Французский художник Анри Матисс — один из самых выдающихся художников 20 века. Помимо живописи, он работал в различных техниках, таких как скульптура и вырезание из бумаги.
Вместе с Андре Дереном Анри Матисс был выдающейся фигурой фовизма, стиля живописи, появившегося в 1904 году. Les Fauves (по-французски «дикие звери») подчеркивали живописные качества и сильный цвет, а не реалистичные элементы. Фовизм как движение просуществовал всего несколько лет, но позже этот короткий период был признан очень влиятельным художественным движением.
Анри Матисс родился в Ле-Като-Камбрези в 1869 году. Сначала он изучал право и работал секретарем юриста. Именно аппендицит приковал его к постели примерно на год и позволил ему начать рисовать от скуки.
После этого Анри Матисс решил изучать искусство в Школе изящных искусств в Париже в 1892-93 годах. В то время как работы Матисса вначале были выполнены в очень натуралистическом стиле, позже он становился все более и более экспериментальным. Анри Матисс умер в 1954 году. В последние годы жизни художника мучила тяжелая болезнь.
Ниже вы найдете 8 выдающихся картин Анри Матисса:
(Женщина в шляпе), 1905 г.
На картине маслом «Femme au Chapeau» изображена жена Анри Матисса Амели Матисс. На своей первой выставке в Салоне Автонома в Париже он вызвал много критики.
Картина, как и вся выставка работ Анри Матисса, Андре Дерена и Мориса де Вламинка, вызвала недовольство посетителей и критиков. «Femme au Chapeau» в основном критиковали за красочность, но также и за отсутствие иерархии переднего и заднего плана и дикий ритм цветов.
После того, как искусствовед Луи Воксель назвал художников Les Fauves («дикими зверями»), родился фовизм как художественный стиль. Позже художники приняли термин фовизм как свой собственный.
(Зеленая полоса), 1905 г.
Также известный как «Портрет мадам Матисс», это еще один портрет Анри Матисса, изображающий его жену. Зеленая полоса посередине картины маслом, от которой и произошло название произведения, отделяет лицо Амели Матисс.
Эта картина является ранним примером понимания Матиссом цвета и света: художник не видел свет и тень как темные и светлые пространства на картине, а определял их как пространства разных оттенков цвета. Этими оттенками и небольшими пространствами он оформил множество своих картин.
(Радость жизни), 1905 г.
Пожалуй, одна из самых радикальных картин своего времени. Глядя на это с традиционной точки зрения, можно было увидеть пасторальную сцену, вакханалию или танец нимф.
Но в этой традиционной иконографии был новый элемент: ритм и динамика в живописи. Говорят, что Пабло Пикассо был настолько впечатлен шедевром, что позже попытался превзойти его своей картиной «Авиньонские девицы».
(Голубая обнаженная: Сувенир Бискра), 1907 г.
Картина была создана Анри Матиссом после его визита в Северную Африку. В отличие от таких художников, как Пауль Клее , Матисс редко рисовал во время своих поездок, но всегда пытался отразить свои путешествия впоследствии.
Пальмы на заднем плане — одно и, возможно, единственное упоминание города Бискра в Алжире. Также эта картина маслом очень шокировала любителей искусства 1907 года. Главная причина здесь – способ отображения женского тела, его физическая массивность, объемность.
(Красная пустыня), 1908 г.
Картина представляет собой интересную работу, которая многое рассказывает о творчестве художника. Когда русский коллекционер произведений искусства Сергей Щукин купил на выставке в Автономном салоне в 1908 году картину под названием «Синяя гармония», она была доставлена ему совершенно по-другому.
Поскольку Матиссу не понравились контрасты картины, он без лишних слов изменил ее фон на красный и отправил покупателю как «Le Dessert Rouge». Фовистская живопись играет с элементами импрессионизма.
6. Танец II (Танец), 1910 г.
«Танец» — вместе с «Музыкой» одна из двух заказных картин для коллекционера Сергея Щукина. «Танец II» — вторая версия картины. На нем изображены пять женщин, танцующих на холме. Мотив очень органичен и в то же время сведен к очень сжатому сообщению.
Существует дополнительный контраст между красным и желтым цветами на переднем плане, а также синим и зеленым на заднем плане. Хотя мотив танцующих женщин можно найти и в «Благополучии жизни», сегодня «Танец» является символом поворотного момента в творчестве Анри Матисса.
(Вид на Нотр-Дам), 1914 г.
Картина рассматривается как изменение в творчестве Анри Матисса: как отправная точка экспериментального периода. Во время Первой мировой войны художник начал писать много черных картин, которые были сильно сокращены по своему мотиву, как это уже можно видеть в «Une vue de Notre-Dame».
8. (Женщина в пурпурном пальто), 1937 г.
На картине изображен портрет музы Матисса, а затем его партнерши Лидии Делекторской. Эта картина является одним из самых известных произведений позднего творчества художника.
Лидия Делекторская стала причиной распада брака Матисса и Амели. Эта картина маслом в настоящее время рассматривается как один из главных мостов Матисса от фовизма к экспрессионизму .
Результаты аукциона произведений Анри Матисса
Это четыре произведения французского художника, недавно проданные