Храм Ахтырской иконы Божией Матери недалеко от Хотьково Сергиево-Посадского района – это единственная сохранившаяся постройка усадьбы Ахтырка. Здания усадьбы были построены в стиле московского ампира по проекту архитектора А.С. Кутепова в 1820-е годы. Искусствовед А. Н. Греч называл утраченную усадьбу в Ахтырке лучшим произведением этого зодчего. По преданию, постройки усадьбы намеренно сжег ее бывший хозяин после революции. Храм Ахтырской Божией Матери был возведен при князьях Трубецких, которые владели имением с 1734 по 1879 годы. Название церкви произошло от семейной реликвии Трубецких.
Искусствовед А. Н. Греч так описывал былую красоту усадьбы Ахтырка:
На редкой старинной литографии представлен ландшафт, точно нарисованный мягкой карандашной техникой. На пригорке, спускающемся к воде, раскинулся дом в стиле ампир… За домом виднеется шпиль колокольни, слева – спускающаяся к воде аллея. Под литографией надпись «Ахтырка»…С противоположного берега запруженной здесь речки Вори не раз писали его акварелью и масляными красками художники-любители, бывшие в усадьбе Трубецких…Против дома, заслоняя двор, стоит и сейчас каменная, конечно также ампирная, церковь с колокольней.
В усадьбе Ахтырка родились знаменитые братья философы Сергий и Евгений Трубецкие. А их отец Николай Петрович Трубецкой был известным музыковедом. Евгений Трубецкой в своих мемуарах подробно описывал особый строй жизни в этой подмосковной усадьбе, на который влияла близость Покровского монастыря в Хотьково и Троице-Сергиевой лавры:
Что это была за духовная атмосфера? Может быть, это самообман, может быть, это только мое личное ощущение, но мне и теперь, через сорок лет после нашего последнего отъезда из Ахтырки, кажется, что мы там дышали благодатью, словно благодатью был там полон каждый глоток воздуха.
Братья Трубецкие часто совершали паломничества в соседние знаменитые обители Хотьковский и Троице-Сергиев монастыри. В том числе и потому, что их дедушка генерал Петр Иванович Трубецкой и прабабушка Наталья Сергеевна – устроительница храма в Ахтырке – были похоронены в Троице-Сергиевой лавре. В Ахтырке генерал Петр Иванович Трубецкой установил колонну-кенотаф в память о матери с поэтическим посвящением:
Ты местность эту сотворила. Храм Божий, воды, дом и сад. Саму природу победила, всему дав стройный дивный лад.
Памятник Наталье Сергеевне Трубецкой, прабабушке братьев Трубецких, сохранился. Каменная колонна в честь храмоздательницы стоит на территории Ахтырской церкви.
Также Евгений Трубецкой вспоминал, что над их детскими кроватями в Ахтырке всегда висели образа преподобного Сергия. Старшего брата Сергея назвали в честь великого Радонежского чудотворца. Более того, Евгений Трубецкой считал близость к Троице-Сергиевой лавре определяющей для мировоззрения и творчества религиозного философа Сергея Трубецкого:
Хотьковым и лаврой полны все наши ахтырские воспоминания…Миросозерцание моего брата… и внутренняя музыка его существа насквозь насыщены густым звоном лаврских колоколов и носят на себе печать великой народной русской святыни.
Праздник Ахтырской иконы Божией Матери (2 июля по старому стилю) при помещике генерале Петре Ивановиче Трубецком (деде упоминавшихся братьев-философов) отмечался в Ахтырке парадом и народными гуляниями. С самого утра между усадебным домом и Ахтырской церковью ставились лавки, где торговали пряниками, семечками и прочими угощениями. В церкви служилась литургия, на которой присутствовала княжеская семья. Целый день крестьяне водили хороводы и пели песни, а вечером к народу выходил сам генерал Трубецкой. Сидя в кресле на открытой террасе, он наблюдал за увеселениями и конкурсами, в которых участвовали молодые деревенские жители. В конце гуляний все женщины из Ахтырки и деревни Золотилово получали от барина подарки: бусы, платки и ленты.
Ахтырская икона Божией Матери явилась в 1739 году в Харьковской губернии (теперь это город Ахтырка). В начале XVIII века в Покровской церкви одноименного села Ахтырка Харьковской губернии служил благочестивый священник Василий Данилов, который во время сенокоса обнаружил в траве икону Божией Матери, источавшую ослепительный свет. Священник упал на колени, прочел молитвы Богородице и отнес находку домой. Три года образ Божией Матери пробыл в доме священника. Всякий, кто хотел ночевать в комнате, где стояла икона, начинал испытывать необъяснимый страх. От воды, которой священник очищал икону от пыли, исцелилась его дочь, больная лихорадкой, а затем и сын местного иконописца. Так священник понял, что образ чудотворный и что ему лучше находиться в церкви.
Расследовать чудеса от новой иконы поручили Бригадиру А.Л. Лесовицкому. Дело об Ахтырской иконе дошло до Петербурга, поступило в Святейший Синод и стало известно самой императрице Елизавете Петровне. Власти назначили еще одно следствие, во время которого были допрошены все очевидцы и исцелившиеся. В 1751 году Святейший Синод официально постановил почитать Ахтырскую икону как чудотворную.
Елизавета Петровна решила воздвигнуть на месте находки новой святыни в Харьковской губернии каменный храм, на который лично пожертвовала средства. Она привлекла к созданию проекта придворного архитектора Растрелли. В 1768 году, уже после кончины Елизаветы Петровны, великолепный собор в харьковской Ахтырке был освящен.
Почитание Ахтырской иконы в Москве и Петербурге началось после 1748 года. В тот год было чудесное явление баронессе Ведель, которая остановилась в пути в Ахтырке Харьковской губернии. Во сне ей явилась Пресвятая Богородица и предрекла скорую смерть, повелев раздать свои богатства церкви и нищим. При этом Божия Матерь обещала стать покровительницей двух дочерей баронессы. Предсказание в точности сбылось: знатная женщина, исполнив повеление, вскоре скончалась, а судьба девочек была удачно устроена – обе были взяты на воспитание императрицей во дворец. Возможно, с этого времени началось почитание этого образа и в княжеской семье Трубецких.
В 1920-е годы, после пожара, подмосковную Ахтырку искусствовед А. Н. Греч описывал так:
Недавнее пепелище заросло травой, крапивой и бурьяном; одиноко и оголено стоит церковь, больше не ведет никуда дорога, охваченная пилонами въездных ворот…Над пепелищем склонили свои ветви плакучие березы, точно на кладбище.
Мрачная картина к счастью, оказалась справедливой не во всем. Великолепный храм Ахтырской Божией Матери был восстановлен, и сегодня остается замечательным памятником существовавшей здесь усадьбы Трубецких.