ему, чтобы освободить город, своих близких и, возможно, весь мир в целом. Она буквально произносит слова «Я согласна», снова выходя замуж за Орлока, как и много лет назад. По традиции они раздеваются, чтобы заключить брак, но вместо полового акта Орлок начинает питаться из ее груди, удовлетворяя свою психическую и плотскую потребность в ее крови.
Однако Эллен использовала свое тело как приманку, чтобы отвлечь и заманить в ловушку графа Орлока. Позволив ему питаться ею, она знала, что он будет бессилен сделать что-либо еще, учитывая, насколько сильным было его желание и вожделение к ней. Как только он отстраняется от нее с восходом солнца, она снова притягивает его к себе, чтобы напитать еще больше, заманивая его в ловушку, пока солнце не взойдет полностью и не убьет его раз и навсегда. В этом финальном акте Эллен возвращает себе контроль над их отношениями, становясь смертью Орлока после того, как всю свою жизнь была объектом его мучений.
Что на самом деле представляет собой граф Орлок
Истинная природа Орлока быстро раскрывается, пока Томас выздоравливает в трансильванском монастыре. Лежа в постели, одна из старших сестер монастыря объясняет через переводчика, что такое Орлок на самом деле. По ее словам, граф Орлок при жизни был черным магом или колдуном и был настолько злым, что после его смерти сам Дьявол спас его душу и вернул ее в тело, чтобы его труп мог продолжать ходить даже в смерти.
Это происхождение объясняет все его сверхъестественные способности, среди которых телепортация, экстрасенсорное общение, контроль над разумом и телом, манипулирование животными, влияние на погоду и способность проявлять болезни. Это также объясняет, почему его тело выглядит таким гнилым и жалким: он буквально труп, оживленный силами зла. Орлок - существо настолько мерзкое, что находится за гранью зла и является проявлением самой Смерти; он скорее сила природы, чем отдельное существо.
Что случилось с Хардингами
Хардинги - близкие друзья Хаттеров, и подразумевается, что Фридрих Хардинг и Томас были друзьями в юности во время учебы в школе. К несчастью, они оказываются втянутыми в злой заговор графа Орлока, поскольку именно им угрожает Орлок, если Эллен не посвятит себя ему, когда он прибудет в Висборг. Анна оказывается укушенной крысами Орлока, а Фридрих страдает от недостатка сна во время всего этого испытания.
Орлок погружает его в глубокий сон, когда он вторгается в их дом; он нападает на двух маленьких девочек и питается ими, сразу же убивая их. Анна бежит в комнату девочек и сталкивается лицом к лицу с Орлоком, после чего погибает вместе с ребенком в животе. Фридрих сгорает от горя, заразившись кровавой чумой, опустошающей Висборг, и отправляется в семейный мавзолей, где в конце концов умирает в объятиях любимой жены, вынув ее из гроба.
Что случилось с Ноком
Нок был для Орлока лишь средством достижения цели, не более чем винтиком в его заговоре, чтобы добраться до Эллен. Он был доведен до безумия влиянием Орлока на него, которое впервые проявилось в его личных экспериментах с оккультизмом. Фон Франц находит в кабинете Нока мистический фолиант (вместе с его ритуальной установкой), который приводит его к связи с Орлоком, в котором профессор находит информацию об окончательном решении относительно жертвоприношения Эллен. Перед тем как погибнуть в гробу Орлока, Нок рассказывает, что продал свою душу Орлоку, чтобы стать принцем Франции. Конечно, его обманули, ведь на самом деле он стал психически плененным слугой злого графа. Как слуга Орлока, он перевозит гроб в ветхое поместье, купленное им в Висборге, и служит главным отвлекающим маневром для Томаса, фон Франца и Зиверса, когда Орлок в последний раз возвращается к Эллен.
Настоящий смысл концовки фильма «Носферату»
Граф Орлок может быть самым известным персонажем «Носферату», но звездой интерпретации Роберта Эггерса, несомненно, является Эллен Хаттер в исполнении Лили-Роуз Депп, и на то есть веские причины. В центре фильма - ее отношения с Орлоком и то, как они развиваются со временем. В начальной сцене фильма Эллен обращается к нему за помощью за много лет до того, как Томас Хаттер отправляется в Трансильванию, и это становится причиной всех смертей и страданий, непреднамеренно вызванных тем, что Орлок обманул и использовал ее в своих интересах.
Ее отвергают на каждом шагу, большинство людей в ее жизни (особенно мужчины) считают, что ее испорченные сны - это истерические фантазии женщины, которые не стоит воспринимать всерьез. Фридрих называет их «сказочными снами», обнажая полное отсутствие уважения к женщинам в викторианскую эпоху, которое, к сожалению, все еще имеет место в современности. Кроме того, во время конвульсий ее буквально сковывают, что также подчеркивает сексуальное подавление, которому подвергались женщины на протяжении всей истории человечества, но особенно в тот период.
Однако в финальной сцене фильма Эллен возвращает себе контроль над ситуацией несколькими способами. В финальной сцене фильма она контролирует ситуацию, использует свое тело как оружие против вампира и впервые делает себя доминирующей половиной в их отношениях, буквально удерживая его на месте и покончив с ним раз и навсегда. Она избавляется от чувства вины, которое испытывала, когда натравливала Орлока на своих близких, одним махом уничтожая ту власть, которую он имел над ее сознанием.
Финальная конфронтация Эллен с Орлоком - это выбор, который можно применить гораздо шире, чем в «Носферату». Орлок не может овладеть ею без ее согласия, и она решает впустить его в свою спальню, чтобы принести себя в жертву. Она выбирает добро в себе, а не зло, которым воспользовался граф Орлок столько лет назад, и своей жертвой решает судьбу всех. Это отражает выбор, который люди делают каждый день: поддаться тому, что легко и, возможно, дурно, или пойти по более трудному пути ради высшего блага.