Найти в Дзене
WorkTruck

Крупный бизнес грозит уходом из легальных грузоперевозок в серую зону

Оглавление

Друзья, теневые перевозчики отвоевали ⅔ российского рынка. И это факт. Печальный. Около 30% грузовых автоперевозчиков рискуют “пойти на дно” в следующем году. Подавляющее большинство ТК закончат этот сезон с убытками.

Кто виноват? Что делать? И в связи с чем весь сыр-бор? Давайте разбираться. Поехали!

Почему убытки?

В настоящее время перевозчики составляют очередное письмо “казаков турецкому султану”, то бишь в Минтранс и Минпромторг. Как говорят отраслевые эксперты, “шеф, все пропало” (к/ф “Бриллиантовая рука”) из-за ставки ЦБ РФ и падения спроса. Как следствие, выросли издержки на логистику и упали тарифы на услуги (12%).

Вывод? Государство обязано пойти навстречу ТК и взяться за пересмотр ставки НДС. В противном случае, львиная доля компаний в транспортной сфере грозят уйти   “в серую зону”.

Глава «Итеко» Евгений Бабаев резюмирует стенания коллег по цеху в том смысле, что реально рентабельность крупных составляет «минус 17%». Уточним, что топ-менеджер говорит об операционном убытке. К примеру, в рейс вложили 100 рублей. На финише ТК получила 83 рубля. Вот эти -17 рублей и есть отрицательная рентабельность, сетует перевозчик.

Представители отрасли пересказали свои страдания первому замглавы Минтранса Валентину Иванову. Встреча прошла в конце ноября. Стороны договорились, что конкретные предложения ведущие игроки направят чиновникам  Министерства транспорта, а также Минпромторга. Скажем честно, верится с трудом, что эти послания что-либо изменят. Особенно в части снижения НДС.

Евгений Бабаев объяснил причину, по которой сразу несколько лидеров отрасли решили сообща заявить о своих требованиях к властям. Тут и ключевая ставка, рост себестоимости на 11%, ослабление рубля в пользу экспорта, ужесточение кредитных и лизинговых обязательств.

Эти условия идеально порождают “серых перевозчиков”. Ибо только они могут себе позволить работать на таком макроэкономическом фоне. Ведь налоговых отчислений, страховых взносов при выдаче ЗП у них нет. Аналогично не соблюдают нелегалы  и трудовое законодательство.

Люди бьются за металл

В погоне за клиентом серые ТК занижают транзитные сроки. За счет чего? Все просто - плевать им на режим труда и отдыха. Самая распространенная практика - это так называемые экспресс-рейсы. В этом случае, два водителя поочередно управляют машиной по 12 часов каждый. Получается, что фура мчит весь рейс без остановки. При этом работодатели переводят такие экипажи в статус самозанятых.

-2

Потягаться с ними легальный бизнес не может. И здесь два варианта - уйти с рынка или… стать такими же нелегалами. В 2025 году ко второму сценарию придет большинство ТК.

Отрицательная рентабельность вобьет последний гвоздь в крышку гроба отрасли перевозок, уверен операционный директор ILC Александр Юрищев. Банкротства перевозчиков неизбежны. Поэтому не удивляет, что сегмент “серых схем” вырос до 65-70%. Легально работают только 30-35%.

Отчаянное письмо подписали представители «АвтоГрузЭкс», Ассоциации добросовестных налогоплательщиков «РАДО», ПЭК, DIZI Group и Dentro. Выходит, что точное следование нормам налогового, транспортного, трудового законодательства приводит… к ущербу. Для покрытия расходов перевозчики будут обязаны продать машины или. Все верно - стать серыми ТК.

Президент ассоциации перевозчиков «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов скептически настроен и предрекает отрасли масштабный исход компаний. Ситуацию изменит только комплексное изменение правил в отрасли. Условия должны быть одинаковыми для всех.

Сделать это можно только при помощи:

  • поправок в «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  • обязанностью ТК иметь в штате водителей и технику в собственности;
  • снижение размера НДС до 10% для транспортно-экспедиторских услуг;
  • срочный ввод в работу электронного реестра добросовестных перевозчиков.

50 оттенков серого

Серые схемы выгодны тем компаниям, которые дробят свои подразделения для  оптимизации налоговых и страховых взносов. Около 50% транспортно-логистических компаний практикуют такой подход. И это печально. А ведь ЗП в конвертах - это минус пенсия для работников.

-3

Следом минусуется и НДФЛ. Также сложно говорить о соблюдении норм ТК. Зачастую переработки, произвол со стороны начальства и наплевательское отношение к нормам РТО. Немудрено, что число ДТП при такой эксплуатации пугающе растет.

При уклонении от НДС бизнес применяет “топливную схему”:

  • часть оплаты субподрядчикам, которые сидят на упрощенной системе налогообложения или патенте, проводят горючим;
  • по документа сделку не отражают;
  • компания-наниматель декларирует, что топливо она израсходовала самостоятельно.

Профит? Организатор схемы получит вычет по НДС и снизит размер оплаты за услуги субподрядчиков. Альтернативный вариант - «бумажный» НДС. Здесь компания якобы оплатила услуги/товары «контрагентов», но по факту ничего не приобретает. Тем самым повышается расходная часть, а значит уменьшается налогооблагаемая база на НДС и прибыль.

Такими темпами государство запретит самозанятым работать с юридическими лицами напрямую. Останется вариант  — только через цифровые платформы, чтобы ФНС смогла отследить их деятельность.