История храма Святителя Иннокентия Иркутского
Прогуливаясь мимо оживлённых улиц Серышева и Тургенева, мимо загруженных автомобилей, вы можете наткнуться на удивительное место, полное тишины и умиротворения. Здесь, недалеко от парковой зоны, располагался храм Святителя Иннокентия Иркутского. В советскую эпоху это здание служило городским планетарием, но обо всём по порядку...
Тайна храма и его прошлое
Все началось с того, что в Хабаровке (так раньше назывался город) вплоть до конца XIX века существовала всего одна каменная церковь — Успенский собор. В то время деревянные храмы пришли в крайнее запустение, и большинство из них уже не могли служить местом для богослужений. Такая участь постигла и небольшой храм, построенный в 1870 году в честь святителя Иннокентия, покровителя Сибири и Дальнего Востока.
Оценив тяжёлую ситуацию, настоятель Успенского собора, протоиерей Александр Протодиаконов, обратился за благословением к Благовещенской епархии на строительство новой каменной Иннокентьевской церкви, которая могла бы заменить пришедший в ветхость старый храм. Кроме того, деревянное здание оказалось слишком малым для растущего числа прихожан.
Проектирование нового храма было поручено военному инженеру Владимиру Григорьевичу Мооро, автору множества прекрасных зданий во Владивостоке и Хабаровске.
Строительство церкви
Строительство каменной Иннокентьевской церкви началось в июне 1897 года, и местная газета с энтузиазмом сообщала: "Фундамент заложен, материалы изготовлены и доставлены к месту постройки. Церковь строится на Военной горе, на набережной Амура, вблизи ветхого здания прежней деревянной церкви".
Спустя ровно год солдаты военного гарнизона завершили строительство храма. К осени 1898 года жители города уже могли любоваться сверкающими куполами и слышать мелодичный звон малинового колокола. Храм был расписан на средства известного хабаровского купца Пьянкова, а вся церковная утварь была аккуратно перенесена из старой церкви в новую.
Каменный храм стал настоящим украшением молодого дальневосточного города. Просматривая сохранившиеся фотографии того времени, можно заметить, что Иннокентьевский храм обрел существенное сходство с русскими церквями XVII века, привнося в архитектурный ландшафт уникальный шарм и историческую значимость.
Храм и советская власть
Даже во времена революционной смуты и братоубийственной войны службу в хабаровских храмах не останавливали. Революционные волнения на Дальнем Востоке ощутились с некоторым запозданием по сравнению с европейской частью России.
Поэтому в 1922 году в Иннокентьевской церкви продолжали совершать таинства — крестить новорождённых, венчать молодожён и проводить отпевания. Это подтверждается метрическими книгами за период с 1918 по 1922 год
Но в 1930 году храм оказался под контролем обновленцев-раскольников, которые выгнали православных верующих и лишили их всего церковного имущества. В это время началось разрушение как внутреннего, так и внешнего облика храма. Новые владельцы сняли колокола с колокольни и закопали их в землю неподалёку. Они разрушили пятиглавие, изменили порталы и пробили новые окна в стенах. Вскоре здание бывшей церкви перешло в собственность горсовета, а чуть позже там разместился интендантский склад морской пограничной службы. В 1934 году постройка была продана флотилии, где открылась радиотелефонная мастерская пограничных войск.
За год до начала Великой Отечественной войны в здании разместились оружейные мастерские. Рабочим было поручено соскоблить сохранившуюся роспись, которая оставалась единственным напоминанием о прошлом. Однако люди, заступившие на эту работу, просто закрасили фрески, возможно, не желая совершать кощунство.
В "оттепельные" годы здание переоборудовали в городской планетарий, ставший первым и единственным на советском Дальнем Востоке. Хабаровский планетарий стал центром астрономической культуры региона. Здесь преподаватели городских вузов читали лекции, проводились уроки астрономии для школьников, а родители охотно записывали своих детей в астрономический кружок. Бурно кипевшая в бывшем храме жизнь продолжалась до первой половины 1990-х годов.
Возвращение авторитета православной церкви — возрождение храма
С начала 90-х годов коммунистические идеалы быстро теряли свою привлекательность для общества. Наступило время критического осмысления истории советской власти: публицисты в политических журналах активно призывали людей покаяться за разрушение и осквернение храмов. В то же время Русская православная церковь снова начала набирать народную поддержку и находить государственное покровительство.
В 1990 году Московский Патриарх Алексий II обратился к народным депутатам Хабаровского горсовета с просьбой вернуть здание бывшего Иннокентьевского храма под контроль Русской православной церкви. Хабаровские депутаты положительно отнеслись к его просьбе, и здание храма было зачислено в фонд памятников городской архитектуры.
А в 1993 году началась масштабная реконструкция исторического облика храма. Проект возглавил заслуженный архитектор России, профессор Николай Крадин, который воссоздал церковь в её историческом виде, опираясь на сохранившиеся дореволюционные фотографии. Этот процесс восстановления продолжался долгие десять лет, возвращая храму его былую красоту и значение.
Судьба планетария
Что же случилось с советским планетарием? Он был закрыт, и все его механизмы, а также части звездного неба, по разным данным, оказались в подвале хабаровской мэрии на целое десятилетие. Линзы оптических приборов без должного хранения начали мутнеть, а металлические детали покрылись ржавчиной и были просто списаны.
В 90-е, когда передавали бывший храм Русской православной церкви, никто не задумался о судьбе планетария. Никакие меры не предпринимались для поиска или строительства нового здания, и научный астрономический центр, единственный на весь Дальний Восток, оказался в забвении и фактически ушёл в небытие.