Найти в Дзене
TheatreHD

Злодейский хит-парад

Мы любим оперу, но любили бы мы ее так же сильно, если бы в ней не было злодеев? У них лучшие арии, самые крутые костюмы и, как правило, именно они двигают сюжет вперед. У оперных героев - почетное место: в названии – их имена, они получают все аплодисменты и славу. Однако без антагонистов история была бы довольно скучной. Ревность, ненависть, манипуляция, мракобесие, месть и страсть склоняют этих коварных персонажей мешать счастливому концу, которого ждет зритель. И поскольку опера — это среда излишеств, оперные злодеи особенно злодейские. Трудно сократить огромный список до первой десятки… да и с какой меркой подходить с чемпионам от коварства? Доктор Бартоло, будучи антагонистом, настоящий злодей или просто шут из мира комедии дель арте? Саломея плоха или потребовать страшную награду ее заставила семья? Мы постарались выбрать самых “черных” негодяев, чьи мотивы – не слабость натуры, а потребность души. Итак, встречайте злодейский парад! Барон Скарпиа из “Тоски” Пуччини Цель оправды

Мы любим оперу, но любили бы мы ее так же сильно, если бы в ней не было злодеев?

У них лучшие арии, самые крутые костюмы и, как правило, именно они двигают сюжет вперед. У оперных героев - почетное место: в названии – их имена, они получают все аплодисменты и славу. Однако без антагонистов история была бы довольно скучной. Ревность, ненависть, манипуляция, мракобесие, месть и страсть склоняют этих коварных персонажей мешать счастливому концу, которого ждет зритель. И поскольку опера — это среда излишеств, оперные злодеи особенно злодейские.

Трудно сократить огромный список до первой десятки… да и с какой меркой подходить с чемпионам от коварства? Доктор Бартоло, будучи антагонистом, настоящий злодей или просто шут из мира комедии дель арте? Саломея плоха или потребовать страшную награду ее заставила семья? Мы постарались выбрать самых “черных” негодяев, чьи мотивы – не слабость натуры, а потребность души.

Итак, встречайте злодейский парад!

Барон Скарпиа из “Тоски” Пуччини

Цель оправдывает средства

Пуччини написал поистине убийственно-ужасную, мелодраматическую музыку для этого отъявленного негодяя – включая леденящий душу мотив барона, который звучит в самом начале оперы и затем нависает над всем произведением. Он, пожалуй, наипервейший манипулятор в мире оперы. Барон Скарпиа — глава тайной полиции, терроризирующей весь Рим. Находясь выше закона, он становится очень сложным противником, но и у него есть слабость – к прекрасной певице Тоске, которая влюблена в художника Каварадосси. Движимый ревностью, Скарпиа использует свою власть, чтобы арестовать Каварадосси и организовать его казнь. Отдаться ему, барону, - вот единственный способ спасти возлюбленного от казни, убеждает Тоску Скарпиа. Отвратительный тип!

Яго из «Отелло » Верди

Верую в жестокого бога…

Яго настолько близок к дьяволу, насколько вообще возможно для человека. Он говорит об этом в своем Credo in un Dio crudel (Верую в жестокого Бога) вскоре после начала второго акта и сам называет себя демоном. У Яго даже нет убедительной причины для заговора с целью уничтожения Отелло. Но в этом-то и дело – он настолько злобен, что ему не нужна причина. “Беспричинное зло”, как назвал персонажа Сэмюэл Кольридж, приводит к падению не только трагического героя Отелло, но и его добродетельной жены Дездемоны и невинного свидетеля Кассио. Яго – коварный змей, который, как ни странно, умудряется соблазнять как публику, так и персонажей на сцене. Он может верить в жестокого Бога, но ни одно божество не может быть столь жестоким, как этот негодяй, ворующий носовые платки.

Клэггарт из “Билли Бадда” Бриттена

Ричард Все благородное бесславил и все прекрасное хулил…

Джон Клэггарт, каптенармус военного корабля “Неустрашимый”, с одной стороны, описан автором в стиле романтического героя – никто не знает, кто он и откуда, у него прекрасное образование и воспитание, однако по службе он поднялся с самых низов и держится обособленно. Но команда боится его, приписывает ему коварство, склонность ко злу и развращенность. Не сумев вынести популярности и обаяния всеобщего любимца Билли Бадда, Клэггарт оговаривает его. Билли, страдающий заиканием, не находит слов, чтобы выразить свой ужас и доказать свою невиновность. Лишившись дара речи, он отвечает своему обвинителю на единственном доступном ему языке: наносит Клэггарту смертельный удар, что, по законам военного времени, означает смерть и для самого Билли. “О, красота, о, радость, доброта! Лучше бы мне не видеть её! Лучше бы я оставался в своём мире, среди того порока, в котором был рождён. Там было нечто вроде покоя, там я установил порядок, подобный тому, что царит в аду. Но увы, увы! Свет сияет во мраке, и мрак видит его, и страдает!” – у Клэггарта сложные эмоции, но то, что он уничтожает все, на что смотрит – факт!

Великий Инквизитор из “Дона Карлоса” Верди.

“Император Палпатин” в Испании XVI века.

Джон Релье
Джон Релье

Вокальная партия Инквизитора не велика, но значительна. Символическая вездесущность Инквизитора чувствуется повсюду – в реакциях главных героев, в построении мизансцен, даже тех, где его нет. Этот слепой 90-летний старик – символ заскорузлого церковного консерватизма, подавляющего все живое. Тема католицизма и его теневой роли в государственном управлении – один из конфликтных стержней оперы. Ужас религиозного авторитета показан в опере на примере церковного фанатизма испанской монархии XVI века:испанский король Филипп ІІ и Великий Инквизитор – корона и крест – выступают в амбивалентной роли врагов-союзников, вынужденных к согласию друг с другом ради обоюдного укрепления власти. Если для этого нужно расправиться с придворным, наследником или целой страной – у церкви не мелькнет ни малейшего сомнения, она скорее подбросит дров в костер для инакомыслящих. Потрясающая, страшная, грозная сцена между королем и Великим Инквизитором – второй такой не было в истории оперы!

Чета Макбетов из “Макбета” Верди.

Возмездье рукой бесстрастной чашу с нашим ядом подносит нам же…

Все знают эту историю: знаменитая шекспировская пара совершает цареубийство, чтобы править королевством. Причем, после того, как у Макбета не хватает смелости, за кинжал берётся его жена. Макбета провозглашают королем, но дальше - больше. После предсказания трех ведьм о том, что сыновья Банко станут королями, одержимая сохранением власти чета подстраивает убийство Банко и его сына. Но в конце героев ждут муки совести: леди Макбет охвачена чувством вины, и в знаменитой сцене лунатизма пытается стереть кровь со своих рук -– «Все благовония Аравии не смоют кровь с ее рук». Этот смертоносный дуэт — злодеи первого ранга. Он убийца, а она подельница. Сам Макбет, по крайней мере, встречает свой заслуженный конец с долей достоинства. Она же сходит с ума на сцене и умирает вдали от зрителей, что приводит к знаменитому заявлению Макбета: “La vita… che importa?… E' il racconto d'un povero idiota; Vento e suono che nulla dinota!” (“Жизнь… какая важность? … История, что рассказал дурак, наполненная яростью и шумом, которая не значит ничего»).

Дон Пизарро из “Фиделио” Бетховена

Паук-бюрократ…

Начальник тюрьмы, Дон Пизарро, посадил в самую темную и сырую камеру своего политического противника Флорестана. Но арест незаконен, поэтому Флорестана никто не видит и, как надеется тюремщик, никто о нем не знает. Два года Пизарро собирается с силами, чтобы расправиться с узником, но предстоящий визит министра-ревизора наконец придал ему смелости: убить врага страшно, но поплатиться головой за собственный преступления – еще хуже. Никто, даже за деньги, не берется исполнить приказ убить беззащитного, поэтому Пизарро, зарядив пистолет, спускается в темницу собственной персоной. Но перед тем поет триумфальную злодейскую арию. Как оказалось, преждевременную.

Царица ночи из “Волшебной флейты” Моцарта

Я мщу, и месть моя страшна!

Царица ночи! Страшная женщина, способная потребовать от родной дочери убить человека, который относится к ней как отец (а может, им и является?). Зарастро искренне желает принцессе Памине счастья, но мать Памины думает только о собственной власти. И как только Царица чувствует, что ее власть пошатнулась, она готова на все – даже уговорить на убийство собственную дочь, солгав про святую месть. Великий певец радости Моцарт даровал самой жуткой из своих героинь самые головокружительные в мире колоратуры - но и они звучат пугающе, как что-то превосходящее человеческие возможности. Эта злая владычица поет, пожалуй, самую известную арию в опере “Der Hölle Rache kocht in meinem Herzen” (“В моей душе пылает жажда мести”), полную ярости и мстительной ненависти к своему сопернику. Однако, несмотря на ее интриги и ненависть, добро побеждает, Памина и ее возлюбленный Тамино живут долго и счастливо. Довольно редкое явление для оперы…

Ортруда из “Лоэнгрина” Вагнера

Свирепая дочь Одина

Ортруда, наследница последнего фризского короля Радбода, возмущена тем, что происходит на землях, которыми некогда владел ее отец. Во-первых, власть теперь принадлежит постылым герцогам Брабантским, а во-вторых – совсем забыта старая вера! Ортруда, судя по всему, одна из последних языческих жриц; она стремится посадить на трон Брабанта своего покорного мужа Тельрамунда и возродить на этих землях исконную веру в Вотана и Фрейю. Именно к забытым богам обращается Ортруда с молитвой-проклятием, с призывом помочь ей погубить наивную герцогиню Эльзу и ее жениха неясного происхождения. Именно для этого она будет колдовать, плести интриги и вливать в уши Эльзе яд сомнений. Коварная женщина!

Франческо Моор из “Разбойнников” Верди.

Кто скажет что-нибудь в защиту зависти? Это чувство дрянной категории.

По-настоящему отвратительный персонаж: сначала он оговаривает брата перед отцом, а затем лжет о его смерти, чтобы обманом завладеть наследством и невестой брата, а когда становится полноправным хозяином, бросает собственного отца в темницу и пытается уморить его голодом. Однако, муки совести нашли и его – “Видение Страшного Суда” – удивительная сцена! Брат Франческо, Карл, тоже не подарок — он убивает свою невесту (бедная девушка!) из-за сомнительной клятвы разбойникам, а еще поджигает город, чтобы освободить одного из своих приятелей-грабителей. Но при этом он положительный герой! Удивительная опера!

Линдорф из “Сказок Гофмана” Оффенбаха

Подлецу все к лицу.

Иногда в истории одного злодея просто недостаточно. В “Сказках Гофмана” Оффенбах дает нам четырех по цене одного. Главный герой топит тоску в стакане, и это неудивительно: его сердце разбито, фактически, трижды. Человек, стоящий за этим, — жестокий и хитрый Линдорф, который хочет помешать прекрасной певице Стелле попасть в объятия нашего пьяного рассказчика. Сначала появляется лживый Коппелиус с волшебными очками и фарфоровой куклой, затем доктор Миракль, который заставляет Антонию петь до смерти, и фокусник Дапертутто , который драгоценностями покупает любовь куртизанки Джульетты. Три женщины воплотились в одной идеальной – в Стелле, но и три антагониста – вездесущий Линдорф. Все злодеи предстают отражениями этого образа, неким универсальным воплощением Зла, примеряющим каждый раз новую личину. И в самом конце, когда Гофман выходит из своего пьяного оцепенения, Линдорф уходит с прекрасной Стеллой. А Гофману остается лишь творчество. И Муза.

На чем остановимся, но, согласитесь, с хорошими злодеями опера играет особенно яркими красками! А кого в злодейский список добавили бы вы и за какие злодеяния?