Сергей Маковецкий – имя, которое вот уже три десятилетия не сходит с афиш российского кино. Для многих он – символ высокого актерского мастерства, живая легенда театра и кино, способная оживить любой образ – от городского интеллигента до простого рабочего.
Помните его блистательные роли? Утонченный директор Беркутов в "Деле Гастронома №1", проникновенный священник Ионин в "Попе", сложный и противоречивый физик Штрум в "Жизни и судьбе", величественный Иван Грозный в "Годунове" – каждая его работа становилась событием.
Особый резонанс вызвала роль Фимы Петрова в культовой "Ликвидации". "Боже, как он играет! Каждый жест, каждое слово – чистое золото!" – восхищались зрители. После трагической гибели его персонажа в сериале зрители писали: "Без Фимы весь колорит послевоенной Одессы потускнел..."
В тоже время роль Пантелея Мелехова в новой версии "Тихого Дона" вызвала неоднозначную реакцию. "Слишком интеллигентен для казака", – говорили одни. "Недостаточно народный", – вторили другие. А кто-то вспоминал его великолепные роли в фильмах "Американский Боря" и "Ребенок к ноябрю", где актёр был "в своей тарелке".
А как по-вашему, дорогие читатели? Может ли утонченный интеллигент достоверно сыграть простого человека? Делитесь воспоминаниями о любимых ролях Маковецкого в комментариях!
Лето 1958 года озарило появление на свет будущей звезды театра и кино в поселке Дарницы, что находится на окраине Киева. Воспитание маленького Сережи легло на плечи матери, работницы завода "Вулкан". Отец оставил семью еще до рождения сына, поэтому мальчик получил материнскую фамилию — Маковецкий.
Детство Сергея было наполнено активными увлечениями: плаванием, катанием на коньках и игрой на ударных инструментах. Как многие мальчишки того времени, он мечтал стать врачом. Но судьба, в лице учительницы иностранного языка, распорядилась иначе, когда та настояла на участии подростка в школьной постановке "Лес".
Первый выход на сцену стал для юного Маковецкого моментом истины. Волнение смешалось с восторгом, а премьерный спектакль погрузил его в такое состояние, что зрительный зал словно растворился. С того дня мечта об актерстве захватила его целиком.
Путь к призванию оказался тернистым: неудача при поступлении в Киевский театральный институт привела его за кулисы театра им. Л. Украинки, где он работал монтажником декораций. Московские театральные вузы тоже не спешили открывать свои двери, пока упорство не привело его в легендарную "Щуку", где под крылом А.А. Казанской началось его восхождение к вершинам актерского мастерства.
Театральная судьба
1980 год стал судьбоносным для молодого актера Сергея Маковецкого - его приняли в театр имени Вахтангова. Кто бы мог подумать тогда, что этот театр станет для него вторым домом на долгие четыре десятилетия?
На вахтанговской сцене Маковецкий создал целую галерею незабываемых образов. Его Яго в "Отелло" заставлял зрителей цепенеть от ужаса, а Евгений Онегин покорял своей "аристократической" утонченностью. Особенно запоминающимся стал его Войницкий в "Дяде Ване" - роль, которая принесла актеру признание театральных критиков.
Путь к славе через кинематограф
Помните ли вы массовые сцены в "Волнах Черного моря" середины 70-х? Где-то там, среди десятков статистов, можно разглядеть совсем юного Маковецкого. А первая заметная роль - парень в подземном переходе в "Кузнечике" - стала его робким шагом в большое кино.
Настоящий прорыв случился с военной драмой "Экипаж машины боевой", где Маковецкий блестяще воплотил образ заряжающего Гриши Чумака. Однако золотой век актера наступил в 90-е, когда он начал получать главные роли в знаковых картинах своего времени: "Макаров", "Брат-2", "72 метра".
Триумф "Ликвидации"
2007 год стал поворотным в карьере актера. Его Фима Петров из "Ликвидации" буквально влюбил в себя всю страну. Удивительно точно переданный одесский колорит, неповторимая манера речи и глубокое проникновение в характер персонажа сделали эту роль поистине народной.
Сегодня в послужном списке Маковецкого - более 70 ролей в кино. От казака Мелехова в "Тихом Доне" до загадочного профессора Лейбе в "Зулейхе", каждая его работа - это маленький шедевр актерского мастерства.
Весна 1983 года. Одесская киностудия. Молодой актер Сергей Маковецкий снимается в картине "Я, сын трудового народа". Никто тогда не мог предположить, что обычный съемочный день станет судьбоносным для 25-летнего артиста.
В тот день Елена Демченко, работавшая в сфере искусства, вела оживленную беседу с коллегами. Один из них позволил себе колкое замечание о том, что разведенную женщину с ребенком никто замуж не возьмет. Задетая за живое Елена, увидев пробегающего мимо Маковецкого, неожиданно для всех воскликнула: "Вы женитесь на мне?"
"Женюсь!" - не задумываясь ответил молодой актер. "Когда?" "На майские!"
И ведь действительно женился! Несмотря на 18-летнюю разницу в возрасте и скептическое отношение окружающих, в мае того же года они расписались.
Путь к семейному счастью не был простым. Молодой Маковецкий увлекался горячительными напитками, что не раз ставило брак под угрозу. Однажды Елена даже ушла из дома. Это стало переломным моментом - актер дал себе слово больше не притрагиваться к алкоголю и сдержал его.
Сегодня, спустя почти 40 с лишним лет, они по-прежнему вместе. Хотя общих детей у пары нет, Сергей стал прекрасным отчимом для сына Елены Дениса и любящим дедушкой для внуков Ивана и Глафиры.
"Ты - моя пластическая операция!" - часто говорит Елена мужу, признаваясь, что рядом с ним чувствует себя молодой. А Сергей не устает повторять: "Я по-прежнему влюблен в свою красавицу жену и благодарен судьбе за ту случайную встречу".
Их история - яркий пример того, что настоящая любовь не знает возрастных границ, а случайности в жизни порой оказываются самыми важными событиями.