Найти в Дзене
Фактовоз

Состояла из двух магистралей, а потом не осталось ни одной, только огрызок. Кневицкая УЖД

Оглавление

В Новгородской области, там, где в 2013 году отменили все пригородные поезда, и там, где Садко отправлялся в командировку к морскому царю, есть Кневицкая УЖД.

Южная магистраль. Нынешняя длина: 18 км. Только пионерочное движение.
Южная магистраль. Нынешняя длина: 18 км. Только пионерочное движение.
Северная магистраль, в 2012 была разобрана
Северная магистраль, в 2012 была разобрана

Obolev из Живого Журнала путешествовал по этой узкоколейной железной дороге и всё очень интересно записал. Ссылка в конце публикации.

Ну а пока немного истории от Болашенко:

Первой была построена линия, ведущая на север от станции Кневицы. Официальная дата открытия «северной» узкоколейной железной дороги — 1951 год.

Узкоколейная железная дорога работала на паровой тяге. Её первоначальная протяжённость неизвестна.

Позднее узкоколейная железная дорога была значительно продлена в северном направлении. Паровозы были заменены мотовозами МД54-4 и тепловозами.

Ныне действующая линия узкоколейной железной дороги, ведущая от посёлка Кневицы в южном направлении, по информации от Сергея Костыгова, была открыта в 1958 году. Первоначально она была изолирована от старой, «северной» дороги.

В 1970-х годах две узкоколейные железные дороги были соединены в единую сеть. Соединительный путь был пропущен под магистральной железнодорожной линией Бологое — Дно с использованием уже существовавшего моста через небольшой ручей.

После соединения дорог был закрыт старый нижний склад, располагавшийся в северной части посёлка Кневицы. Подвижной состав, работавший на «северной» магистрали, обслуживался единым локомотивным депо, которое было построено на «южной» магистрали — к югу от станции широкой колеи.

В 1990-е годы вывоз леса по «северной магистрали» был прекращён. Приблизительно в 2001 году она стала непригодной для движения тяжёлого подвижного состава.

В 2012 разобрали северную магистраль, в 2018 прекратили выработку на южной магистрали.

Напоследок немного фото 2010 года:

Схема КнУЖД
Схема КнУЖД

Южная магистраль

Станция Кневицы. Теперь на путях наката нет вообще.
Станция Кневицы. Теперь на путях наката нет вообще.
Лесовозный состав на усе (временной линии, проложенной для удобства вывоза леса, постройка одного километра занимает меньше недели) 3 км.
Лесовозный состав на усе (временной линии, проложенной для удобства вывоза леса, постройка одного километра занимает меньше недели) 3 км.
Магистраль после 6 км становится более заросшей.
Магистраль после 6 км становится более заросшей.
Дозаторы времён ВОВ в конце линии.
Дозаторы времён ВОВ в конце линии.

Общая длина линии на момент съёмки: 30 км.

Общая длина линии по состоянию на 2021 год: 18 км.

Северная магистраль

Начальная станция Северной магистрали
Начальная станция Северной магистрали
800 метров рельсов украли, местные уложили брёвна. Так и живём...
800 метров рельсов украли, местные уложили брёвна. Так и живём...
Утопили...
Утопили...
База ягодников на 26 км
База ягодников на 26 км
Конец пути. Мда... Теперь конец пути в Кневицах.
Конец пути. Мда... Теперь конец пути в Кневицах.

По состоянию на 2024 год, имеется слабое пионерочное движение летом, по 2-3 рейса в день. Дорогу планируется разобрать. Очень жаль.

Ну и в конце обещанные ссылочки. Они ведут на страницы, откуда я и брал фотографии.

Ссылка на Южную магистраль⬇️

УЖД Лычковского леспромхоза

Ссылка на Северную магистраль⬇️

УЖД Лычковского леспромхоза.Деревянная дорога.

Ну а на этом всё. До встречи!