Толпы верующих собрались на прощание выдающегося старца, аскета и пустынника. Паломники прибыли из разных уголков: Сухоны, Двины, Вычегды, Лузы, а также монахи из близлежащих обителей.
Настоятельница Иоанно-Предтеченского монастыря послала сестер монашествующих для чтения псалтири до самого захоронения.
Из-за огромного потока людей, желающих проститься со старцем, похороны были отложены на пять дней.
Старец ушёл
Старец Максим Погореловский скончался 13/26 декабря 1906 года, в возрасте 69 лет.
Среди народа распространился рассказ о его последнем чуде. Перед кончиной он предсказал день и точное время своей смерти, призвав всех своих родных и духовных чад собраться вокруг. В назначенный час все они собрались у его постели, где он, смиренно сложив руки, в назначенный час завершил свой земной путь.
Расстояние от храма до места захоронения составляло всего 20 метров, однако все это длилось целых два часа. Пели панихиды, и многие больные, коснувшиеся гроба, обретали избавление благодаря своей вере. Чудес произошло такое множество, что их перестали подсчитывать. Тело преподобного не издавало никакого запаха тления.
Родом из деревни
Будущий старец Максим Югов появился на свет в 1938 году в семье благочестивых Егора и Евдокии. Они прожили всю жизнь в деревне Волосово, что находится неподалёку от Пятницкого Погоста Великоустюжского уезда. Родоначальник семейства Юговых прибыл из окрестностей Устюга и основал поселение на Волосовой пустоши, рядом с погостом. Три брата учредили новую деревню, арендуя и позднее окончательно выкупив земли у государства к началу XX столетия. Юговы стали основателями трёх населённых пунктов: Волосово, Чернятино и Синегу, жители которых были в основном их потомками.
Праотцом Максима был Борис, дедом – Иван. Все его предки отличались глубокой религиозностью.
Детство
В их доме господствовали патриархальные традиции и порядок. Семья неукоснительно соблюдала посты и молитвы, включая детей. В каждый праздник и воскресенье они посещали церковь, а в случае необходимости оставаться дома, проводили молитвы во время литургии при свечах и лампадах.
Взрослые заботились о том, чтобы их дети вели себя за столом скромно, проявляли уважение к старшим и не приносили в дом чужое. Иегор, не заметив границы участка, случайно вырвал у соседа несколько реп. Осознав свою ошибку, он принес украденные овощи обратно владельцу, сопроводив свой поступок извинениями. Такой пример благочестивого поведения родителей воспитал в их детях доброту и честность.
Семейство Егора и Евдокии насчитывало семерых детей: Стефана, Илью, Якова, Максима, Веру, Параскеву и Анну. Смерть отца настигла, когда Максиму было всего три года, а в тринадцать он потерял и мать, оставшись сиротой.
Ушел в лес
Спустя полгода после смерти матери, Максим пошел в лес, чтобы помолиться, и там обрел утешение. Однажды, уйдя в лес, он отправился за десять верст и нашел печь углекопов, где он провел в молитве два дня, питаясь ячменными лепешками. На третий день он понял, что еще слишком молод для уединенной жизни в лесу, и решил вернуться домой, где его уже искали родственники и односельчане. Они встретили его в трех верстах от дома.
Через полгода вновь охваченный желанием помолиться в лесу, Максим вернулся в прежнее место с двумя лепешками, но через два дня решил вернуться, осознав, что проживание в глуши без пищи и необходимых навыков невозможно.
Искушение
По достижении шестнадцатилетия, Максим, которому уже можно было работать на фабрике, устроился на Красавинскую льнопрядильную фабрику. Там он обзавелся друзьями, которые приглашали его на развлечения и посиделки. Несмотря на то, что он их посещал, Максим скучал на этих встречах.
Максим регулярно посещал церковь, однако однажды он поддался искушению, подумав, что ходит туда из тщеславия, чтобы показать другим свою благочестивость. Это привело его к решению молиться в лесу в одиночестве. Чтобы не вызвать подозрений у окружающих, Максим приобрел гармонь и играл на ней, оставляя инструмент под кустом, в то время как сам он предавался молитве.
Несмотря на попытки скрыть свою благочестивую жизнь от чужих глаз, о нем узнал один отшельник, которому Бог открыл правду. Старец пришел к Максиму и дал ему наставления, разъяснив, что отказ от церковных служб исходит от злого духа, и предупредил о том, что гармонь может привести к ещё большему искушению. После этого Максим не пропускал богослужений, но продолжал уединяться в лесу лишь для молитвы.
Юродство и утешение
Возможно, следуя совету старца либо по внутреннему вдохновению, Максим начал практиковать юродивость, стриг свои волосы наголо, чтобы вызвать насмешки окружающих.
На фабрике его стали осмеивать и презирать, женщины избегали его компании. Для укрепления духа Максим отправился в паломничество в Соловецкий монастырь, к мощам святых Зосимы и Савватия. Посетив святые места, преподобные оказали ему значительное утешение и поддержку.
Возвращение и пещера в лесу
После возвращения он снова отправился на работу на фабрике. В свое время вне работы он решил научиться читать, чтобы иметь возможность вникать в Священное Писание. Хотя братья не всегда оказывали ему поддержку, они всегда стремились его понять. Их встречи проходили по воскресениям и в праздничные дни.
Однажды, не доходя до фабрики, Максим свернул в лес после воскресенья и провел там неделю. Там у него укрепилось убеждение в необходимости найти место для постоянного уединения. Он нашел такое место и вырыл там пещеру. По воскресениям он навещал родной дом в Волосово, а затем на неделю уходил в уединение. Братья полагали, что он продолжает трудиться на фабрике, и не беспокоились.
Красавино удалено от Пятницкого погоста на расстояние не менее десяти километров. На фабрике он работал с переменным успехом до достижения восемнадцати лет. Над ним глумились за нелепость, в том числе и за одежду, например, носил он лапти под хромовыми сапогами.
Паломничество
В двадцать три года Максим отправился в паломничество по России.
Его братья дали благословение на это путешествие. Пешком он добрался до Киева, где молился у святынь Антония и Феодосия в знаменитой Лавре, посетил пещеры подвижников. Также он побывал в Троице-Сергиевой Лавре и у святынь Москвы.
По возвращении домой Максим почти перестал работать на фабрике и сосредоточился на изучении Священного Писания и трудов святых отцов. Летом он уединялся в лесной "пустыне".
В церковной традиции "пустыня" представляет собой безлюдное, необжитое место, и может находиться в горах, лесу или степи. Для духовных искателей это также место отречения от "мира", который наполнен злом.
"Мир" в данном контексте означает современное общество со всем его содержанием.
Отшельничество
Проживая в лесу, Максим подвергал себя различным лишениям. Подвергая свою плоть испытаниям, например, обнажаясь перед укусами насекомых, он пытался научить себя смирению и терпению, как многие отшельники. Только близкие знали путь к его пещере и становились свидетелями, как его тело покрывалось черным слоем насекомых.
В начале своего пути он сталкивался с искушениями уныния и даже испытывал горячее желание вернуться в "мир". Однако милостивый Господь вдохновил его мыслью о поиске духовных наставников и опытных подвижников, чтобы научиться у них и укрепиться на пути добра.
Поиски старцев
Покинув пустыню, Максим отправился в поисках мудрых старцев. Он посетил множество обителей и пустынных мест, слыша о великих и могущественных священнослужителях. Тем не менее, ощущение своей греховности вызывало у него страх и мешало встрече со знаменитыми аскетами.
На обратном пути он проходил мимо Павло-Обнорского монастыря, где игуменом был отец Иоасаф, ученик преподобного Серафима Саровского. Сомнения Максима не остались незамеченными монахом, который, узнав о его колебаниях, и представил его великому игумену.
Слова старца казались Максиму чрезвычайно драгоценными, и он хранил воспоминания о этой встрече до конца своих дней. Старец Максим всегда отзывался о Иоасафе как о своем наставнике и духовном руководителе. Игумен предрекал ему многочисленные искушения, как от мира, так и от злого духа, подчеркивая важность умения распознавать коварство врага и советуя победу над ним через пост и молитву.
"Если в невидимом бою ты найдешь неразрешимые вопросы, приходи в нашу обитель. Также ценно будет обрести мудрого наставника неподалеку от твоего дома, который научит тебя духовной жизни", — говорил игумен, обещая молиться за Максима и отправляя его к своему ученику, отцу Феодору, проживавшему вблизи Семигородней пустыни.
Проведя полгода с отцом Феодором, Максим узнал истинный образец жизни, исполненной любви к Богу. Отец Феодор стал его примером и наставником в вере, давая ценные уроки. Именно эти старцы благословили его на жизнь в пустыни, где, возможно, Максим тайно и принял монашеский постриг.
Подвижничество
Возвратившись на родину в 1867 году, Максим обустроил свою келью в деревне, недалеко от дома духовного брата Феодора. Рядом с кельей находился хлев для домашних животных, а в непосредственной близости — загон для овец. Место напоминало ему Вифлеемский вертеп.
На протяжении года старец не вступал в контакты без крайней необходимости, предпочитая уединение в лесу. После одиночества в течение года он основал келью в лесу и стал полноценным отшельником. В тот момент Максиму было 29 лет, и он провел в пустыне 40 лет — столько же времени, сколько евреи, избранный народ, блуждали в поисках Обетованной Земли, символа земного и небесного Иерусалима.
Люди узнали о нем и пошли...
С тех пор люди начали открывать свои сердца и уважать старца Максима. К нему стали приходить на беседу представители всех возрастов и полов, ища утешения в житейских заботах и духовного просвещения. Он завязал духовные отношения с несколькими благочестивыми людьми. Среди них были Феодор, а также Ефимий, который отличался мастерством чтения священных текстов, и старец Петр, проживающий в отшельнической часовне Прокопия Праведного, расположенной в полутора верстах от Волосова.
Стефан, его кровный брат, Петр и Алексий, вместе с сестрами Параскевой, Верой, Анной и девицей Дарьей, также стали его духовными чадами, все они стремились к спасению и желали угождать Всевышнему.
Старец проводил каждое лето и периоды поста в уединении густого леса, испытывая множество искушений от людей, дьявола и мирских забот. Даже местные власти выражали неодобрение его уединенному образу жизни в лесу. Однако утешение и укрепление в духовных подвигах ему оказывал старец Илья Филиппович, прославившийся святостью в прошлом веке в Знамено-Филипповском Якивском монастыре.
В последние годы жизни наставником старца стал настоятель Пятницкой Погореловской церкви, священник Сергий Рохлецов. Старец Максим делился рассказами о своей жизни не только с духовными братьями и сестрами, но и с сестрой Параскевой, Верой и крестником Иоанном. Кроме того, он задокументировал свою биографию в третьем лице по просьбе одного из старцев, возможно, будущего старца Николая Ильича Югова, который последние четыре года жизни провел с ним.
Благодаря этому у нас имеются достоверные источники о жизни и испытаниях старца Максима, которые зафиксированы в книге "По пути подвижников" и передаются устными рассказами родственников и местных жителей.
Дьявол был против
Враг человечества особенно активно выступал против старца Максима во время молитв. Он поджигал лес вокруг его кельи, пожирая огнем все вокруг, однако саму келью оставлял нетронутой, лишь слегка попалывая углы.
Преследователь создавал обманчивые видения, например, воображаемые сцены зимнего леса, где сквозь снег пробираются возы, раздается ржание лошадей и лай собак... Он являлся к дому старца с оружием, пытаясь проникнуть внутрь, но молитвы старца преграждали ему путь. Иногда враг появлялся в облике собаки, готовясь напасть, но его усилия терпели неудачу. «Ангел» в виде татарина пытался напасть на старца с кривым ножом, но в ответ на молитву старца уступал.
В одну ночь, когда старец молился, враг начал свистеть так сильно, что молитва была нарушена и волосы встали дыбом от ужаса. Однако старец собрался с силами, осенил себя крестным знамением, призвал помощь Господа, и злой дух рассеялся как дым.
Враг также нашептывал ему кощунственные мысли, внушая недовольство погодой и сомнения в милосердии Божьем. Столкнувшись с непреклонным искушением, опытный подвижник отшельник пережил значительное искушение демонических сил. Несмотря на усердные молитвы к Промыслителю, злой дух не отступал. В этот момент старец вспомнил слова апостола Павла о том, что Божья сила совершается в слабости.
Пройдя через это испытание, старец осознал свою собственную слабость. По сути, даже при глубоком духовном опыте и развитии, человек остается подверженным искушениям до конца земной жизни.
Старец Максим пришел к выводу, что вся доброта и благое, сотворенное человеком, исходит от Всевышнего. Именно Он действует через несовершенного человека, а непреодолимые искушения являются Божьим способом напомнить о смирении перед лицом других.
В подобных искушениях старец укреплял также свою волю. Если представить, что ему приходилось испытывать, можно было бы встревожиться: иногда вокруг раздавались пугающие звуки, а в окно его кельи заглядывали темные фигуры с вилами.
Крестиник - свидетель чудес
Старец часто приводил в свою отдаленную келью крестника Иванушку. Мальчик любил кататься у крестного на плечах. Однажды ночью, когда Иванушка проснулся от странного шума, он увидел, что старец неизменно стоит в молитве, в то время как доски в доме шумно изгибались. Старец утешил мальчика, предложив ему не обращать внимания и продолжить спать.
В другой раз Иванушка проснулся от необычного явления и увидел, что келья, казалось, вращается. Старец, как всегда, стоял неподвижно, молясь. Подобные случаи повторялись, в том числе и тогда, когда Иванушка видел, как вокруг кельи кажется кружится лес. Старец каждый раз успокаивал мальчика, сам продолжая свои молитвы. Эти моменты напоминали о хвастовстве нечистых духов, утверждающих, что они могут весь мир перевернуть.
Бесы неоднократно пытались поджечь келью, но благодаря молитвам старца пламя тухло.
Однажды вечером в закрытую келью постучали. Старец приказал Иванушке не открывать без молитвы. Подойдя к двери, мальчик спросил, кто там. Голос ответил: "Наталья". Иванушка призвал её к молитве, но она молчала. Он сообщил, что старец запретил без молитвы открыть дверь и, взглянув в окно, увидел, как "Наталья" убегала и прыгала, до того как исчезла над лесом. Тогда Иванушка понял, кто пришел к ним в гости.
Жил с медведем
Жизненный путь старца Максима был озарен рядом чудесных событий, которые казались невозможными для обыденного восприятия. Так, например, в прихожей его скромного жилища в течение трех лет обитал медведь, который вольготно приходил и уходил по собственному желанию. Старец заботился о звере, подкармливая его собственноручно. Этот образ напоминает о святом Серафиме Саровском, Сергии Радонежском, пророке Елисее, а также о временах Эдема, когда зло ещё не вторглось в мир и не существовало кровожадных тварей.
Три охотника
Не менее поразительна история, связанная с тремя охотниками, которые заблудились в чаще леса. Три дня блуждания истощили их силы, и запасы пищи были исчерпаны. Судьба привела их к убежищу старца, состояние которых он, как будто ощущая их приближение, уловил ещё до того, как они постучались в его дверь. Открывая её, он приветствовал их, как долгожданных гостей, и пригласил к столу, предвидя их голодное состояние.
Охотники, приняв приглашение, были удивлены скромным угощением - чаем и маленьким кусочком хлеба, что заставило их обменяться смущёнными взглядами. Однако старец, уловив их сомнения, уверил их, что они насытятся, и, к своему изумлению, они обнаружили, что малое количество пищи принесло им чувство сытости на целую неделю.
Жених Пётр
Одну из замечательных страниц в жизни старца составляет рассказ о женихе по имени Петр. В окрестностях Великого Устюга и за его пределами почитание старца было общепризнанным, при его благословении жители начинали важные дела, в том числе и бракосочетание.
Родители Петра, набожные жители деревни Верхний Бушков, после того как он выразил желание обрести достойную супругу, направили его за благословением к старцу Максиму. Старец наставил Петра обрести в жёны девушку из деревни Черной с Шемоксы. Во время сватовства Петр впервые увидел избранницу и был пленён её внешностью и добродетельным характером. Однако вскоре выяснилось, что Мария, так звали девушку, дала обет Богу и не собиралась выходить замуж. Петр, находясь в растерянности перед лицом противоречия между своими желаниями и уважением к родительской и старческой воле, вместе с Марией пришёл к решению вступить в брак, но жить братом и сестрой. Таким образом, они соединились и прожили в Верхнем Бушкове в гармонии и счастье, благодаря мудрости старца Максима, который указал путь к их общему спасению.
Предвидение будущего
Старцу Максиму было предсказано событие, касающееся кончины последнего российского императора, Николая II. Он за пятнадцать лет до события часто делал упоминания о мученической смерти главы православной монархии.
Пророчества, исходившие от старца Максима, обычно сбывались. В качестве иллюстрации можно привести пример из повседневной жизни. В прошлом люди имели обыкновение собирать альбомы со стихами, песнями и поздравлениями, традиция, которая сохранилась среди школьников и студентов в настоящее время.
Как-то раз к старцу Максиму обратилась молодая женщина с просьбой переписать стихотворение: “Умоляла мать родная свое милое дитя, не ходи-ка, девка, замуж, не плети-ка две косы...”, в котором содержалось послание о том, что женщине следует предпочесть служение Богу, вместо того чтобы трудиться на благо супруга. Следует отметить, что старец Максим также сочинял духовные стихи, о чем будет сказано далее.
В ответ на просьбу девушки старец Максим указал на своего маленького крестника Иванушку, который еще не умел читать и писать, и сказал: “Он тебе напишет”. Годы прошли, и событие было забыто. После смерти старца Иванушка женился, и однажды его теща, придя в гости, попросила его написать знакомое стихотворение: “Умоляла мать родная...” Иван, улыбнувшись воспоминаниям о словах старца, выполнил ее просьбу.
Интересные факты
Хотя ближайшие последователи старца были осведомлены о многих случаях из его жизни, старец часто выражался загадочно. Некоторые аспекты его учения стали известны лишь после его кончины. Приведем в пример один из снов старца Максима:
Пребывание в загробном мире
Однажды старец Максим во сне столкнулся с явлением светлого белоризца, который казался ангелом, возможно, Архангелом Михаилом. Он предложил ему путешествие, чтобы показать то, чего он никогда не видел. Старец, уточнив, что перед ним слуга Христов, согласился последовать за белоризцем. Тот указал на два пути: широкий и легкий, и узкий, тернистый.
Старец Максим шел босиком, почувствовав страх перед тернистым путем, сказал, что пойдем по широкому пути. Белоризец предостерег, что многие погибают, выбирая его, но предложил идти вдоль его правого края. На левой стороне пути старец увидел соблазны мирской жизни: пьянство, танцы, разврат и прочие искушения, среди которых бесы склоняли людей к греху. Старец, отвергнув соблазны, последовал за белоризцем в правильном направлении. Старец наблюдал, как путешественники в белоснежных одеяниях, следуя узким и тернистым тропам, восходили на высокую гору. Восхищённо он воскликнул о преимуществах такого пути.
В свою очередь, широкий путь вёл людей к огромному заводу, в который впадала лава реки. Завод окутывал огненное озеро, пламя и душный дым. Путешественники, выбравшие широкий путь, попадали в лавовую реку и прямиком в завод, откуда доносились крики и рыдания.
Старец Максим выразил ангелу своё нежелание оказаться в таком месте, на что белоризец заверил, что боязнь ада поможет избежать его, побуждая людей к исправлению жизни и укреплению благоговения перед Божьим страхом.
Когда один из злобных слуг заводского хозяина попытался схватить старца и затянуть его в пламя, белоризец защитил его, отмечая, что, хоть старец и шёл по широкому пути, он избегал земных искушений, не сближаясь с безнравственными людьми.
Под влиянием этого опыта, старец Максим пообещал посвятить себя служению Христу через пост и молитву. Белоризец отогнал огненным мечом злых слуг и освободил старца.
После этого они вместе с небесным существом поднялись на гору, откуда увидели других людей в белых одеждах, смело пересекающих лавовую реку, восходящих на гору и входящих в светлые райские сады.
Старец также заметил, как трое путников перешли с широкой дороги на узкую и успешно преодолели лавовую реку. Белоризец посоветовал старцу следовать узкому пути, чтобы безопасно достичь небесных обителей и испытать вечное блаженство.
Пробудившись, старец поблагодарил Господа за прозрение и усилил пост, во время которого он питался лишь одной просфорой в день.
Постник
Старец принимал пищу один раз в день, вечером, иногда раз в два или три дня. Затем он решил полностью отказаться от варёной пищи, за исключением праздников, когда разрешал себе немного сухариков в горячей воде. В будни он обходился сухариками с холодной водой из самодельного колодца, который до сих пор сохранился.
Иногда старец питался тертой репой и в тёплое время года собирал лесные ягоды и травы. Во время праздников он занимался приготовлением грибов.
Молитва
Молитвенный подвиг этого человека всегда происходил ночью. Он совершал по сто поклонов в честь Спасителя и Божьей Матери, пятьдесят – Ангелу-хранителю и столько же – всем святым.
Сидя, он произносил сто Иисусовых молитв и столько же молитв Богородице. Затем следовало триста земных поклонов Спасителю с Иисусовой молитвой, при этом каждый десятый поклон сопровождался пением покаянной молитвы. Далее он выполнял сто земных поклонов в честь Богоматери, также совершая покаянную песнь на каждом десятом поклоне.
После этого он поминал благодетелей, молясь за их здравие и упокой.
Днем он посвящал время чтению Псалтири, разделенной на десять кафизмов, а также канонов, других молитв и акафистов.
Свои ночи он проводил, спя немного и используя в качестве подушки березовое полено.
Старец посещал деревню редко, преимущественно во время постов, чтобы принять участие в торжественных богослужениях и причаститься Святых Тайн, ища очищения через покаяние.
Духовный наставник
К нему за советом и духовным общением обращались многие, и в пустыню стекались люди. За годы уединения он стал одним из наиболее осведомленных в Священном Писании и хорошо знал труды святых отцов и учителей Церкви. К старцу обращались не только миряне, но и монахи, монахини и клирики. Священнослужители направляли к нему прихожан за утешением и духовным наставлением.
В его келье всегда хранилось много книг, подаренных или предоставленных для чтения верующими. Погружаясь в духовную литературу, старец Максим делал записи, которые со временем превратились в обширную коллекцию тетрадей, переданных его племяннику Николаю Ильичу, будущему старцу.
Многие нашли в старце Максиме духовного наставника, чьи молитвы обладали чудодейственной силой. Он был особенно известен как молитвенник за тех, кто страдал от алкоголизма, помогая многим вернуться к нормальной жизни. Те, кто испытал его благодатное влияние, стали регулярно обращаться к нему за помощью.
Охотники, которые утверждали, что малейший кусочек хлеба кормил их на неделю, стали ежегодно навещать старца.
В последние годы своей жизни старец построил новую келью. Одна из посетительниц писала: "Часто я восхищаюсь новым избранным местом, красотой сосен и берез, и смотрю, как старец готовит лес к строительству нового жилья".
Известность
Известность благочестивого старца со временем росла, и всё больше людей стали прибывать в его пустынное убежище. Несмотря на ослабевающие силы в последние годы, Господь приготовил ему ещё одно великое испытание.
Явление Христа, Богородицы и святых
Почитаемый старец Максим неоднократно был удостоен явлений.
Например, однажды, направляясь к источнику вблизи деревни, он столкнулся с явлением Иисуса Христа, который предстал перед ним в образе обычного странника, отдыхающего у колодца, где обычно поят скот. Содержание их беседы осталось неизвестным.
Многократно старцу являлась и Пресвятая Богородица. В качестве примера можно привести момент, когда враг подверг его острому искушению. В одну из ночей, когда старец молился в своей келье, помещение внезапно начали заливать потоки кипящей смолы, которые приближались все ближе, создавая невыносимый жар. Старец воззвал к небесам и был озарен светом, открывшим ему видение Богородицы, которая обратилась к нему с нежными словами:
“Не устрашись, Максим!”, после чего искушение исчезло.
В пустыне к нему также являлись апостол Иоанн Богослов и семь дев великомучениц.
Последнее страшное искушение
В последние годы его жизни возможности для уединенной молитвы сокращались. Физическое состояние старца ухудшилось вследствие его аскетических усилий, его силы покидали его. Старец уменьшил количество молитв и облегчил пост. За три года до его кончины, в день Преображения, он пережил свое величайшее искушение со стороны “духа нечистого”.
Однажды во время ночной молитвы стены его кельи как будто растворились, и он ощутил себя в необыкновенном состоянии. Слева от него земля разверзлась, показав глубокий ров с темной водой, напоминающей смолу. Справа возникла гигантская каменная стена. Позади его расстилалось бесконечное море, а перед ним возвышалась высокая и крутая гора.
На море разгорелась буря, затемнившая небеса, и наступила глубокая тьма, наполнившая старца смертельным ужасом. Из ниоткуда появились свирепые звери, злобные рыкающие медведи, готовые разорвать его на части.
В этом страшном положении он воззвал к Богу, подобно Ионе в животе кита:
“Взываю к Тебе, Господи, в моем горе, услышь меня, Господи, из утробы ада; я погибаю, Господи, за мои грехи, пучина и тьма окружают меня”.
Старец молился долго. Он призвал на помощь своего небесного покровителя и заступника, святого Максима Исповедника, а также святую Параскеву, покровительницу местного храма и округи.
Господь услышал его через молитвы своих святых на небесах.
Сначала старец увидел вспышку света. Вдруг предстали множество ангелов и святых под предводительством Пресвятой Богородицы. Вслед за этим, в ослепительном свете и великолепии, явился Сам Господь Иисус Христос, окруженный небесными воинствами и святыми. Неподалеку предстала Царица Небес, а рядом Максим Исповедник, святая Параскева и Антоний с Феодосием Печерскими.
Старцу Максиму было невмоготу вынести ослепительный свет и блеск, от чего он пал на землю. Святой Максим подошел к нему, помог встать, ухватив за руку, и ободрил его словами:
"Смотри в лицо Господа, твоего Спасителя, не опасаясь, ибо Он одарит тебя радостью за твое терпение".
Старец приблизился к Спасителю. Господь, как милостивый отец, сидящий на престоле, дал вкусить ему нечто сладкое и сказал: “Приими сие и не забывай никогда”. Затем и Пречистая Дева приобщила его чем-то сладким и сказала: “Да отверзнутся уста твои за похвалу Спасителя твоего и пресладкого имени Сына Моего Иисуса Христа”.
После вкушения старец забыл о чувстве своего тела, не понимая, внутри он или вне его, и был одарен неизреченным восторгом. Смиренно он считал себя недостойным такого дара, ведь грехов у него было больше, чем добрых поступков. Он надеялся, что такое проявление Божьей милости и благодати вдохновит других людей и укрепит их веру в живого Бога.
Отталкиваясь от этих событий, старец ощущал исключительную радость, вспоминая свой опыт. Он молился, чтобы Господь не лишил его Своей благодати.
Ушёл в затвор
С тех пор старец стал избегать общественности, отдавая предпочтение уединению и молитве, став более молчаливым. На его лице играла тихая радость, а в глазах читалась детская непосредственность и отсутствие злобы.
Он переехал в деревню и затворился в своей келье. За год до кончины старец изготовил для себя гроб и находил в нем покой.
Накануне ухода из жизни он попросил своего племянника Николая Ильича внести гроб в келью. После причастия, совершенного его духовным отцом Сергием Рохлецовым, настоятелем Пятницкой церкви, старец, согласно своему предсказанию, мирно отошел ко Господу 13/20 декабря 1906 года в восемь вечера в кругу близких.
К кончине он был готов, и просил, чтобы его тело не омывали.
Максима Егоровича Югова похоронили недалеко от храма на восточном склоне, там, где он любил отдыхать и общаться с народом.
Начиная с дня похорон, стали происходить чудеса, и многие обрели благодатную поддержку.
Старец Максим завещал всем страждущим посещать его могилу, изливать свои недуги и обещал помощь и заступничество.
С тех пор как это началось и до настоящего времени, люди, как дававшие обеты, так и без них, совершают паломничество к его могиле, над которой возвышается скромная часовня. По вере в его святость, старец продолжает оказывать помощь и в наши дни.
Верующие, обращаясь к нему в своих молитвах, именуют его старцем.
Известно, что еще в молодые годы он принял тайное пострижение в монашество (по традициям, тела монахов и духовенства после смерти не подвергаются омовению). Если бы процесс канонизации был завершен вовремя, вероятно, он был бы назван праведником.
Во времена епископа Вологодского Михаила поднимался вопрос о канонизации, но владыка предложил продолжить сбор необходимых материалов, что и продолжается в настоящее время.
Между тем, количество паломников, прибывающих к могиле старца-чудотворца на кладбище при Пятницкой церкви, расположенной в 10 километрах от Красавино, под Великим Устюгом, не убывает.
Слава Богу за всё!