"Я всегда любил нашу глушь, мелкие города и сельские местности больше столиц..." (Б. Пастернак)
Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!
- Этот цикл совершенно не претендует на какие-либо исторические открытия или авторские изыски, нося девически-невинный (и уж точно без каких-либо геополитических "фиг в кармане") созерцательный характер. Более того - я даже не постыжусь вовсе отказаться (разве что - за самым малым) от собственных комментариев, снабдив предлагаемый иллюстративный материал редкими подписями, да касаемыми непосредственно темы цитатами от более достойных именитых персонажей XIX и XX столетий.
- "Новый сей городок, сказывают, населен при царе Алексее Михайловиче взятыми в плен поляками. Сей городок достопамятен в рассуждении любовного расположения его жителей, а особливо женщин незамужних. Кто не бывал в Валдаях, кто не знает валдайских баранок и валдайских разрумяненных девок? Всякого проезжающего наглые валдайские и стыд сотрясшие девки останавливают и стараются возжигать в путешественнике любострастие, воспользоваться его щедростью на счет своего целомудрия. Сравнивая нравы жителей сея в города произведенныя деревни со нравами других российских городов, подумаешь, что она есть наидревнейшая и что развратные нравы суть единые токмо остатки ее древнего построения. Но как немного более ста лет, как она населена, то можно судить, сколь развратны были и первые его жители..." (А.Н.Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву")
Как нынче принято говорить - "а вот сейчас было обидно". Сдаётся, один из первых борцов с абсолютизмом и крепостничеством либо был малость не в духе, либо просто захотел своеобразно самовыразиться за счет обитателей городка, славного по его мнению лишь баранками, да любострастными девками, меж тем, как историю свою Валдай ведёт от пахотных крестьян и бывших служителей известного по всей Империи Богородицкого Иверского монастыря, хлопотами новгородского губернатора Сиверса записанных в 1770 году в купечество и переведённых в городской статус.
Однако, Радищев не успокаивается и продолжает гнуть свою линию дальше - и с такими подробностями, что невольно возникает подозрение - а не погнушался ли автор сих записок воспользоваться гостеприимством горожанок? Правда, в конце пассажа выясняется, что, дескать, ему сие только сказывали... А в суд - за клевету? Впрочем, бедному и так позже досталось - от читательницы куда более взыскательной.
- "Бани бывали и ныне бывают местом любовных торжествований. Путешественник, условясь о пробывании своем с услужливою старушкою или парнем, становится на двор, где намерен приносить жертву всеобожаемой Ладе. Настала ночь. Баня для него уже готова. Путешественник раздевается, идет в баню, где его встречает или хозяйка, если молода, или ее дочь, или свойственницы ее, или соседки. Отирают его утомленные члены; омывают его грязь. Сие производят совлекши с себя одежды, возжигают в нем любострастный огнь, и он препровождает тут ночь, теряя деньги, здравие и драгоценное на путешествие время. Бывало, сказывают, что оплошного и отягченного любовными подвигами и вином путешественника сии любострастные чудовища предавали смерти, дабы воспользоваться его имением. Не ведаю, правда ли сие, но то правда, что наглость валдайских девок сократилася. И хотя они не откажутся и ныне удовлетворить желаниям путешественника, но прежней наглости в них не видно" (А.Н.Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву")
Завершим наш радищевский цитатник ещё одним абзацем, в котором автор спешит демонстративно дистанцироваться от описанных им же особенностей поведения местных аборигенов. Мол - я нет, что вы, что вы, я просто проезжал мимо... Облико морале, знаете ли!
- "Нравы валдайские переселилися и в близлежащий почтовый стан, Зимногорье. Тут для путешественника такая же бывает встреча, как и в Валдаях. Прежде всего представятся взорам разрумяненные девки с баранками. Но как молодые мои лета уже прошли, то я поспешно расстался с мазаными валдайскими и зимногорскими сиренами" (А.Н.Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву")
А вот ещё один путешественник - голландец Фридрих Балдуин Людвиг фон Гагерн полувеком позже отзывается о Валдае и его обитательницах куда более сдержанно:
- "Невысокие горы, единственные по этой дороге и вообще в Европейской России, не более 500 футов высоты над уровнем моря. Город Валдай и ближний монастырь очень красиво расположены среди холмов и озер; это единственная красивая местность. Здесь же находится много курганов, но к какой эпохе они относятся — определить нельзя по добытым о не значащим остаткам. Валдай на половине пути из Петербурга в Москву; проезжающие русские любят побывать здесь в бане, куда красивейшие окрестные молодые девушки приносят им крендели и баранки. И нам, при пере закладке лошадей, предлагалось это печение ласковыми, веселыми и до вольно красивыми девушками. Я говорю — красивыми, потому что это были единственные сносные личики, встреченные нами в нашем путешествии"
- "Кромѣ шоссейной дороги близъ г. Валдая проходитъ Псково-Бологовская желѣзная дорога, посредствомъ которой гор. Валдай имѣетъ желѣзно-дорожное сообщенiе съ гор. Старой Руссой и Николаевской желѣзной дорогой. Въ административномъ отношенiи городъ Валдай составляетъ одинъ полицейскiй участокъ. Уѣздная полицiя состоитъ изъ исправника, помощника исправника, полицейскаго надзирателя и 7 городовыхъ. Въ городѣ имѣется вольно-пожарная дружина, составъ которой опредѣляется въ 115 человѣкъ, 3 пожарных трубы, 14 лѣтнихъ бочекъ и 8 зимнихъ и весь необходимый пожарный инвентарь. Въ городѣ улицы освѣщаются керосино-калильными фонарями системы «Самосвѣт». Въ городѣ насчитывается до 617 жилыхъ строенiй, изъ коихъ каменныхъ 102. Полукаменныхъ 9 и деревянныхъ 516. На ⅕ своего протяженiя улицы замощены. Жителей насчитывается 5783 человѣка, изъ коихъ мужского пола 2772 и женскаго 3011 человѣкъ. Въ городѣ имѣется шесть православныхъ церквей и четыре часовни, 4 учебныхъ заведенiя — городское 3-хъ классное мужское училище (105 чел.), 3-хъ классное женское училище (109 чел.), церковно-приходская школа и школа имени В. П. Острогорскаго, одна земская больница, одна аптека, одинъ аптекарскiй магазинъ и одна богадѣльня. Въ городѣ проживаютъ страховые агенты: Новгородскаго губернскаго земства и частныхъ страховыхъ обществъ: «Россiя», Сѣвернаго, Русскаго, Волга и Саламандра. Средняя стоимость квартиръ: отъ 3 до 6 комнатъ отъ 60 до 160 руб. и отъ 1 до 3 комнатъ отъ 16 до 60 руб. въ годъ. Съ 1-го дня Рождества Христова до Новаго года въ городѣ бываетъ ярмарка, предметами торга которой главнымъ образомъ являются мануфактурные товары, съѣстные продукты и кустарныя издѣлiя. Доходъ города въ 1908 г. съ недоборомъ 2111 руб. 45 коп., составилъ 10155 руб. 58 коп., а расходовъ съ подлежащей доплатой за 1908 годъ 935 руб. 72 коп. — 10231 руб. 89 коп.; долгу за городомъ состоитъ 5932 руб. 83 коп." (Из списка населенных мест Новгородской губернии 1909 г.)
"... В Валдае спроси: есть ли свежие сельди; если же нет,
У податливых крестьянок –
Чем и славится Валдай,
К чаю накупи баранок
И скорее поезжай...."
(А.С.Пушкин - из письма к Соболевскому)
"... На Валдайских горах стало веселее,- пошли поляны с прошлогодними стогами, с сидящим коршуном наверху, лесные дорожки, пропадающие в лиственной чаще, куда бы так и уйти, беря ягоду, и шум лесов стал другой,- мягкий, в полную грудь. И деревни — богаче, с крепкими воротами, с изукрашенным резьбой крыльцами. Остановились у колодца воды попить, - увидели деву лет шестнадцати с толстой косой, в берестяном кокошнике, убранном голубой бусинкой на каждом зубчике, до того миловидную - только вылезти из телеги и поцеловать в губы.
- Ну, чего стоишь, вытаращилась? Видишь, у нас обод лопнул, сбегай позови кузнеца.
- Да, ой, - тихо вскрикнула она, бросила ведра и коромысло и побежала по мураве, мелькая розовыми пятками из-под вышитого подола холщовой рубахи..."
(А.Н.Толстой "Петр Первый")
Наверное, нам пора завершать нашу экскурсию в Былое. Осталось лишь дополнить, что, к примеру, В.С.Пикуль в своем романе "Фаворит" воспользовался сразу всеми стереотипами из занятной мифологии Валдая: тут и баранки, и "дарвалдающие" колокольчики, и - уж конечно - любвеобильные розовощекие девки. Бывал некогда - лет с 10 назад - в Валдае и я. Город запомнился каким-то невероятным уездным обаянием, дух Прошлого удивительно сохранился в нём. Очень трогательным оказался местный краеведческий музей. А вот Иверский монастырь проявил себя как реальное "место Силы". Не буду рассказывать - в чём это проявилось, просто хочу предостеречь нечаянных шутников и воинствующих атеистов, решивших посетить его: монастырь может сурово наказать вас. И да - любвеобильных девок с баранками и сельдями наперевес не видел. Вымерли, должно быть!
Закончим же наше путешествие традиционно - картинами с видами Валдая работы современных мастеров кисти.
Спасибо, что на несколько минут перенеслись вместе с вашим Резонеромъ в Былое. В следующий раз такой voyage состоится уже весною, и - надеюсь - у нас соберётся славная компания!
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
ПРЕДЫДУЩИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В РАМКАХ ЦИКЛА "Атласъ Россiйской Имперiи" - в каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE
ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ИЗБРАННОЕ. Сокращённый гид по каналу