Бурятия - один из самых интересных регионов России. Негласно она считается главной буддийской республикой в России, так как на её территории расположен самый знаменитый буддийский монастырь России - Иволгинский дацан, притягивающий к себе множество паломников.
Менее известен за пределами Бурятии дацан Ринпоче Багша. Если Иволгинский дацан расположен на некотором отдалении от Улан-Удэ, то Ринпоче Багша находится на окраине города, так что его вполне можно (и нужно) посетить тем, кто оказался в бурятской столице и не располагает большим количеством времени. Я отправился туда же в первый день после заселения в хостел. Сев на маршрутку № 97, я через полчаса оказался у подножия Лысой горы, где расположен этот храмовый комплекс.
Слово "дацан" у бурят обозначает монастырь-университет. Помимо храмовых строений дацаны являются учреждениями религиозного образования.
Дацан был основан в 2004 г., т.е. ровно 20 лет назад, по благословению Далай-ламы XIV. Его непосредственным создателем стал монах и тулку (воплощение Будды) из Тибета Еше Лодой Ринпоче, известный своей деятельностью по возрождению буддизма в Бурятии. Название дацана состоит из двух слов: "ринпоче" переводится с тибетского как "драгоценный", а "багша" (с бурятского, а не тибетского!) - как "учитель". Вход в храм охраняется статуями демонов.
На территории храмового комплекса можно увидеть ступы. Ступа в тибетском буддизме - это примерный аналог пагоды в Восточной и Юго-Восточной Азии, т.е. культовое сооружение, содержащее в себе какую-либо реликвию. В Бурятии встречаются чаще всего ступы белого цвета, но бывают и золотые.
В храме проходила служба, и он оказался заполненным народом. Люди стояли, сидели на скамейках или на полу Монахи в оранжевых одеждах сидели за длинным столом, громко бормотали молитвы и песнопения (по-видимому, на тибетском). В конце зала установлена бронзовая статуя Будды Шакьямуни, покрытая сусальным золотом. В одном путеводителе я вычитал, что она является самой высокой в России и е высота составляет 6 м. Однако данная информация не соответстствует действительности, так как в Золотом храме Элисты, который я посещал в 2022 и 2023 г., имеется статуя Будды в два раза больше по высоте - 12 м. Бурятские буддийские храмы имеют некоторые отличия от калмыцких. Так, от прихожан не требуется снимать обувь при входе. Если в калмыцких хурулах я видел интересную настенную живопись буддийской тематики, то здесь вместо неё висят картины в традиционном стиле. Один момент меня сильно удивил. По опыту посещения Калмыкии я уже знал, что буддизм - религия, довольно строго относящаяся к фотографии. Снимать в калмыцких хурулах приходилось украдкой, да и не всегда это получалось. В Ринпоче Багша царит более либеральный подход - я спокойно фотографировал внутреннее убранство храма, и никто мне слова не сказал по этому поводу. В то же время фотографий я сделал немного, так как не хотелось мешать верующим.
Территория, прилегающая к храму, представляет даже больший интерес. Вообще гости первым делом должны совершить гороо, т.е. обойти храм несколько раз слева направо (по ходу солнца), вращая при этом молитвенные барабаны. Внутри находятся мантры, поэтому прокручивание барабана равно произнесению священных текстов. Храм окружён живописным лесопарком, по которому проходит Дорога долгой жизни с 12 беседками, посвящнными животным восточного календаря. Статуи животных выполнены в довольно забавной манере. В беседках можно остановиться, отдохнуть, помедитировать.
Так как я родился год тигра, сфотографировался с ним. Внутри беседки можно увидеть мантры слова или группы слов, которые по мнению верующих, могут оказывать психологическое и духовное воздействия.
Дракон.
Собака.
На площадке перед дацаном стоит скульптура буузы - бурятского любимого национального блюда.
С высоты открываются живописные виды на Улан-Удэ и реку Селенга. Как можно видеть, жилые кварталы, примыкающие к Лысой горе, в основном представляют собой частную застройку.
Но, конечно, впечатления от Бурятии будут неполными, если не посетить главную святыню - дацан Хамбын Хурээ, расположенный в селе Верхняя Иволга в 30 км от Улан-Удэ. Это главный буддийский монастырь России, сравнимый по значимости с Троице-Сергиевой лаврой в русском православии. Не побывать там я не мог, поэтому отправился туда на второй день. Проехав минут 40 на маршрутке № 130, я вышел на конечной остановке в послке Иволгинск. До дацана оставалось где-то 5-6 км. Идти пешком далековато, но к счастью, там же стояла другая маршрутка, едущая прямо до его ворот. Я сел на неё и уже издалека мог видеть дацан, производивший впечатление экзотического дворца. Наконец я оказался на месте.
Дацан был построен в 19445 г. и в настоящее время на его территории расположен десяток дуганов (храмов), библиотека, художественная мастерская и оранжерея со священным деревом бодхи, сидя под которым индийский принц Гаутама когда-то достиг просветления и стал Буддой, т.е. "Просветлённым". Есть и университет, где около сотни человек обучаются на четырех факультетах - философском, тантрическом, медиццинском и иконографическом. Его выпускники получают звание ламы - духовного наставника в тибетском буддизме.
Первым делом я совершил гороо, обойдя храм слева направо. Важно совершить нечётное количество круговых обходов, например, один раз, вращая при этом молитвенные барабаны. Хурдэ различаются по размеру и по тому, как они украшены. Часть из них выглядят просто и не имеют рисунков.
На некоторых можно видеть письмена на тибетском (или санскрите?).
Некоторые украшены буддийской символикой.
Монастырь построен в китайско-тибетском стиле. По всей территории монастыря расположены здания с загнутыми вверх крышами и украшены богатым деревянным декором. Всё выглядит ярко и красочно и приходилось постоянно останавливаться, чтобы сфотографировать это великолепие. Вход во все здания свободный. Несмотря на то, что Иволгинский дацан широко известен в Бурятии и за её пределами и привлекает множество паломников и просто туристов, место показалось мне умиротворённым и лишённым попсовости.
Это первый деревянный храм дацана - Чойра дуган, построенный ещё в 1946 г.
Это яркое и роскошное здание - храм Зелной Тары, защитницы живых существ в буддизме.
Главный храм Цогчен дуган, построенный в 1976 г. Большинство построек дацана относится к 1970-м гг., т.е. построена сравнительно недавно. На каждом буддийском храме можно увидеть Алмазное колесо учения и двух смотрящих на него ланей, что символизирует самого Будду и первых двух его учеников.
Внутри храма я украдкой сфотографировал статую Будды Шакьямуни.
От злых духов дацан охраняют каменные тигры.
А также разноцветные львы, выполненные в китайском стиле и более напоминающие собак.
На обширной территории дацана расположено много простеньких, но опрятных деревянных домиков. В них живут местные монахи. На монастырской территории также гуляет немало собак.
У домиков также можно видеть забавных львов.
Примерно в центре территории дацана расположено богато украшенное здание известен как Дворец Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова. Этот лама в 1911 году стал Пандито Хамбо-ламой - главой буддистов Восточной Сибири. В возрасте 15 лет он поступил в Аннинский дацан, где в течение 23 лет постигал буддийское вероучение, санскрит, тибетский язык, логику и философию. В 1913 году Итигэлов получил персональное приглашение на торжества в честь 300-летия дома Романовых и принял участие в освящении буддийского храма, открытого в Санкт-Петербурге. При жизни он пользовался огромным авторитетом среди своих последователей и о его чудесах ходили легенды. В 19227 году 75-летний Итигэлов собрал своих учеников и ушёл из жизни, погрузившись в глубокую медитацию. Тело ламы осталось нетленным и с 2002 года доступно для поклонения. До поездки я читал, что доступ к Итигэлову платный и открыт лишь по большим праздникам. Однако в этот день, видимо, было какое-то торжество, и я прошл во "дворец" совершенно бесплатно. На входе монах выдат шарф. Перед мумией Итигелова посетители оставляют дары, в том числе деньги, останавливаются и долго молятся. Повидать его приезжают и буддисты из других стран - из Монголии, Китая и т.д. Конечно, фотографировать святыню я не стал.
Большое каменное здание с красной крышей представляет собой строящийся храм. На момент посещения (июль 2024 г.) там ещ активно велись строительные работы.
Вернувшись к монастырским воротам, можно заметить белоснежные ступы (субурганы).
Отобедав буузами в кафе напротив дацана, я поехал домой. На обратном пути из окна маршрутки посмотрел на Иволгинскую сопку, также считающуюся священным местом. На её склонах мраморной крошкой выложена самая знаменитая буддийская мантра "Ом ма́ни па́дме хум".