Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Кино на все времена -9. Кавказская пленица или Новые приключения Шурика.

Владимир Федулов Актер Александр Демьяненко так и остался в памяти моего поколения, как студент  Шурик, -  главный герой комедийных фильмов режиссера Леонида Гайдая:
* «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965 г.),
* «Кавказская пленница или Новые приключения Шурика » (1967г.),
* «Иван Васильевич  меняет профессию» (1973 г.).
  А еще – памятная веха музыкального фильма-концерта  «Эти невероятные музыканты или Новые сновидения Шурика» (1977 г.) режиссера Юрия Саакова и композитора Александра Зацепина к фильмам Л.Гайдая,  - как перечисленным выше, так и «Бриллиантовая рука» (1968 г.), «12 стульев» (1971 г.), «Не может быть» (1975 г.)…
При этом фильм «Кавказская пленница или Новые приключения Шурика» по первоначальному сценарию , поданному в « Мосфильм», назывался «Шурик в горах» и сюжет его состоял из 2 новелл: собственно «Кавказская пленница» - о похищении приехавшей к родне на Кавказ  девушки местным начальником с целью женитьбы на ней, и  второй части – «Снежный человек и дру
Оглавление

Владимир Федулов

Фото из интернета
Фото из интернета

Актер Александр Демьяненко так и остался в памяти моего поколения, как студент  Шурик, -  главный герой комедийных фильмов режиссера Леонида Гайдая:
* «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965 г.),
* «Кавказская пленница или Новые приключения Шурика » (1967г.),
* «Иван Васильевич  меняет профессию» (1973 г.).

  А еще – памятная веха музыкального фильма-концерта  «Эти невероятные музыканты или Новые сновидения Шурика» (1977 г.) режиссера Юрия Саакова и композитора Александра Зацепина к фильмам Л.Гайдая,  - как перечисленным выше, так и «Бриллиантовая рука» (1968 г.), «12 стульев» (1971 г.), «Не может быть» (1975 г.)…

При этом фильм «Кавказская пленница или Новые приключения Шурика» по первоначальному сценарию , поданному в « Мосфильм», назывался «Шурик в горах» и сюжет его состоял из 2 новелл: собственно «Кавказская пленница» - о похищении приехавшей к родне на Кавказ  девушки местным начальником с целью женитьбы на ней, и  второй части – «Снежный человек и другие», где для поиска снежного человека в горы выезжает научная экспедиция во главе с
известным профессором ( в исполнении Михаила Пуговкина), которая и находит если не самого снежного человека, то уж  следы его пребывания тут непременно! ( Однако выясняется, что эти следы оставлены знаменитой троицей – Трус, Балбес и Бывалый). 

Но в итоге в качестве сценария была утверждена лишь первая новелла- «Кавказская пленница», которую потом в ходе съемок режиссер и актеры
совместно «доводили до ума»…

Актерский ансамбль здесь подобран блистательно: Александр Демьяненко,
Наталья Варлей, Владимир Этуш, Фрунзик Мкртчан, Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Нина Гребешкова, Михаил Глузский, и др. ( Т.е., режиссер Леонид Гайдай пришел в этот фильм со своей, проверенной актерской командой! Хотя сложностей при съемках и тут избежать не удалось...)

И если на роль Шурика сюда безо всяких проб просто «шагнул» из  своей роли в недавно нашумевшем знаменитом фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» актер Александр Демьяненко, то с поиском актрисы на роль красавицы Нины возникли серьезные проблемы.

Было проведено около 500 проб на эту роль, в которых приняли участие звезды советского кино - Лариса Голубкина, Наталья Кустинская, Наталья Селезнева, Марианна Вертинская, и др. Но режиссер Гайдай выбрал неизвестную зрителю цирковую эквилибристку 19-летнюю  Наталью Варлей – «красавицу, спортсменку и комсомолку», которая практически без дублеров
сама исполняла в фильме многие трюки, но ей предстояло на ходу осваивать актерское мастерство, что не всегда быстро получалось.
Тем не менее в фильме мы практически не слышим ее голоса (озвучку  речи Варлей вела актриса Надежда Румянцева, а пела за нее – Аида Ведищева!). Своим голосом актриса произносит в конце фильма лишь одну угрожающе-таинственную фразу: "Ошибки надо не признавать, их надо смывать кровью!".

Тем не менее Гайдай в своем выборе не ошибся - Наталья Варлей покорила миллионы зрителей и «проснулась знаменитой»!

В новый фильм Гайдая шагнула и его неразлучная тройка полюбившихся зрителю по прежним фильмам и шагнувших в фольклор комедийных героев Трус- Балбес и Бывалый ( Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов).

Правда, вначале они от съемок отказались (не понравился сюжет, некоторые сцены и реплики), но режиссер уговорил актеров, пообещав свободу импровизации на съемках!
Так оно и вышло. За придуманные шутки и мизансцены, что потом вошли бы в фильм, Гайдар обещал актерам, как они вспоминали, по  бутылке «Шампанского» и Юрий Никулин стал обладателем самой "емкой" коллекции в 24 бутылки… А вот Георгий Вицин заработал их меньше всех, но именно он придумал сценку, когда Трус бьется в конвульсиях, стоя на дороге меж Балбесом и Бывалым. Ему же принадлежит и реплика вне сценария: «Чей туфля? Ой, мое. Спасибо!».
А Никулин, когда, не вставая с кровати, умудрился почесать в роли
Балбеса себе же пятку, придумал фокус – спрятать под одеялом
карлика…

Но эти  съемки  для популярной комедийной троицы оказались последними. В их дружном коллективе возникли разногласия, а Моргунов вообще перессорился со всей труппой и отказался от завершения съемок! В результате Гайдаю пришлось убирать уже отснятые некоторые эпизоды с его участием, а в съемках общего плана заменять Моргунова дублером…

Не хотел предстать на экране  "сладколюбцем-чинушей" актер Владимир Этуш, которому долго не могли к тому же подобрать горскую фамилию по сюжету. То одна оказывалась схожей с известным деятелем, то другая... Пока не вмешалась сама министр культуры Екатерина Фурцева: "Да какая тут разница? Разве не может быть дуроломом Иванов?". 

Но эти «производственные» и прочие накладки не сказались на достоинствах фильма, хотя он и не приглянулся руководству Госкино на первых порах: ни сценарий, ни шутки…

От забвения на полках архива фильм спасла случайность: Леонид Брежнев, большой киноман, попросил показать ему на досуге  «что-то веселенькое, из нового!». И ему достали с полок фильм «Кавказская пленница». Вождь был доволен и хохотал  искренне!
А 3 апреля 1967 г. фильм вышел в широкий прокат и сразу разошелся на цитаты- успех был невероятным!

Фильм просмотрели почти 76 млн. кинозрителей и он вошел
в четверку лучших советских фильмов.

Кино на все времена -9 (Владимир Федулов) / Проза.ру

Другие рассказы автора:

Владимир Федулов | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Предыдущая часть:

Продолжение:

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен