Дорогие друзья, а мы продолжаем знакомить вас с творческой династией Маковских, и сегодня расскажем о его втором и третьем поколениях.
Старший сын Константина Егоровича Маковского – Сергей Константинович появился на свет в августе 1877 года. Первые пятнадцать лет его жизни были наполнены семейной гармонией и благополучием. Маленький Сергей, глядя на картины отца, мечтал, что сможет также научиться рисовать. Довольно скоро Сергей понял, что художник из него так себе. В 1890 году Сергей поступил в Александровский лицей. Учился мальчик хорошо, но вот его поведение оставляло желать лучшего и ему пришлось оставить учебу в этом заведении. В 1893 году он продолжил обучение в гимназии Гуревича, а после нее продолжил учебу в Санкт-Петербургском университете. Талантливым живописцем Сергей Константинович не стал, но у него проявился писательский талант. Начал публиковаться как искусствовед с 1898 году, и с тех пор на протяжении 64 лет оставался активным деятелем русской культуры. Первая его статья была посвящена росписям Владимирского собора Виктором Васнецовым.
Сергей Константинович был основателем и главным редактором художественного журнала «Апполон», в котором работали известные русские поэты начала XX века - Иннокентий Анненский, Максимилиан Волошин, Николай Гумилёв, Вячеслав Иванов. Он написал книги «Русская графика» и «Силуэты русских художников». Сергей Константинович Маковский постоянно стремился открывать молодые таланты в любой области искусства и давать им возможность проявлять себя. Например, такой случай: когда Николай Гумилёв был в отъезде, Анна Ахматова зашла к его супруге и стала читать ей свои стихи. На тот момент А. Ахматова ещё не печаталась, потому что не разрешал супруг Н. Гумилёв. Услышав некоторые из стихов, Сергей Маковский предложил напечататься в «Апполоне», но Ахматова колебалась, зная, что Гумилёв категорически против. Сергей Маковский сумел уговорить поэтессу, сказав, что всю ответственность берёт на себя: «Разрешаю вам говорить, что эти строфы я попросту выкрал из вашего альбома и напечатал самовластно». Когда стихи А. Ахматовой были напечатаны в «Апполоне», они вызвали столько лестных отзывов, что Н. Гумилёву пришлось смириться, хотя он всегда ревностно относился к успеху супруги.
Во время Февральской революции 1917 года Сергей Маковский занимался охраной Эрмитажа и Русского музея. В 1920 году Сергей Константинович покинул Россию. Обосновался в Париже, где упрочил свой авторитет искусствоведа и критика, став редактором журналов «Встреча», «Дело», газеты «Возрождение». Написал особо ценную книгу «Портреты современников», в которой рассказал о Ф. Шаляпине, А. Бенуа, М. Волошине, О. Мандельштаме и конечно об отце. Написание глав об отце Константине Егоровиче, давались Сергею тяжело. Он сильно любил мать и боготворил её, а отцу так и не смог простить раскола некогда такой счастливой и дружной семьи. Мать Юлия Павловна до последних дней проживала с семьёй сына и помогала ему в написании очерка об отце. Умер Сергей Константинович в 1962 году, в почтенном возрасте 85 лет во сне.
Старшая дочь Константина Егоровича, Елена Константиновна Маковская, появилась на свет в ноябре 1878 года. Её детство прошло в прекрасном Санкт-Петербурге, а юность в поездках с больной матерью по различным курортам, где Юлия Маковская поправляла своё здоровье. Первые уроки живописи Елена получила от своего одарённого отца, и это стало основой её будущей карьеры. Позднее она продолжила своё обучение в Художественно-промышленной школе княгини М. К. Тенишевой, а также в личной студии Ильи Репина. Елена расширила свои горизонты, обучаясь в Мюнхене и в школе живописи Дойтенхофена, где и встретила своего будущего мужа, венского скульптора Рихарда Лукша.
После замужества она носила двойную фамилию Лукаш-Маковская, и их семья обосновалась в Вене. Елена стала первой женщиной-художником, которая была принята в Венский Сецессион, а также постоянной участницей выставок этого престижного объединения. Творческий диапазон Елены Лукиш-Маковской был поистине впечатляющим: помимо живописи, она занималась книжной иллюстрацией, разрабатывала эскизы эмалей для шкатулок и дизайнерских металлических элементов, создавала мозаики для мебели и даже пробовала себя в скульптуре. Её работа «Судьба женщины» принесла ей известность в Германии, куда семья перебралась, и в 1926 году эта скульптура была установлена в городском парке Гамбурга.
С приходом к власти Гитлера, Елена Лукш-Маковская вступила в национал-социалистический Союз немецких художников и графиков, что сделало её имя крайне неприемлемым в контексте истории русского искусства. Тем не менее, она не получила государственных заказов и вернулась к частным проектам. После окончания Второй мировой войны Елена преподавала в Школе русской иконописи в Гамбурге, продолжала участвовать в выставках и изготавливала скульптурные работы на заказ. У неё родилось трое детей: Питер, Андреас и Димитрий. Питер и Димитрий были призваны на службу и воевали на Восточном фронте, в то время как Андреас эмигрировал в США, но, будучи гражданином Германии, провёл все годы войны как военнопленный.
Последние годы жизни Елены были омрачены множеством трагических утрат: она пережила смерть матери, сына Димитрия, брата Сергея, сына Андреса и младшего брата Владимира. Эти горестные события, несомненно, отразились на её здоровье. Елена покинула этот мир в возрасте 88 лет.
Сыновья Владимира Егоровича Маковского — Александр и Константин — продолжили художественную династию, хотя их популярность не достигла уровня, на котором находились их отец и дяди.
Александр Владимирович Маковский, родившийся в 1869 году, стал живописцем и графиком, а также членом Товарищества передвижников. Он обучался у таких мастеров как И. М. Прянишников и В. Д. Поленов в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем продолжил обучение в Академии художеств в мастерской И. Е. Репина. В дальнейшем он достиг звания академика и профессора и руководителя Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры Императорской Академии художеств. Автор нескольких работ и учебных пособий по технике рисунка и живописи.
Александр работал в различных жанрах: пейзаже, портрете, бытовой живописи, а также экспериментировал с книжной графикой. Однако его наиболее известная работа — портрет императрицы Александры Федоровны. С 1920 года он преподавал в Морском техникуме и входил в Совет Центрального географического музея. В последние годы своей жизни занимал пост председателя Экспертной комиссии при аукционном зале и художественных выставках Российского общества Красного Креста. Умер в Ленинграде в 1924 году.
Константин Владимирович Маковский, родившийся в 1871 году, выбрал путь архитектора. Он также окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, получив малую серебряную медаль, после чего продолжил обучение в Императорской академии художеств. Константин стал одним из архитекторов Исаакиевского собора и преподавал в Институте гражданских инженеров императора Николая I. За свои заслуги в области архитектуры и педагогики получил орден Святого Станислава 3-й степени и орден Святой Анны 3-й степени. Среди его известных построек в Санкт-Петербурге можно выделить Дом дешёвых квартир для интеллигентных женщин им. В.А. Челпанова, Приют им. А.В. Кокарева и доходные дома Императорского Человеколюбивого общества и Е. М. Семёновой-Тян-Шанской.
Не стоит забывать и о третьем поколении династии Маковских. Внучки Владимира Егоровича, Анна и Наталия, посвятили свою жизнь изучению древнерусского искусства и реставрации памятников.
Анна Дмитриевна Стен-Маковская принимала участие в экспедициях Государственного института истории искусств в Чернигове и Новгороде, создав копии фресок «Архангел Уриил» из церкви Спаса на Нередице и «Пророк Илья» из церкви Спаса Преображения на Ковалеве, которые были признаны выдающимися образцами копировального мастерства. Однако в 1933 году её арестовали по обвинению в "принадлежности к религиозной секте". Она провела более десяти лет в исправительно-трудовых лагерях, на строительстве Беломорско-Балтийского канала, и была освобождена после обморожения ног. Позже Анна работала художником в Новгородских специализированных реставрационных мастерских, копируя новгородские фрески и выполняя обмеры памятников архитектуры. В 1948 году она была арестована вновь, но освобождена в 1949 году, а посмертно реабилитирована.
Наталия Константиновна Маковская трудилась в Русском музее в качестве художника-реставратора. В 1928 году она участвовала в экспедиции по копированию фресок знаменитого мастера Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Позже Наталия перешла в отдел советского искусства, пережила блокаду и войну в Ленинграде. После войны она преподавала на факультете теории и истории искусств в Институте им. И. Е. Репина, активно занимаясь научной и преподавательской деятельностью в области техники и технологии живописных материалов, а также реставрации. В советское время в качестве эксперта-консультанта, члена Ленинградской организации Союза художников РСФСР участвовала в работе Реставрационной комиссии по реставрации живописных плафонов Летнего дворца Петра I в Летнем саду.
Вот небольшой обзор выдающейся династии Маковских, три поколения которой внесли значительный вклад в развитие русской живописи, графики, архитектуры и публицистики.