Найти в Дзене

Роден и его бронзовый герой: история одной позы

Оглавление

«Мыслитель» Огюста Родена — скульптура, которая, можно сказать, стала синонимом задумчивости. Но знаете ли вы, что за этим бронзовым героем стоит история не только о мускулах и философии, но и о вдохновении, которое пришло из «Врат ада»? Пора раскрыть все тайны!

Огюст Роден, «Мыслитель»
Огюст Роден, «Мыслитель»

От Данте к философии

Изначально Роден назвал свою статую «Поэт». Она должна была венчать скульптуру «Врата ада», вдохновленную «Божественной комедией» Данте. По задумке, фигура представляла самого итальянского поэта, размышляющего о душах грешников.

Но вот незадача: Данте — стройный и даже немного аристократичный, а Роден сотворил мускулистого титана. Не очень похоже на писателя. Со временем идея поменялась, и получился универсальный образ творца.

Аньоло Бронзино, «Аллегорический портрет Данте»
Аньоло Бронзино, «Аллегорический портрет Данте»

В конце концов, Роден переименовал скульптуру в «Мыслителя» и сделал ее самостоятельной работой. Она получилась в духе традиций Микеланджело: герой, обладающий физической мощью, но лишенный конкретных реальных прототипов.

Как создавался «Мыслитель»

Роден долго искал идеальную позу. Он хотел, чтобы зритель чувствовал всю тяжесть размышлений. Чтобы мы понимали, что думать — это тоже работа. А иногда — и очень тяжёлая.

Моделью стал Жан Бо, французский боксёр. Да-да, именно благодаря его внушительной мускулатуре «Мыслитель» выглядит именно так.

Однако поза не менее важна, чем мускулы. Герой сидит, облокотившись на подбородок, локоть упирается в колено, а спина слегка сгорблена. Это словно философский фитнес: герой сидит, но при этом напряжена каждая мышца.

Путь к славе

Когда «Мыслителя» впервые представили публике в 1888 году, он был частью «Врат ада». Однако слава пришла позже, в 1904 году, когда увеличенную бронзовую версию показали на Салоне в Париже. Скульптура сразу привлекла внимание, ведь её необработанные поверхности и подчёркнутая текстура делали фигуру почти живой.

Огюст Роден, «Врата Ада»
Огюст Роден, «Врата Ада»

«Мыслитель» стал символом философии, раздумий и даже человеческой души. На секундочку, его копии можно найти по всему миру: от Москвы до Буэнос-Айреса, от Токио до Сан-Франциско. А оригинал гордо сидит в садах Музея Родена в Париже.

Кстати, в 1906 году, когда скульптура была установлена у Пантеона, Роден сам назвал его памятником французским рабочим. Выходит, каждый из нас — немного «Мыслитель»))

Роден и Микеланджело

Нельзя не упомянуть о влиянии Микеланджело на Родена. Итальянский мастер был известен своим умением изображать человеческое тело в сложных позах, передавая каждую мышцу и жилку. Роден же перенял этот стиль, но добавил своего. «Мыслитель» — это не просто человек, это олицетворение созерцания, творчества и глубокого погружения в себя.

И здесь можно провести интересную параллель: если Роден создал героя, который размышляет, то Микеланджело подарил нам Давида — персонажа, готового к действию. Эти два шедевра словно представляют две стороны человеческой натуры: когда надо подумать и когда пора действовать.

История «Мыслителя» вдохновляет и заставляет задуматься: что такое творчество, мужество и поиск смысла. А хотите узнать больше о другом шедевре? Уже 17 декабря в 19:00 мы поговорим о Давиде Микеланджело — символе решимости, силы и, конечно, идеальных пропорций.

Приходите на эфир, будет интересно! Вместе мы раскроем секреты, которые скрыты за этой скульптурой.

Регистрация по ссылке: https://clck.ru/3F2GJD

С вами на связи была Анастасия Постригай — искусствовед, ректор Академии OP-POP-ART, галеристка, арт-консультант. Уже более 20 лет я влюбляю людей в искусство. Подписывайтесь на меня, чтобы изучать его через яркие истории о жизни художников и их произведениях на простом языке, без сложных терминов ❤️