О роли третьей жены Михаила Булгакова известно много ― именно эта женщина добилась того, чтобы творчество ее мужа не осталось забытым. Благодаря ей мы вновь и вновь перечитываем «Собачье сердце», спорим о постановках «Мастера и Маргариты», проводим исторические параллели с «Белой гвардией». Бесспорно, Михаил Афанасьевич был главным мужчиной в жизни Елены Сергеевны, но (к счастью ли или к сожалению) не первым и не единственным.
Елена Сергеевна Булгакова была одной из самых заметных красавиц своего времени и круга. До последних дней она сохраняла удивительное обаяние и достоинство, несмотря на то горе, что ей пришлось пережить: притеснение и мучительная смерть Булгакова, эвакуация в военное время, которую не все смогли стойко перенести, неожиданная смерть сына и любимой сестры.
Красивые, талантливые и влиятельные мужчины окружали Елену Сергеевну всегда, правда, взаимностью она отвечала лишь тем, в ком чувствовалась внутренняя сила, которая ее привлекала. Другим она отказывала легко и спокойно, всегда оставаясь с поклонниками в хороших, а порой и близких дружеских отношениях.
Елена Булгакова, урожденная Нюренберг, родилась в Риге в 1893 году. Отец был журналистом и общественным деятелем, евреем по национальности, мать ― дочерью православного священника и очень предприимчивой натурой. Похоже, именно от матери Елена Сергеевна унаследовала свою энергичность и жизнестойкость.
Когда Елене было 19 лет, к ней посватался поручик Бокшанский, но девушке было совсем не до него, да и не в ее вкусе был этот молодой военный. А вот сестре Ольге Бокшанский очень нравился, и Елена уступила жениха сестре. Бокшанский, правда, быстро пожалел о женитьбе ― характер Ольги оказался просто несносным.
Избавившись от обузы в виде ухаживаний поручика, Елена устремилась дальше во взрослую неведомую жизнь. Пыталась устроиться во МХАТ секретарём (но вновь уступила место сестре по ее просьбе), помогала отцу, устроившись в редакцию газеты «Известия», где он тогда работал.
Через 6 лет после истории со сватовством поручика Бокшанского Елена все-таки вышла замуж за военного адъютанта Неёлова, сына знаменитого тогда актера Мамонта Дальского. Первый брак оказался комом, продержавшись всего пару лет, да и то не слишком содержательных. От незадачливого Неёлова Елена Сергеевна уходит к его непосредственному начальнику, Евгению Шиловскому.
Евгений Александрович ― бывший дворянин, офицер, ставший крупной фигурой среди военных чинов. Каким-то чудом он избежал ареста в то время, как его начальники один за другим оказались в тюрьме и расстреляны. Шиловский был очень красив, а влияние его распространялось не только на службе ― успехом у женщин он пользовался огромным, но интересы Евгения Александровича ограничивались карьерой.
Жизнь в браке с Шиловским внешне была блестящей, благополучной и безмятежной. Настолько безмятежной, что в ней Елена Сергеевна никак не могла найти себе применение.
В этом браке она родила двоих сыновей ― Женю и Сережу, ― но материнства ей явно было мало, к тому же подросшие дети проводили много времени с няней. Елена Сергеевна, часто бывая в одиночестве, мечтала быть кому-то полезной, тосковала по занятости, работе, и ― немного ― по шумной светской жизни. Муж постоянно был в командировках, с головой погруженный в служебные дела, он совершенно не понимал томлений жены, считая их блажью.
В 1929 году Елена Сергеевна, пока еще Шиловская, знакомится с Булгаковым, который на тот момент тоже был женат. Постепенно они сближаются ― Елена Сергеевна предлагает свою помощь в качестве машинистки, попутно принимая все больше участия в творческой деятельности писателя. Здесь она находит то, о чем так тосковала в браке с Шиловским ― востребованность своих талантов.
Спустя год эта связь становится слишком близкой и явной, а Шиловский узнает о романе своей жены от тогдашней супруги Булгакова. В доме Шиловских был страшный скандал ― Евгений Александрович настоял на полном прекращении любых отношений с Булгаковым, взяв с жены обещание никогда больше с писателем не видеться. Иначе, угрожал Шиловский, он заберет детей.
Елена Сергеевна полтора года была верна своему слову, избегая встреч с писателем, но однажды все же случайно столкнулась с Булгаковым и больше уже не смогла с ним расстаться. Она написала решительное письмо мужу с просьбой отпустить ее и несколько дней провела в тревожном ожидании ответа.
Биографы описывают сцену, состоявшуюся между Булгаковым и Шиловским. Михаил Афанасьевич пришел к сопернику объясниться, а Шиловский, разгневанный разговором, выхватил пистолет. «Не будете же Вы стрелять в безоружного?» ― спросил писатель. Офицер пришел в себя и убрал оружие, а позже все-таки отпустил жену к Булгакову, подчеркивая, что делает это только ради ее счастья.
По условию Шиловского, старший сын Евгений остался с отцом. По просьбе Елены Сергеевны, Женя посещал воскресные обеды в новой семье матери, которые стали обязательными для Булгаковых.
Здесь мальчик встречался с младшим братом и матерью, проникался любовью к ее мужу и той атмосферой, в которой жила семья. Остроумные разговоры о литературе, творчестве, люди высочайшего полета окружали сыновей Елены Сергеевны, способствуя их личностному развитию.
Роскошный образ жизни, который могла себе позволить Елена Сергеевна в браке с Шиловским, сменился более скромными условиями. Михаил Афанасьевич никак не мог добиться от государства собственной квартиры, и семье приходилось жить в съемном жилье. Достаток литератора тоже был не сравним с возможностями крупного советского военачальника, но ни разу в своей жизни Елена Сергеевна не пожаловалась и не пожалела о своем выборе.
Не будем подробно останавливаться на том, какой была жизнь с Михаилом Афанасьевичем, об этом написано достаточно. Напомним только, что в те годы Булгакова запрещали публиковать и на сцене его новые пьесы не ставили, хотя писатель продолжал работать над своими произведениями. Все это приводило его в растерянность, он неоднократно писал властям о своем положении, но оно оставалось неизменным.
Впрочем, ненадолго надежда вернулась к Булгаковым после знаменитого личного звонка Сталина в квартиру писателя. Вождь сообщил, что «читал с товарищами» письма писателя и намекнул на возможность работы во МХАТе. В театр Булгакова действительно приняли, но пьесы его так и остались невостребованными.
Елена Сергеевна помогала мужу во всем: печатала тексты под диктовку, писала дневники по просьбе Булгакова (после того, как его личные дневниковые записи изъяли сотрудники НКВД, писатель наотрез отказался вести их самостоятельно). Хранила архив, поддерживала морально, следила за режимом дня и берегла мужа от перенапряжения, регулярно устраивала ужины для друзей Булгакова, чтобы тот не терял свои близкие связи.
Смерть мужа Елена Сергеевна переживала глубоко и остро, но ее поддерживала новая цель: перед смертью Булгакова она обещала добиться воскрешения его литературного имени и публикации всех его работ.
К тому же, в жизни вдовы оказалось сразу двое мужчин, готовых ради нее на все. Совсем скоро расскажем, как Елена Булгакова жила после смерти мужа, и почему не осталась ни с одним из своих знаменитых поклонников.
Подпишитесь, чтобы не пропустить продолжение.