Сотрудничество России и Китая в области художественного образования приобрело сегодня многообразный и глубокий характер. В этом легко убедиться на примере нашего университета.
Во-первых, это освоение учащимися из КНР образовательных программ различных уровней — от бакалавриата до магистратуры и аспирантуры. Учебные программы наших кафедр осваивают живописцы и графики, скульпторы и будущие художники декоративного искусства, дизайнеры многих направлений, а также педагоги китайских колледжей и вузов, которые учатся по программам аспирантуры.
Во-вторых, это сотрудничество в области творчества, проведения совместных выставок, мастер-классов, пленеров. Только за последние 2-3 года непосредственно в Строгановке и с участием Строгановки было проведено несколько крупных выставок: «Шелковый путь», выставка-конкурс Строгановские традиции, выставка «Празднование национального дня» и другие.
В-третьих, это сотрудничество в области совместных научных исследований. Эта часть включает подготовку и защиту диссертаций. В обновленном диссертационном совете РГХПУ им. С.Г. Строганова за два года молодыми учеными из Китая было успешно защищено и подтверждено экспертным сообществом — 12 диссертаций. Тематика разнообразная: от изучения новых страниц истории традиционной живописи, архитектуры, ювелирного искусства Китая — до современных тенденций в художественной и проектной сфере — в живописи, скульптуре и инсталляциях, дизайне и цифровом искусстве. Все эти материалы впервые вводятся в отечественное искусствознание, а зачастую впервые осмысляются и в истории искусства Китая. Этот факт подтверждает рост квалификации как научных руководителей, с одной стороны, так и повышение планки требований к диссертационным исследованиям, качество научных обобщений — с другой.
Подготовленные нашим университетом научные международные конференции 2022 и 2023 годов — «Диалог искусств» и «Шелковый путь» – показали плодотворность такой формы организации научной деятельности как международная конференция с акцентом на двухсторонних обсуждениях и рассмотрению проблем.
В этом году в круг организаторов наших научных проектов добавились китайские творческие вузы, где работают наши выпускники, аспиранты Строгановки, где работают преподаватели вузов, заключивших договора о сотрудничестве со Строгановкой. Тяньцзинский университет, Хубэйский университет стали постоянными стратегическими партнерами благодаря созданному и функционирующему в структуре нашего Университета Инновационному российско-китайскому центру.
Процесс осмысления творческого, художественного и педагогического опыта двух стран — двухсторонний. Благодаря погружению в нашу систему учащиеся и аспиранты Китая могут сравнивать Российский и китайский опыт. Участие педагогов Строгановки в образовательных проектах КНР дает возможность познакомиться ближе с системой художественного образования, с музейным и историческим наследием Китая.
Нынешний момент заставляет внимательнее оценить и понять в этом контексте специфику идентичности российского искусства, российского культурного кода в различных видах творческой деятельности. И крайне важно, что к обсуждению подключились представители музейного сообщества. Тематике музейного строительства в рамках конференции посвящена отдельная секция.
На новый уровень выходит осмысление проблем благодаря двухсторонним контактам. В сентябре нынешнего года в нашем Университете работала съемочная группа из Китайской Академии Искусств в Ханчжоу. Тема — «Роль наследие ВХУТЕМАСа сегодня и перспективы использования этого наследия». Подготовка и проведение к интервью с нашими преподавателями вылились в полноценный круглый стол, участники которого старались ответить на принципиальные, глобального характера вопросы, сама формулировка которых заняла десяток страниц. В этом списке преобладали вопросы философско-мировоззренческого характера. И это закономерно, постановка подобных проблем позволяет провести своего рода перезагрузку, отойти от шаблонных и устоявшихся оценок и оценить опыт не только ВХУТЕМАСа, но и российской школы художественного, архитектурного, дизайнерского образования в мировом контексте реалий первой четверти XXI века.
У каждой эпохи свое видение миссии вузов. Приезжающие на учебу в РГХПУ им. С.Г. Строганова молодые художники из Китая учатся по направлениям монументально-декоративного искусства, живописи и скульптуры, а также дизайна и интерьера. Свою творческую задачу они видят в овладении российской академической художественной школой для дополнения и обогащения исторического культурного наследия Китая, сохранения этого наследия как культурно-мировоззренческого национального базиса в условиях информационного постцифрового общества и новых технологий. Многие темы диссертационных исследований так или иначе затрагивают глубины истории культуры, даже если посвящены новейшим тенденциям в изобразительном искусстве, анимации, современной архитектуре. Встреча прошлого, настоящего и будущего на площадке искусства, архитектуры и дизайна.
Традиционная китайская живопись тушью рассматривается как фундамент для развития национальной школы масляной живописи. Студенты и аспиранты исследуют тонкости традиционной многоцветной ксилографии (Китай можно рассматривать как прародину полиграфии — начиная с процессов изготовления бумаги и кончая изобретением наборного шрифта). Путевые заметки китайского буддийского монаха Сюаньцзана по Центральной и Южной Азии (7 век) «Путешествие в Западный край во времена Великий Тан» анализируются в контексте современных интерпретаций в формате видео-анимации как инструмент приобщения к национальной культуре подрастающего поколения. У традиционных для китайской живописи изображений животных находится необычная параллель в творчестве известного во всем мире мастера анималистического жанра В.А. Ватагина, профессора Строгановской школы в период ее воссоздания и развития в годы после Великой отечественной войны.
Молодые исследователи из Китая стремятся найти точки соприкосновения наследия и новейших тенденций мировой культуры и культур России и Китая. В нынешнее издание включена статья, посвященная симбиозу каллиграфии и скульптуры. Другие авторы размышляют о возможности обучения искусству акварельной живописи с использованием средств мультимедиа и звукового дизайна, анализируют взаимодействие аналоговых и цифровых технологий в современном фотоискусстве Китая.
В этом смысле задачи Китайской и Российской художественно-промышленной школ во многом схожи: как в творческом, таки научно-исследовательском плане.
В преддверии 200-летия Строгановской школы (1825-2025) наши педагоги проводят своеобразную «инвентаризацию» учебных программ, заданий, методических материалов. Заложенные при основании школы графом Строгановым идеи примата рисунка как инструмента проектирования и коммуникации оказываются востребованными в разные периоды. В ранний период существования школы в первой половине XIX века, когда графическое наследие служило в качестве образцов для копирования и подражания, вместе со стилевыми увражами на стенах учебных залах можно было увидеть технические чертежи, проекты механизмов, экипажей, архитектурные фрагменты. В период освоения национального наследия декоративного искусства во второй половине XIX века важным инструментом изучения и проектирования становятся обмеры. Обмерная практика продолжается в современной школе и поныне.
В революционный период ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа графика, графическая форма подачи проекта зачастую была единственным форматом реализации проектной идеи (наряду с макетом или единичным образцом изделия в материале — керамики, металла, ткани). Это графическое наследие оказало огромное влияние на развитие архитектуры и дизайна ХХ века.
В период воссоздания Строгановской школы в 1945 году за основу были взяты традиции русской архитектурной графики.
Сегодня тема развития графического инструмента проектировщика продолжается уже целым рядом профессиональных направлений: статика и моушн-графика коммуникативного дизайна, компьютерная 2-d графика, 3-d компьютерное моделирование форм объектов транспортного дизайна, средовых комплексов и выставок, интерьера и мебели, мультимедиа и виртуальная реальность, специализированные программы по работе с орнаментальными композициями, вплоть до выработки мотивов паттернов с использованием инструмента нейронных сетей.
Современный этап развития российской культуры, науки и производства, контекст глобальной информационной среды, поиск национального культурного кода России выдвигает перед художественно-промышленным образованием задачу осознания и формулировки миссии школы.
У каждой исторической эпохи своя миссия искусства, миссия дизайна. Об этом иногда заявляют громко, иногда это проскакивает между строк как система ценностей профессии, точка, цель устремлений.
Модерн выступал за воспитание нового, гармоничного человека, чему должны были служить и возрождение Олимпийских игр, и формирование единой среды искусства.
Русский авангард выдвигал лозунг: «Будущее — единственная наша цель».
Конструктивизм видел задачу в интеллектуализации работы художника, развитии искусства как производства, воспитании творчески развитого, организованного потребителя, человека проектирующего.
Мельников отстаивал право архитектуры быть искусством, называться искусством, давать чувственное наслаждение, он поклонялся архитектуре как искусству, освещающему душу красотой.
Владимир Чайка говорил, что он заботится о визуальном здоровье нации.
Искусство и дизайн сегодня определяют качество жизни.
Все перечисленные цели не потеряли своей актуальности. О миссии искусства, архитектуры, дизайна надо говорить и со студентами, и с массовой аудиторией.
Другая, не менее масштабная задача, заключается в возрождение статуса России как центра стилеобразования.
Заниматься этим по большому счету можно только в вузе, поскольку здесь есть для этого время и условия. Для того, чтобы выдавать новые идеи в профессии, визуализированные в формы продукта, надо ставить эксперименты, делать пробы использования новых материалов, технологий создания и экспонирования произведений, технологий моделирования и производства. Эта работа требует затрат времени, творческой энергии, материалов, но без нее невозможно генерировать новые подходы, принципы, идеи и композиции, которые приведут к созданию аутентичных творческих продуктов и дадут возможность использовать все это и в педагогике искусства.
Подобная работа часто имеет коллективный характер, нуждается в особой творческой среде — поэтому уместно создание своеобразных неформальных групп или центров стилеобразования — групп формообразования, возможно даже на межвузовской и межгосударственной основе.
Наконец, третья задача, реализации которой служит и нынешняя конференция — это, активное развитие самостоятельных научных школ в области искусствознания, теории и методики дизайна, информационных медиа и медиаискусства. Это важно и для сохранения национальных традиций культуры, и для выработки адекватного своей культуре и ее традициям терминологического аппарата.
У архитектуры и дизайна есть преимущество перед другими видами художественного творчества — развитая научная база. Она проявляется в технологии и конструкциях строительства и производства, в эргономике, в психологии восприятия, в объективных данных социологических исследований. Отсюда необходимость в формировании собственного понятийного аппарата: теоретической платформы, отражающей отечественную систему ценностей, условия, профессиональную миссию. Акцент на развитии архитектурной и дизайн-критики, критики в области декоративного искусства и медийных форм искусства.
Для осознания специфики и направлений движения современного художественного и художественно-промышленного образования нужны постоянные обмены мнениями, к числу которых мы относим и нынешний форум, первый совместный по заявленным целям и задачам Форум «Теория и практика художественного образования: вызовы современности, традиции и национальные школы XXI века». Желаем авторам нашего нынешнего издания успешной работы и продолжения исследований.
С.В. КУРАСОВ Академик РАХ, доктор искусствоведения, профессор, ректор РГХПУ им. С.Г. Строганова
#наука
#история
#искусство
#Строгановка