Найти в Дзене

Царский подрядчик, или История одного мундира

Сразу оговорюсь, что история эта только начинается. Автор будет признателен читателям за любую помощь, поддержку и указание направления, в котором надо двигаться, чтобы достичь намеченной цели. «А какая же у автора цель?» - спросит пытливый читатель. А вот какая! В экспозиции "Лепных дел мастера" Дома-музея А.М. Опекушина находится фото состоятельной супружеской пары. От бывших музейных сотрудников известно, что это муж и жена Назаровы, и что глава семьи из простых лепщиков дослужился аж до царского подрядчика, в обязанности которого входило распределение заказов среди лепных артелей на декоративную отделку фасадов дворцов и особняков знатных людей. В деревне Хребтово, недалеко от села Рыбницы, до нашего времени сохранился роскошный даже по городским меркам двухэтажный дом, принадлежавший семье Назаровых. Дом сложен из красного кирпича, оштукатурен и богато отделан лепными украшениями как снаружи, так и внутри. Красотой своей он резко выделяется среди деревенских одноэтажных бревенчаты

Сразу оговорюсь, что история эта только начинается. Автор будет признателен читателям за любую помощь, поддержку и указание направления, в котором надо двигаться, чтобы достичь намеченной цели. «А какая же у автора цель?» - спросит пытливый читатель. А вот какая!

В экспозиции "Лепных дел мастера" Дома-музея А.М. Опекушина находится фото состоятельной супружеской пары. От бывших музейных сотрудников известно, что это муж и жена Назаровы, и что глава семьи из простых лепщиков дослужился аж до царского подрядчика, в обязанности которого входило распределение заказов среди лепных артелей на декоративную отделку фасадов дворцов и особняков знатных людей.

Супруги Назаровы
Супруги Назаровы

В деревне Хребтово, недалеко от села Рыбницы, до нашего времени сохранился роскошный даже по городским меркам двухэтажный дом, принадлежавший семье Назаровых. Дом сложен из красного кирпича, оштукатурен и богато отделан лепными украшениями как снаружи, так и внутри. Красотой своей он резко выделяется среди деревенских одноэтажных бревенчатых домишек.

Но речь пойдёт не о доме, а о его хозяевах. Кроме фамилии "Назаровы", о них было неизвестно примерно ничего. И захотелось пролить свет на историю этой семьи, проследить судьбу её главы – этого самого «царского подрядчика». Как он им стал? Как дослужился до такой почётной должности (да и была ли в Российской империи должность с таким названием)?

Установить имена Назаровых помог друг нашего музея – Александр Геннадьевич Пенкин. Несколько лет назад он обнаружил вот такую запись в первой переписи населения Российской империи по Даниловскому уезду Ярославской губернии. Из неё следует, что главу семьи звали Михаилом Александровичем, супругу его – Анной Николаевной. И был у них на момент переписи 14-летний сын с редким нынче именем Амплей. Вся семья была …из владельческих крестьян, что странно, ибо меньше всего ожидаешь, разглядывая на фото затейные украшения Анны Николаевны и нарядный мундир Михаила Александровича, что эти явно не бедные люди относились к крестьянскому сословию. Похоже, наше фото сделано ещё до переписи, людям на нём едва за 30 (а может, и меньше).

Скан переписи
Скан переписи

Много вопросов к мундиру Назарова-старшего. Он явно парадный и даже, возможно, военный. Наверняка, надет по какому-то торжественному случаю (повышение по службе?) Высокий ворот и широкие обшлага рукавов обшиты позументами. Белые перчатки. У левого бедра – шпага (именная?) с витым золотым шнуром и тяжёлой кистью. Необычный головной убор, похожий то ли на пилотку, то ли на охотничью шляпу с гофрированной розеткой сбоку и элементом, похожим на перо. На левой стороне груди – какой-то знак отличия с короной Российской империи.

Мундир
Мундир

Кто же мог носить такой мундир? В каких случаях полагалось его надевать?

На просторах интернета попалось вот такое фото учащихся Александровского лицея. Тут видим подобные нашему однобортные мундиры с блестящими (гербовыми?) пуговицами. Они попроще, без позументов. Вряд ли Назаров-старший был лицеистом. Главное на этом фото – головные уборы! Оказывается, они имели спереди и сзади удлинённые козырьки(?), чего не разглядеть на нашем музейном фото.

Лицеисты Императорского Александровского лицея
Лицеисты Императорского Александровского лицея

И тот же головной убор и похожий мундир (и даже знак отличия такой же, как у нас) – на ряде фотографий с членом царской семьи, князем Олегом Константиновичем Романовым (1892–1914), трагически погибшим в результате смертельного ранения в Первую мировую.

Вот и всё, что удалось найти. И пока больше вопросов, чем ответов.

На момент переписи супругам Назаровым было едва за сорок. Значит, в 1918 году им уже за шестьдесят. Возраст по тем временам весьма почтенный. Дожили ли? Их сыну Амплею – примерно 35 лет, и он, вероятно, уже женат и обзавёлся детишками. Очень хотелось бы узнать, как семья Назаровых пережила октябрьские события, для них – людей состоятельных – наверняка катастрофические.

Продолжаем исследовать...

Автор - Любовь Левина, научный сотрудник Ярославского художественного музея