Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Атласъ Россiйской Имперiи. Валдай

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно! Как нынче принято говорить - "а вот сейчас было обидно". Сдаётся, один из первых борцов с абсолютизмом и крепостничеством либо был малость не в духе, либо просто захотел своеобразно самовыразиться за счет обитателей городка, славного по его мнению лишь баранками, да любострастными девками, меж тем, как историю свою Валдай ведёт от пахотных крестьян и бывших служителей известного по всей Империи Богородицкого Иверского монастыря, хлопотами новгородского губернатора Сиверса записанных в 1770 году в купечество и переведённых в городской статус. Однако, Радищев не успокаивается и продолжает гнуть свою линию дальше - и с такими подробностями, что невольно возникает подозрение - а не погнушался ли автор сих записок воспользоваться гостеприимством горожанок? Правда, в конце пассажа выясняется, что, дескать, ему сие только сказывали... А в суд - за клевету? Впрочем, бедному и так позже досталось

"Я всегда любил нашу глушь, мелкие города и сельские местности больше столиц..." (Б. Пастернак)

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

  • Этот цикл совершенно не претендует на какие-либо исторические открытия или авторские изыски, нося девически-невинный (и уж точно без каких-либо геополитических "фиг в кармане") созерцательный характер. Более того - я даже не постыжусь вовсе отказаться (разве что - за самым малым) от собственных комментариев, снабдив предлагаемый иллюстративный материал редкими подписями, да касаемыми непосредственно темы цитатами от более достойных именитых персонажей XIX и XX столетий.
-2
  • "Новый сей городок, сказывают, населен при царе Алексее Михайловиче взятыми в плен поляками. Сей городок достопамятен в рассуждении любовного расположения его жителей, а особливо женщин незамужних. Кто не бывал в Валдаях, кто не знает валдайских баранок и валдайских разрумяненных девок? Всякого проезжающего наглые валдайские и стыд сотрясшие девки останавливают и стараются возжигать в путешественнике любострастие, воспользоваться его щедростью на счет своего целомудрия. Сравнивая нравы жителей сея в города произведенныя деревни со нравами других российских городов, подумаешь, что она есть наидревнейшая и что развратные нравы суть единые токмо остатки ее древнего построения. Но как немного более ста лет, как она населена, то можно судить, сколь развратны были и первые его жители..." (А.Н.Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву")

Как нынче принято говорить - "а вот сейчас было обидно". Сдаётся, один из первых борцов с абсолютизмом и крепостничеством либо был малость не в духе, либо просто захотел своеобразно самовыразиться за счет обитателей городка, славного по его мнению лишь баранками, да любострастными девками, меж тем, как историю свою Валдай ведёт от пахотных крестьян и бывших служителей известного по всей Империи Богородицкого Иверского монастыря, хлопотами новгородского губернатора Сиверса записанных в 1770 году в купечество и переведённых в городской статус.

-3

Однако, Радищев не успокаивается и продолжает гнуть свою линию дальше - и с такими подробностями, что невольно возникает подозрение - а не погнушался ли автор сих записок воспользоваться гостеприимством горожанок? Правда, в конце пассажа выясняется, что, дескать, ему сие только сказывали... А в суд - за клевету? Впрочем, бедному и так позже досталось - от читательницы куда более взыскательной.

  • "Бани бывали и ныне бывают местом любовных торжествований. Путешественник, условясь о пробывании своем с услужливою старушкою или парнем, становится на двор, где намерен приносить жертву всеобожаемой Ладе. Настала ночь. Баня для него уже готова. Путешественник раздевается, идет в баню, где его встречает или хозяйка, если молода, или ее дочь, или свойственницы ее, или соседки. Отирают его утомленные члены; омывают его грязь. Сие производят совлекши с себя одежды, возжигают в нем любострастный огнь, и он препровождает тут ночь, теряя деньги, здравие и драгоценное на путешествие время. Бывало, сказывают, что оплошного и отягченного любовными подвигами и вином путешественника сии любострастные чудовища предавали смерти, дабы воспользоваться его имением. Не ведаю, правда ли сие, но то правда, что наглость валдайских девок сократилася. И хотя они не откажутся и ныне удовлетворить желаниям путешественника, но прежней наглости в них не видно" (А.Н.Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву")
-4

Завершим наш радищевский цитатник ещё одним абзацем, в котором автор спешит демонстративно дистанцироваться от описанных им же особенностей поведения местных аборигенов. Мол - я нет, что вы, что вы, я просто проезжал мимо... Облико морале, знаете ли!

  • "Нравы валдайские переселилися и в близлежащий почтовый стан, Зимногорье. Тут для путешественника такая же бывает встреча, как и в Валдаях. Прежде всего представятся взорам разрумяненные девки с баранками. Но как молодые мои лета уже прошли, то я поспешно расстался с мазаными валдайскими и зимногорскими сиренами" (А.Н.Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву")

А вот ещё один путешественник - голландец Фридрих Балдуин Людвиг фон Гагерн полувеком позже отзывается о Валдае и его обитательницах куда более сдержанно:

  • "Невысокие горы, единственные по этой дороге и вообще в Европейской России, не более 500 футов высоты над уровнем моря. Город Валдай и ближний монастырь очень красиво расположены среди холмов и озер; это единственная красивая местность. Здесь же находится много курганов, но к какой эпохе они относятся — определить нельзя по добытым о не значащим остаткам. Валдай на половине пути из Петербурга в Москву; проезжающие русские любят побывать здесь в бане, куда красивейшие окрестные молодые девушки приносят им крендели и баранки. И нам, при пере закладке лошадей, предлагалось это печение ласковыми, веселыми и до вольно красивыми девушками. Я говорю — красивыми, потому что это были единственные сносные личики, встреченные нами в нашем путешествии"
Вид на озеро Валдай со стороны Иверского монастыря
Вид на озеро Валдай со стороны Иверского монастыря
  • "Кромѣ шоссейной дороги близъ г. Валдая проходитъ Псково-Бологовская желѣзная дорога, посредствомъ которой гор. Валдай имѣетъ желѣзно-дорожное сообщенiе съ гор. Старой Руссой и Николаевской желѣзной дорогой. Въ административномъ отношенiи городъ Валдай составляетъ одинъ полицейскiй участокъ. Уѣздная полицiя состоитъ изъ исправника, помощника исправника, полицейскаго надзирателя и 7 городовыхъ. Въ городѣ имѣется вольно-пожарная дружина, составъ которой опредѣляется въ 115 человѣкъ, 3 пожарных трубы, 14 лѣтнихъ бочекъ и 8 зимнихъ и весь необходимый пожарный инвентарь. Въ городѣ улицы освѣщаются керосино-калильными фонарями системы «Самосвѣт». Въ городѣ насчитывается до 617 жилыхъ строенiй, изъ коихъ каменныхъ 102. Полукаменныхъ 9 и деревянныхъ 516. На ⅕ своего протяженiя улицы замощены. Жителей насчитывается 5783 человѣка, изъ коихъ мужского пола 2772 и женскаго 3011 человѣкъ. Въ городѣ имѣется шесть православныхъ церквей и четыре часовни, 4 учебныхъ заведенiя — городское 3-хъ классное мужское училище (105 чел.), 3-хъ классное женское училище (109 чел.), церковно-приходская школа и школа имени В. П. Острогорскаго, одна земская больница, одна аптека, одинъ аптекарскiй магазинъ и одна богадѣльня. Въ городѣ проживаютъ страховые агенты: Новгородскаго губернскаго земства и частныхъ страховыхъ обществъ: «Россiя», Сѣвернаго, Русскаго, Волга и Саламандра. Средняя стоимость квартиръ: отъ 3 до 6 комнатъ отъ 60 до 160 руб. и отъ 1 до 3 комнатъ отъ 16 до 60 руб. въ годъ. Съ 1-го дня Рождества Христова до Новаго года въ городѣ бываетъ ярмарка, предметами торга которой главнымъ образомъ являются мануфактурные товары, съѣстные продукты и кустарныя издѣлiя. Доходъ города въ 1908 г. съ недоборомъ 2111 руб. 45 коп., составилъ 10155 руб. 58 коп., а расходовъ съ подлежащей доплатой за 1908 годъ 935 руб. 72 коп. — 10231 руб. 89 коп.; долгу за городомъ состоитъ 5932 руб. 83 коп." (Из списка населенных мест Новгородской губернии 1909 г.)
-6
"... В Валдае спроси: есть ли свежие сельди; если же нет,
У податливых крестьянок –
Чем и славится Валдай,
К чаю накупи баранок
И скорее поезжай...."
(А.С.Пушкин - из письма к Соболевскому)
-7
"... На Валдайских горах стало веселее,- пошли поляны с прошлогодними стогами, с сидящим коршуном наверху, лесные дорожки, пропадающие в лиственной чаще, куда бы так и уйти, беря ягоду, и шум лесов стал другой,- мягкий, в полную грудь. И деревни — богаче, с крепкими воротами, с изукрашенным резьбой крыльцами. Остановились у колодца воды попить, - увидели деву лет шестнадцати с толстой косой, в берестяном кокошнике, убранном голубой бусинкой на каждом зубчике, до того миловидную - только вылезти из телеги и поцеловать в губы.
- Ну, чего стоишь, вытаращилась? Видишь, у нас обод лопнул, сбегай позови кузнеца.
- Да, ой, - тихо вскрикнула она, бросила ведра и коромысло и побежала по мураве, мелькая розовыми пятками из-под вышитого подола холщовой рубахи..."
(А.Н.Толстой "Петр Первый")

-8

Наверное, нам пора завершать нашу экскурсию в Былое. Осталось лишь дополнить, что, к примеру, В.С.Пикуль в своем романе "Фаворит" воспользовался сразу всеми стереотипами из занятной мифологии Валдая: тут и баранки, и "дарвалдающие" колокольчики, и - уж конечно - любвеобильные розовощекие девки. Бывал некогда - лет с 10 назад - в Валдае и я. Город запомнился каким-то невероятным уездным обаянием, дух Прошлого удивительно сохранился в нём. Очень трогательным оказался местный краеведческий музей. А вот Иверский монастырь проявил себя как реальное "место Силы". Не буду рассказывать - в чём это проявилось, просто хочу предостеречь нечаянных шутников и воинствующих атеистов, решивших посетить его: монастырь может сурово наказать вас. И да - любвеобильных девок с баранками и сельдями наперевес не видел. Вымерли, должно быть!

Закончим же наше путешествие традиционно - картинами с видами Валдая работы современных мастеров кисти.

Л.Попова "Валдайские дали"
Л.Попова "Валдайские дали"
Т.Медведева "Валдай. Улица Февральская"
Т.Медведева "Валдай. Улица Февральская"
К.Константинов "Радуга над Иверским монастырем"
К.Константинов "Радуга над Иверским монастырем"
И.Райцева "Часовня в Валдае"
И.Райцева "Часовня в Валдае"

Спасибо, что на несколько минут перенеслись вместе с вашим Резонеромъ в Былое. В следующий раз такой voyage состоится уже весною, и - надеюсь - у нас соберётся славная компания!

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

ПРЕДЫДУЩИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В РАМКАХ ЦИКЛА "Атласъ Россiйской Имперiи" - в каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE

ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ИЗБРАННОЕ. Сокращённый гид по каналу