Автор: Александр Плеханов
В последнее время западные СМИ и антироссийские ресурсы разгоняют панику, что Кремль якобы бросил военные базы в Сирии и оставил умирать там наших военных. Вбросы подкрепляются различными фото и видео, на которых боевики спокойно снимают технику с дронов, а также окружают Хмеймим и Тартус. На самом деле ничего подобного нет. Да, террористы оказываются давление не российских солдат, но в столкновения не вступают. Помимо этого, Минобороны РФ делает все возможное, чтобы наши бойцы чувствовали себя в безопасности.
Эксперты уверены, что российские базы смогут и дальше оставаться в Сирии и что российская сторона сможет договориться с новыми сирийскими властями. Зачем это все нужно Москве? Давайте разбираться.
Нужны ли нам Хмеймим и Тартус после падения Сирии?
До событий, приведших к свержению Башара Асада, Россия имела несколько мест базирования своих подразделений на территории Сирии. Самыми крупными из которых были авиабаза Хмеймим и пункт материально-технического обеспечения флота в Тартусе. Последним пользовались еще корабли советского ВМФ. И если авиабаза Хмеймим, после падения центрального сирийского правительства, во многом утратила свое первоначальное назначение, то база в Тартусе является для России жизненно важной. Так как она единственная за пределами РФ, кроме того, является важным звеном в цепочке снабжения российских подразделений в Африке.
В том случае, если Россия будет вынуждена оставить Тартус, это заметно усложнит действия наших кораблей в Средиземноморье и осложнит снабжение африканских подразделений. Несмотря на договоренности с рядом африканских стран, они не могут предложить нашему флоту ничего сопоставимого с Тартусом. Вот почему за эту базу надо держаться до последнего. Как она была важна во времена СССР, точно также она важна и в настоящее время и будет важна в будущем.
Россия относительно безболезненно переживет вывод войск с базы Камышлы, сильным потрясением не будет и гипотетическое оставление Хмеймима, но вот Тартус надо всячески пытаться оставить за собой, договорившись о статусе базы с новыми хозяевами Сирии.
Если верить изданию Bloomberg, такие переговоры могут начаться в самое ближайшее время, и остается надеяться, что их результат окажется для России положительным.
Что может ждать российские базы?
Однако надо помнить, что даже в случае удачно проведенных переговоров, наши базы будут находиться на территории контролируемой не только движением «Хайят Тахрир аш-Шам» (террористическая организация, запрещена в РФ), но и множеством других группировок, которые наводнили Сирию за последние дни. Пока сложно сказать, как будут развиваться события дальше, но одно можно сказать точно уже сейчас – эти группировки никогда не были замечены в симпатиях к России. Поэтому ожидать от них можно всякого: любых провокаций, а то и откровенно враждебных действий. А уж если называть вещи своими именами, то безопасность российских баз будет зависеть от состояния российско-турецких отношений, то есть от доброй воли турецкого президента Реджепа Эрдогана. Который, к огромному сожалению, уже демонстрировал свое умение наносить удары в спину, вспомним историю со сбитием нашего бомбардировщика Су-24 турецким истребителем в ноябре 2015 года.
Усложняет ситуацию и то, что после падения Асада российские военные, фактически, контролируют только территорию своих баз, но не прилегающие к ней области. Это означает, что базы находятся в досягаемости не только артиллерии и дронов, но и стрелкового оружия. И, несмотря на укрепления и прочие защитные сооружения, они могут понести существенный урон в случае нападения разного рода «оппозиционеров», если вдруг по каким-то причинам договоренности перестанут действовать или будет иметь место сознательная провокация. Прошли те времена, когда российские подразделения контролировали прилегающую к базам территорию на десятки километров вокруг, поэтому теперь личный состав должен находиться в состоянии повышенной боевой готовности. Что-то подсказывает, что в Сирии найдется немало желающих проверить наши базы на прочность, даже при наличии договоренностей. Однако важно помнить – отступать нам некуда. Позади Хмеймима и Тартуса – Средиземное море.
Впрочем, надо отметить и один положительный момент – к счастью, удалось избежать худшего варианта развития событий. «Вооруженная оппозиция» и прочие формирования не вступали в серьезные боестолкновения с российскими подразделениями и не обстреливали наши базы, что могло бы привести к большим потерям людей и техники. Это означает, что после того, как в Сирии все более-менее «устаканится», можно ожидать решение вопроса со статусом баз. И надеяться, что оно будет положительным.
А что вы думаете о судьбе наших баз в Сирии?