Найти в Дзене
Slonsolaris

Дарья Колотова: «Мечтаю создавать умные материалы»

Дарья Колотова, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Химия и технология морских биоресурсов» Мурманского арктического университета, кандидат химических наук, рассказала СЛОНу о глубокой переработке морских биоресурсов, о том, как в лаборатории улучшают качество жизни местных жителей, о научной мечте создавать умные материалы для медицины, увлечениях и привлечении детей в науку.

Интервью создано #при_поддержке_минобрнауки

СЛОН: Дарья, ваши исследования связаны с морем или нет?

Дарья Колотова
Дарья Колотова

ДАРЬЯ КОЛОТОВА: Да, наши научные работы связаны с морем и вытекают из региональной повестки и географического расположения Мурманской области. В частности, наша лаборатория занимается глубокой переработкой морских биоресурсов. Здесь мы говорим не только о рыбе, но и о растительных биоресурсах, например, водорослях. Для региона вопрос переработки и использования морских биоресурсов очень важный и один из первостепенных, поэтому, мы работаем в этой области.

СЛОН: Вы сказали про переработку ресурсов, водорослей. Это ваша работа уже непосредственно?

ДАРЬЯ КОЛОТОВА: Да, это наша работа, мы разрабатываем технологии глубокой переработки биоресурсов с целью получения и исследования различных полезных компонентов, которые используются в различных отраслях промышленности. Серьезный упор мы делаем на пищевую промышленность, т. к. мы живем в регионе со специфическими и довольно сложными климатическими условиями, в связи с чем возникают различные дефициты в питании людей, поэтому, конечно, наша задача - улучшать качество жизни нашего населения за счет развития таких технологий. Мы получаем широкий спектр белков из рыбы и рыбных отходов. Из водорослей мы получаем различные полисахариды, которые также находят широкое применение в пищевой промышленности. Также есть часть работ, которая связана с мидиями и крабом. У предприятий региона стоит задача по переработке рыбных отходов, поскольку до недавнего времени все это выбрасывалось в море, а сейчас есть запрос на безотходные технологии, на полный цикл переработки рыбы. И вот, в частности, из этих рыбных отходов тоже можно получать массу полезных продуктов с высокой добавочной стоимостью. Этим мы и занимаемся.

СЛОН: Неожиданно. Мне казалось, что отходов после рыбного производства не остается. Все, что остается, перемалывают в мелкую муку и добавляют куда-нибудь. Нет, так сейчас не делают?

ДАРЬЯ КОЛОТОВА: Это самый простой способ, но на самом деле мы понимаем, что компании хотят получать дополнительную выгоду даже из отходов, и сейчас это очень популярное направление. Возьмем, например, коллаген, это достаточно дорогой продукт, а сырье, из которого получается коллаген, - это самые обычные отходы: головы, плавники, рыбная кожа, поэтому, для того, чтобы не терять выгоду, компании заинтересованы в том, чтобы перерабатывать более глубоко и производить продукт с высокой добавочной стоимостью, помимо рыбного филе и прочих продуктов, которые лежат на полках в магазинах.

СЛОН: Интересно, получается, что просто так перемалывать рыбу в муку - это расточительно. Спасибо. Дарья Сергеевна, а ваша кандидатская была
 чему посвящена?

ДАРЬЯ КОЛОТОВА: Моя кандидатская была посвящена совершенно другим вопросам. Я занималась вопросами транспортировки нефти в условиях Арктики. Я исследовала свойства водонефтяных эмульсий, их стабильность. Мы моделировали поведение водно-нефтяныйх эмульсий в потоке, изучали вопросы гидратообразования в таких системах. Собственно, этому и была посвящена моя аспирантская работа и кандидатская диссертация.

СЛОН: Что-то удалось узнать нового в этом?

ДАРЬЯ КОЛОТОВА: Мы с коллегами разработали математическую модель,
 которая позволяет спрогнозировать процесс замерзания капель воды в эмульсиях, определили границы устойчивости водо-нефтяных эмульсий в широком диапазоне варьируемых параметров. Мы развивали метод холодного потока. Когда нефть добывают, в ней содержится достаточно много пластовой воды, и при транспортировке при низкой температуре и высоком давлении формируются газовые гидраты. Газовые гидраты - такие соединения, которые по структуре своей похожи на лёд, но единственное отличие в том, что в составе этой молекулы ещё присутствует газ, и они создают множество проблем при транспортировке. В частности, они блокируют трубопровод, потому что они имеют свойство агломерировать, то есть они слипаются между собой и формируют пробки, вследствие чего требуются дополнительные затраты на подогрев трубопровода, чтобы эти пробки растворить. Мы искали такие модели, которые могли бы помочь спрогнозировать такое поведение, найти реагенты и условия, при которых эти пробки формироваться не будут. Вот этому была посвящена моя диссертационная работа.

СЛОН: Дарья, что планируете делать в будущем?

Дарья Колотова в лаборатории
Дарья Колотова в лаборатории

ДАРЬЯ КОЛОТОВА: Если из смелого, то работать над докторской диссертацией. Мне бы хотелось создавать на основе тех веществ, о которых я уже говорила, умные материалы, которые могут успешно применяться в области медицины и фармакологии. Например, здесь мы говорим о материалах для создания каких-то биопротезов или материалов для заживляющих повязок, или о системах доставки лекарственных веществ. Все эти вещества, которые мы получаем у себя в лаборатории (белки, полисахариды) являются матрицей для создания новых материалов. Тема сейчас очень актуальна. Плюс этих веществ в том, что они биосовместимы, биоразлагаемы. Попадая в организм человека, они не вызывают аллергических реакций, поэтому такая тема на самом деле очень интересная и имеет большую перспективу на развитие.

СЛОН: Дарья Сергеевна, вы всегда хотели заниматься наукой или даже не думали об этом?

ДАРЬЯ КОЛОТОВА: При обсуждении этого вопроса я всегда говорю о том, что очень завидую современным детям, потому что им интерес к науке прививают со школьной скамьи. Мы же раньше слышали о науке как о чем-то далеком, о чем-то сложном. Честно говоря, даже не фантазировала о том, что я буду этим заниматься, но мне всегда была интересна химия. Всегда знала, что буду поступать на химический факультет, но думала, что просто буду работать на предприятии, в аналитическом лаборатории и заниматься какими-то рутинными исследованиями. Но потом, попав в эту удивительную университетскую атмосферу, увидев своими глазами ученых, которые занимаются очень интересными исследованиями, мне стало безумно любопытно. И уже во время обучения в магистратуре я начала заниматься исследовательской деятельностью.

СЛОН: Как вам кажется, Дарья Сергеевна, достаточно ли школьников сейчас пытаются привлечь к науке и высшему образованию, или вы добавили бы что-нибудь еще к существующим кружкам?

ДАРЬЯ КОЛОТОВА: Мне кажется, что мер для привлечения школьников в науку сейчас довольно много. Немножечко не хватает просветительской деятельности. Когда я читаю лекции школьникам, стараюсь подстроиться под их уровень, говорить понятным языком и получать обратную связь, узнавать о том, что им было бы интересно послушать и узнать. Ребята действительно хотят, чтобы мы рассказывали им о науке, тем более, если мы говорим с ними на одном языке, а не какими-то заумными словами, которые они еще не совсем понимают, в силу возраста, в силу уровня образования, на котором они находятся.

СЛОН: Дарья Сергеевна, а хобби время остается?

ДАРЬЯ КОЛОТОВА: Немножко остается. Люблю активный отдых, занимаюсь альпинизмом, хожу в горы и пешие походы. Это помогает разгрузить голову и снять напряжение.

Создать карусельДарья Колотова
Создать карусельДарья Колотова

СЛОН: Дарья, что можете пожелать тем людям, которые только начинают свой путь в научной карьере?

ДАРЬЯ КОЛОТОВА: Самое главное не бояться и верить в свои силы, потому что всегда найдется человек, который скажет, что ты чего-то не сможешь. Необходимо реализовывать свои амбиции.

СЛОН: Мы тоже вам желаем веры в свои силы. Побольше сил и времени на все желания, научные поиски и хобби.