Найти в Дзене
Кубань.RU

Зачем в Краснодаре нужны трамваи: история и будущее

Трамваев в Краснодаре (тогда - Екатеринодар) начали свое движение 10 декабря 1900 года, а с 4 декабря 1914 года они курсировали от Екатеринодара до Пашковской. Спустя 110 лет после запуска трамвайной линии цена проезда существенно выросла: с 3 копеек тогда, до 50 рублей сейчас.

Первые пять верст и пять копеек

Среди наиболее достоверных исторических моментов, связанных с появлением трамваев в Екатеринодаре, можно выделить факт об освящении трамвайной линии 10 декабря 1900 года.

Пять трамвайных вагонов прошли по Екатерининской улице (сейчас — улица Мира) и, повернув на Красную, остановились у городской управы. Была торжественно разрезана атласная лента, а с 11 декабря, трамваи начали курсировать регулярно. Первую трамвайную линию построило бельгийское АО «Компания тяги и электричества»: она проходила по улице Красной до железнодорожного вокзала (Краснодар-1).

Длина линии составила 5 вёрст (одна верста - 1 066,8 метра), а скорость движения - 10 км в час, что было меньше, чем у пролеток с лошадьми, которые развивали 14 км в час.

Трамвайная остановка на ул. Коммунаров. фото автора
Трамвайная остановка на ул. Коммунаров. фото автора

Стоимость проезда по главной линии с правом пересадки на Вокзальную составляла 5 копеек (цена буханки хлеба или килограмма картофеля). Это было довольно дорого для жителей. Тем не менее в 1901 году трамваи Екатеринодара перевезли более 2,5 миллионов пассажиров.

Регулярное трамвайное движение из Екатеринодара в Пашковскую началось 14 декабря 1914 года. В те годы Пашковка была совершенно отдельным населенным пунктом, так как Краснодар не выходил за границы нынешних Северных мостов и ул. Северной . Проезд от Пашковки до Екатеринодара стоил 15 копеек и занимал почти час времени.

Изменения цен в разы, но буханка все та же

За всё время существования трамваев в Краснодаре движение не прекращалось, несмотря на бои красных и белых за Екатеринодар, штурм Корнилова и штаб Деникина и т д. Трамвай ходил при всех режимах. Менялись только тарифы. В 1926 году стоимость проезда была уже 10 копеек, а с пересадкой — 15. Нужно учитывать, что советский послереволюционный рубль несколько отличался про своей покупательской способности от "царских" денег. Инфляция уже была.

Пробки в Краснодаре возникают по разным причинам. фото автора
Пробки в Краснодаре возникают по разным причинам. фото автора

Спустя год были пересмотрены тарифы: стоимость проезда по городу, снизилась до 8 копеек без пересадок, до 12 - 15 копеек с пересадками. Тогда килограммовая буханка белого хлеба стоила 20 копеек.

С 1960-х до начала 1990-х годов стоимость проезда на трамвае в Краснодаре составляла 3 копейки (метро в Москве - 5 копеек). За три копейки тогда можно было купить стакан газировки (лимонад на розлив), три коробка спичек или полстакана семечек.

В последние годы инфляция растет быстрее, чем в СССР. В 2024 году цена проезда в Краснодарском трамвае уже 40 рублей. Впрочем, как и в 1900 году на эти деньги можно купить лишь буханку черного хлеба (эконом) или тот же килограмм картофеля (эконом).

Собственно, получается, что стоимость проезда не изменилась? Все та же буханка хлеба.

В Краснодаре становится тесно. Трамвай спасет? фото автора
В Краснодаре становится тесно. Трамвай спасет? фото автора

Сейчас власти Краснодара всерьез обсуждают проект надземных трамвайных линий. В разные годы предлагали даже маршруты через Кубань, в район Новой Адыгеи. Тургеневский и Яблоновский мосты явно не справляются с потоком машин. Тахтамукайский район активно (Яблоновский, Энем, Козет, Новая Адыгея и т д) застраивается жильем, которое покупают переселенцы ради близости к Краснодару куда они ездят на работу.

Думается, что именно развитие трамваев способно снизить нагрузку на дороги Краснодара (с одновременным ограничением движения частных автомобилей в центре города).

А вы часто ездите на трамвае?