Примерно из-за такого отношения я закрыл рекламное агентство и решил делать продукт, который можно потрогать руками. А не участвовать в перепродаже воздуха.
Не входить рекламным агентам, китайцам и собакам.
В 2016-м все началось, как в красивой истории, с семейной гончарной мастерской на долгах и кредитах. А в 2024-м мое производство керамики выпускает порядка 3500 единиц посуды в месяц на 25 млн ₽ выручки в год.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога «Упал, поднялся», на основе интервью с основателем производства керамики Виталием Гончаром (не псевдоним).
***
Первая продажа у меня была с отсылкой на бразильские сериалы. Клиентом стал новый муж моей первой жены. Он немец, у него ресторан в Германии. Мы разговорились, я рассказал, что планирую открыть керамическое производство, а он спросил:
Vitaly, kannst du das Geschirr in mein Restaurant bringen?
Виталий, сможешь ли ты сделать посуду в мой ресторан?
Это был заказ примерно на 400 000 ₽, неплохо для старта. Правда, сейчас я бы не вписался в такой заказ, с теми знаниями, что у меня были. В итоге делали мы его 5 мес, сейчас те же объемы — 3-4 недели.
Керамический ликбез
Все, что вы получите, если обожжете в печи неорганический неметаллический материал, такой как глина, называется керамика.
Часто фарфор перечисляют отдельно от керамики, но, по сути, керамика — это общее название материала, как металл или дерево, а фарфор или фаянс, или даже кирпич, это разновидность керамики.
Так как керамическая посуда симпатичная и прочная, ее часто покупают для использования в общепите. За 1 день тарелка в ресторане может пройти больше 10 циклов, она должна все это выдерживать.
Свое производство керамики с нуля
Может показаться, что вся керамика отливается на гончарных кругах, но нет. Жидкая глина отливается в гипсовые формы и это стандартная технология для тиражного производства.
На гончарных кругах делают индивидуальные изделия. Одна тарелка получится выше, ниже, шире другой. Чтобы тарелки были одинаковыми — нужны гипсовые формы.
Чтобы было на что положить ваши порционные судачки «а-ля натюрель», керамистам придется постараться.
1. Рисуем тарелку
Чтобы сделать гипсовую форму, нам понадобится 3-д модель.
Если форма тарелки новая мы делаем пробные отливки. Нужно посмотреть, как рисунок будет смотреться в жизни. Иногда перерисовывать и переотливать приходится по несколько десятков раз.
2. Печатаем мастер-модель будущей тарелки
Когда форма выбрана, а 3д-модель готова, на 3д-принтере нужно напечатать мастер-модель.
Нам это делает сторонняя компания на аутсорсе, так как мастер-модель нужна только при появлении новой формы, и нет большого смысла покупать свой 3д-принтер.
3. Готовим гипсовую форму
Раньше гипсовые формы тоже делали на аутсорсе, но решили переводить на себя. Для сторонней компании это не основной вид деятельности и отсюда срыв сроков, а у нас гипсовая форма — это расходник, периодически их нужно заменять.
4. Готовим глину
Теперь в гипсовую форму нужно залить раствор, который, собственно, и станет тарелкой.
Состав керамики за 200 лет не сильно поменялся. Раствор, который заливается в гипсовые формы, все-таки не глина. Он называется шликер и состоит из шпата, кварца, глины, воды и каолина (разновидность глины).
Раньше пекарный материал шел из Донбасса, и это был очень качественный материал.
Поставки прекратились давно, а пока искали подходящую замену, поменяли 4-х поставщиков. Нервов и денег потратили много. У разных материалов разная прочность, степень усадки, нужно проверять стыковку нового материала и глазури, все это постоянные тесты и изменения технологии. В итоге материал неидеальный, но работаем с чем есть.
5. Заливаем глину в гипсовую форму
Суть метода в том, что вода из шликера впитывается в стенки гипсовой формы, и внутри остаётся изделие из осевших слоев глины нужной толщины — будущая тарелка, кружка или соусник.
Если вас заинтересовала статья, то вы можете продолжить её чтение у нас на сайте. Там много интересного.
А ещё там можно зарегистрироваться и публиковать свои материалы.