"Неприятелю времени давать не должно..." Александр Суворов.
После разгрома отряда Пулавских под Ореховым 1.09.1769г. Суворов получает новое назначение. «14 сентября выступил со всем деташаментом (отрядом), а 26-го того ж месяца прибыл в гор. Люблин, как для защищения онаго и окружных мест от возмутительских сборищ так и способствовать беспрепятственной коммуникации Главной армии с Варшавой».(МВД с.25)
К концу осени 1769 г. бригадиром Суворовым А.В. была создана целая сеть постов, где обычно находилось от 40 до 150 солдат (пехоты и кавалерии при одном орудии). Состав этих гарнизонов не был постоянен, так как ведение мобильной полупартизанской войны с отрядами Барской конфедерации требовало очень быстро реагировать на появление групп неприятеля в контролируемом районе. Главный штаб с Суворовым во главе располагался в г.Люблине. Группа войск при штабе была существенно крупнее: 5 рот пехоты, 3 эскадрона кавалерии, 100 казаков и 6 орудий. Всего около 1200-1500 человек. Здесь же располагались и основные запасы боеприпасов, амуниции, продовольствия и др.средства обеспечения.
Сюда стягивались все нити управления контролируемым районом, а так же разведданные о появлении новых партий конфедератов. Общая численность войск корпуса Суворова не превышала 4000 человек. Непостоянный численный состав некоторых постов был таков: Пост в Красноставе до 100 человек при 1 пушке, пост в Коцке 20драгун, 12 казаков и 100 мушкетер, пост в Пясках 100 чел. пехоты +60 всадников при 1 пушке, пост в Бродах 100 драгун, 24 чел пехоты, 1 пушка и 100 казаков и т.д. На каждом посту были назначены офицеры. В быстро меняющейся обстановке с опорой на данные разведки Суворов все время перемещал части гарнизонов постов сколачивая временные соединения для оперативного решения конкретной задачи. Это диктовалось тревожной обстановкой и «ежели действовать нападательно», то во главе угла становилась не только скорость перемещения войск , но и быстрота формирований временных «летучих отрядов». Это сильно затрудняло действия барских конфедератов в части расширения своей деятельности по части сбора средств для борьбы, мобилизации и вооружения своих сторонников, а так же создания крупных соединений своих войск. В контролируемом люблинском районе полякам не удавалось захватить инициативу и нанести серьезное поражение русским войскам. Тем не менее вожди конфедератов продолжали упорную борьбу. Так Суворову стало известно, что по обоим берегам Вислы в районе городка Завихвост стали проявлять активность появившиеся там отряды противника. Из Люблина он дает команду на атакующие действия большей части отряда (около 80 человек) с Красниковского поста.
Отряд возглавили адъютант Парфентьев и прапорщик Арцибашев. Быстро преодолев расстояние от Красника до Завихвоста они переправились через Вислу. Ночью, тихо обойдя городок Озеров, в 2-х верстах к западу они напали на небольшой отряд (около 30 человек) конфедератов отдыхавших в небольшом остроге в чаще леса. Их командир, некто Горлецкий, плохо организовал караульную службу, что и позволило русским ударить внезапно. Бой был скоротечен, а сопротивление поляков быстро сломили штыковой атакой. «Пехота ворвалась на штыках, причем несколько конфедератов побито, некоторые в темноте разбежались и взят был в полон Горлецкой, 4 товарища и 6 почтовых, да 28 коней в седлах»- отметил в своём рапорте Суворов.
Отправив этих пленных за Вислу с конвоем, Парфентьев и Арцибашев двинулись было к другой неприятельской группе, но тут доносят о нападении отряда Мощинского на конвой и отбитии поляками своих людей. В районе Завихвоста еще одна группа конфедератов стала уничтожать средства переправы. Офицеры решают ударить на Завихвост, а на пост в Крашнике доносят о нападениях противника с просьбой подкрепить их. Капитан Бачманов сразу выступил из Крашника со второй частью гарнизона при одной пушке. Разогнав у Завихвоста группу супостатов(отвлекающих), Парфентьев и Арцибашев активно преследуют Отряд Мощинского (около 150 всадников). Тот уходит через г.Опатув по дороге на Иваниски, но быстрота русских не позволила ему оторваться от погони. В 2км от Иваниски есть деревня Уязд, на окраине которой расположен крепкий замок (Кржиштопор) где и укрылся Мощинский со своими людьми и 14 взятыми в плен русскими конвоирами.
Конечно, оперативность капитана Бачманова была на высоте. Получив донесение Арцибашева, он сразу выступил на его поддержку всеми силами. Пост в Крашнике был оставлен. Капитан понимал, что разгром отряда Мощинского важнее сохранения места, которое можно потом опять занять, а вот потеря людей невосполнима! Поэтому он не оставил и малого количества солдат для охраны поста понимая, что они его не защитят при нападении серьезной группы противника, но лишь бессмысленно погибнут.
Парфентьев и Арцибашев идут в погоню за Мощинским после того как отогнали группу конфедератов от переправы у Завихвоста. Потеря своих 14 человек придает им оперативности, ибо это их «косяк» и стремление его исправить понятно. Требование Суворова о недопустимости отправки людей мелкими группами (конвоирование 11 поляков Горлецкого) они проигнорировали. В итоге невыполнение задачи по доставке пленных и потеря своих 14 человек при нападении отряда Мощинского. Польский командир оказался опытней и что бы убрать с пути мешавший у Озерова русский отряд он выполнил отвлекающую атаку у переправы в Завихвосте и пока тот был занят «спасением переправы» без помех прошел через Озеров на Опатув. Лишь быстрота русских воспрепятствовала Мощинскому продолжать свой рейд.
Замок(Ujazd ) представлял собой солидное каменное укрепление имевшим размер примерно 100 на 100 метров. Внутри было много помещений, что позволяло укрыть не только людей, но и лошадей от огня противника. Старый замок использовался конфедератами как база. Там были запасы вооружения с боеприпасами и продовольствие. Также имелось 2 полевых пушки (1,5 фунтовых, 60 мм калибр) и 2 «столовых пушечки» калибром 35 мм. Однако ядро диаметром 35 мм при попадании легко убивало лошадь, не говоря уж о человеке. А 70 см ствол такой «столовой пушечки» посылал свое ядро дальше чем летела ружейная пуля из пехотного ружья того времени, т.е. не менее 400 метров.
Итак, поляки заняли оборону в замке, но еще, вне оного, в лесу скрывалась группа некоего Гадзевича, которая оставалась угрозой удара русским в спину. Всю ночь, а затем и целый день капитан Бачманов вел обстрел замка из своей единственной 3-х фунтовой полевой пушки. Конечно, разбить килограммовым ядром этого орудия стены замка задача невыполнимая. Поэтому он бил по замку гранатами лопающимися с грохотом во дворе и держащие гарнизон в напряжении, да и укрыть от обстрела 150 лошадей отряда в помещениях тоже было непростой задачей. Плотно обложить периметр замка Бачманов не мог (людей было не больше чем у Мощинского). Кроме того противоположную сторону от ведущей огонь пушки занимать своими солдатами было опасно, так как в случае перелета граната могла задеть своих. На штурм он не решался и расположив стрелков с 3-х сторон замка вел ружейный огонь по появлявшимся на стенах конфедератам.
Те активно отстреливались из своих 4-х пушек и ружей. Нашим канонирам удалось точно попасть гранатой в одну из польских полевых пушек разрыв которой сбросил это орудие со стены. Мощинский ,опытный полевой командир, отлично понимал, что время работает против него. Так и было. Суворов с крупным отрядом уже спешил к замку, и его прибытие сулило верную гибель «панцерному шляхетству» (расстояние от Люблина до замка в 80 км хоть и не маленькое, но преодолимое). Робкие попытки нападения людей Гадзевича ограничивались вялой и безрезультатной ружейной пальбой из леса. Тогда Мощинский прекратил огонь и затеял переговоры предлагая сдаться на определенных условиях: наши войска должны отойти на версту от замка, а он на подводах вышлет 14 удерживаемых им пленных. Бачманов не соглашался и настаивал на дискреции (безоговорочной капитуляции). Шел торг об условиях. Затем Мощинский ,в знак доброй воли, лично спустил несколько корзин с вином и закуской на веревках. Пока капитан Бачманов (предвкушая успех) вел переговоры о капитуляции Суворов с войсками поспешал к замку….но не успел. К ночи переговоры зашли в тупик и поляки вовсе перестали откликаться, а время шло. Наконец Бачманов, почуяв неладное, приказал атаковать. Враг не стрелял, более того наши пленные со стены подали сигнал. Солдаты вошли в замок, но он был пуст. Конфедераты исчезли! Но куда? Осмотрев все помещения замка, обнаружили только 14 наших пленных захваченных отрядом Мощинского при освобождении им Горлицкого в Рахове. Однако они ничего не могли сказать по поводу исчезновения гарнизона. Поиски толку не дали. Гарнизон пропал и исчезли 2 «столовых пушечки» (так писал Суворов), но их лафеты остались. Осталась также медная 1,5 фунтовая полевая пушка. Вторая, чугунная, но того же 60мм калибра валялась под стеной с разбитым лафетом. Лишь много позже удалось обнаружить вход в старинный подземный ход ведущий далеко в лес. Именно им Мощинский увел свой отряд вполне благополучно и не имея потерь. Отряд капитана Бачманова, тоже не имел погибших. Утром, забрав с собою освобожденных пленных и часть запасов замка, наш отряд скорым маршем вернулся в Завихвост, где встретил подошедшие войска Суворова.
«Я неописанно одолжен сколько храбростию, а более еще мудрыми диспозициями реченных наших господ трех офицеров и их в покровительство вашего высокопревосходительства всепокорнейше препоручаю, как и всю их команду» писал ген. Веймарну бригадир Суворов (он в декабре еще не имел генеральского звания). Трудно не заметить иронии в этих словах «похвалы». Весь рейд наших войск дал результат «Пшик». Боевая задача (ликвидация отряда Мощинского) была с треском провалена. И хотя Суворов хвалил своих подчиненных, но лучше других понимал, что гибель нескольких шляхтичей Горлецкого, да одна трофейная пушка показательно торчавшая на стене замка и введшая в заблуждение русских – это есть ничтожный результат и невыполнение боевой задачи с утратой фактора внезапности. Мощинский же имея задачей сохранить свой отряд полностью ее выполнил и Суворов оценил его находчивость. Умение обмануть врага он ставил очень высоко. К чести польского командира надо добавить, что он обращался с русскими пленными гуманно, не допуская издевательств и оскорблений. Суворов, требовавший от подчиненных тоже гуманного отношения к пленным конфедератам, похвалил за это Мощинского.
Так закончилась «осада и взятие замка». Следуя логике войны русские войска в этих столкновениях испытали военную неудачу. Правда 2 трофейные полевые 1,5 фунтовые пушки (у чугунной заменили разбитый лафет) потом использовали для усиления постов.
13.12.2024
Источники: Суворов А.В. Документы, том 1, М.1949г.
Список названий некоторых уже опубликованных в ДЗЭН статей:
Бой Суворова под Ореховым против отряда польских конфедератов 1 сентября 1769г.
Бой у Тынецкого редута 10 мая 1771г. Суворов против польских конфедератов под командой М.Валевского
Замостье. Разгром польской обороны у стен крепости войсками Суворова и манёвр Пулавского 22 мая 1771 года
Сражение под Ланцкороной. Разгром войска конфедератов генерал-майором Суворовым А.В. 12 мая 1771г.
Измаил. Часть 1.
Измаил. Часть 2.
Измаил. Часть 3.
Гибель корпуса литовского гетмана Огинского в Сталовичах в бою с отрядом Суворова 24 сентября 1771 года.
Осада краковского замка Суворовым А.В. в 1772г. Неудачный штурм. Часть1.
Осада краковского замка Суворовым А.В. в 1772г. Разгром корпуса Зиберха. Капитуляция Шуази. Часть2.
Сражение под Туртукаем 9 мая 1773г. Полный разгром войсками Суворова турецкого гарнизона. Часть1.
Сражение под Туртукаем 9 мая 1773г. Полный разгром войсками Суворова турецкого гарнизона. Часть2.
Второе сражение под Туртукаем (стой тут конь) от 17 июня 1773г. Поражение корпуса Физуллы-Сары-паши. Часть1.
Второе сражение под Туртукаем (стой тут конь) от 17 июня 1773г. Поражение корпуса Физуллы-Сары-паши. Часть2.
Оборона Гирсово на Дунае. Печальный конец турецкого войска Джафер-паши 3 сентября 1774 г. Часть1.
Оборона Гирсово на Дунае. Печальный конец турецкого войска Джафер-паши 3 сентября 1774 г. Часть2
Козлуджи. Абдул-резак против генерала Суворова 9 июня 1774г. Часть1.
Козлуджи. Катастрофа армии Великого визиря Муссин-заде 9 июня 1774г. Часть2.
Козлуджи. Сражение поставившее точку 9.06.1774г. в Русско-Турецкой войне 1768-1774г. русским генералом Александром Суворовым. Часть3.
Кинбурн. Уничтожение Суворовым турецкого десанта Сеюб-Гешти-Эюб-аги на Кинбургской косе 1 октября 1787 года.
ФОКШАНЫ. Бегство сераскира Мустафы от войск Суворова и Кобурга 20 июля 1789 года.
РЫМНИК. Разгром 1-го лагеря армии Великого визиря Кетхюда-Гассан-паши солдатами Суворова 11 сентября 1789г. Часть1.
РЫМНИК. Перелом. Часть2.
Удачный отход. Генерал Сераковский против Суворова в боях при Дивине 3 сентября, Кобрине 4 сентября и Крупчицах 6 сентября 1794 года.
БРЕСТ. Совершенное побиение польского корпуса Сераковского победоносными Ея Императорского Величества войсками 8 сентября 1794 года
БРЕСТ. Полное уничтожение польского корпуса генерала Сераковского войсками Суворова 8 сентября 1794г. Часть2.
КОБЫЛКА. Генерал-адьютант короля Бышевский в бою с войсками генерал-аншефа Суворова А.В. 15 октября 1794 года.
ВАРШАВА! Вавржецкий против Суворова или Блистательный штурм прагского ретраншемента 24 октября 1794г. Часть1.
ПРАГА В ОГНЕ. Действия штурма Победоносными Российскими войсками под командою генерала Суворова 24 октября 1794г. Часть2.
Провал операции "Переселение ногаев". Канакай-мурза с ордой ембулуков против солдат Суворова 1 августа 1783г.
Закубанская экспедиция Суворова против ногайских орд в 1783г.Часть1.
Закубанская экспедиция Суворова против ногайских орд в 1783г. Часть 2.
Осада и взятие замка Ujazd. Шляхтичи Мощинского против солдат Суворова. Декабрь 1769г.
НАВОДИЦЕ.БОЙ В ЛЕСУ. Противостояние шляхтичей Мощинского солдатам Суворова 8 апреля 1770г.
Рейд Суворова за Краков.Разорение магазейна и неудачный штурм замка в Ланцкороне 9 февраля 1771г.