Найти в Дзене

Углич. Часть 1. Кремль, центр города.

Основная достопримечательность города Углич – это его история. Считается, что город Угличе Поле был основан в 937 году Яном Плесковичем, то есть «псковичем», родственником княгини Ольги. Первое упоминание Углича в летописных источниках относится к 1148 году. Город находился на границе между Тверским и Московским княжествами, поэтому доставалось ему и от тех, и от других, не только от татаро-монголов. Но и отстраивали город и многочисленные монастыри и Иван Калита, и Дмитрий Донской, и Андрей Большой. Около 1468 года город посетил Афанасий Никитин, упомянувший его в своих путевых записках «Хожение за три моря». Наиболее интересные события в Угличе происходили во времена Ивана Грозного. Именно угличские мастера помогли взять Казань, построив зимой 1550—1551 годов деревянную крепость, которую в разобранном виде переправили по Волге под осаждённую Казань. Именно сюда после смерти Ивана Грозного в 1584 году был отправлен вместе с матерью его младший сын Дмитрий, со смертью которого связана

Основная достопримечательность города Углич – это его история. Считается, что город Угличе Поле был основан в 937 году Яном Плесковичем, то есть «псковичем», родственником княгини Ольги. Первое упоминание Углича в летописных источниках относится к 1148 году. Город находился на границе между Тверским и Московским княжествами, поэтому доставалось ему и от тех, и от других, не только от татаро-монголов. Но и отстраивали город и многочисленные монастыри и Иван Калита, и Дмитрий Донской, и Андрей Большой. Около 1468 года город посетил Афанасий Никитин, упомянувший его в своих путевых записках «Хожение за три моря». Наиболее интересные события в Угличе происходили во времена Ивана Грозного. Именно угличские мастера помогли взять Казань, построив зимой 1550—1551 годов деревянную крепость, которую в разобранном виде переправили по Волге под осаждённую Казань. Именно сюда после смерти Ивана Грозного в 1584 году был отправлен вместе с матерью его младший сын Дмитрий, со смертью которого связана целая череда значительных событий. С убийства последнего царевича из рода Рюриковичей началось на Руси Смутное время, оказавшее сильнейшее влияние на судьбу всей страны и особенно на ярославские, костромские и ростовские земли. Именно после смерти царевича на Углич посыпались неприятности: сначала горожане обвинили в смерти отрока людей Бориса Годунова (государственных дьяков Битяговского и Качалова) и, не мешкая, предали их смерти вместе с родственниками. Затем специально приехавшая из Москвы следственная комиссия под началом Василия Шуйского постановила, что Дмитрий погиб в результате несчастного случая (или, выражаясь языком полицейского протокола, в результате «неосторожного обращения с холодным оружием»). Причем комиссию не смутил тот факт, что у Дмитрия было перерезано горло. За это в Угличе казнили около 200 человек и колокол, созвавший горожан на восстание — ему отрезали язык и ухо, как неодушевленного первосслыльного высекли плетьми и сослали в Сибирь (одним из первых; висел в Тобольском кремле, в настоящее время находится в Угличе). Мать царевича насильно постригли в монахини.Царевича похоронили в храме Преображения Господня, на месте которого в начале XVIII века возвели Спасо-Преображенский собор. А на месте гибели юного царевича в начале XVII века поставили сруб под часовню, разрушенный в 1609 году при разорении Твери поляками. В 1630 году по указанию царя Михаила Федоровича здесь построили небольшую деревянную церквушку, которую в 1681–92 гг. сменила каменная церковь Димитрия на Крови в ее современном виде. Полукружие алтарной апсиды расположено на месте гибели царевича.

Выгравированная надпись на колоколе: "Сей колокол, в который били в набат при убиении благоверного царевича Димитрия. 1593 году прислан из города Углича в Сибирь в ссылку во град Тобольск к церкви Всемилостивого Спаса, что "на торгу", а потом на Софийской колокольне был часобитный. Весу в нем 19 пуд. 20 ф."

Стенопись храмовой части церкви выполнена в 1768 году артелью художников московского подрядчика Сапожникова. Наибольший интерес представляет многоплановая композиция на западной стене храма, сюжет которой заимствован из угличской легенды "Об убиении царевича Димитрия". Роспись выдержана в традициях монументальной живописи XVII в. Трапезная церкви расписана в 1788 г. мастером Борисоглебской слободы Петром Хлебниковым. Тема росписи - библейское сказание о сотворении мира. Основная композиция, связанная из ряда свободно скомпонованных сюжетных сцен, последовательно передающих действие. Росписи характеризуются необычной для храмов тех лет игрой светотени и запрещенным православной церковью изображением нагих тел.

Один из самых интересных экспонатов - носилы для перевозки останков канонизированного царевича. Согласно легенде, они остановились при выезде из Углича, и их невозможно было сдвинуть с места. Москвичам пришлось возносить молитвы, чтобы угличская земля отпустила мощи, а чудесные носилы вернули обратно в храм. Рядом - фонарь для освещения дороги.

Обратите внимание на пол. Он металлический, подогреваемый дымом от печки, расположенной этажом ниже.

-5

Впечатляет также входная дверь. Замок на ней не менялся с момента строительства.

Что-то чересчур много внимания мы уделили этому храму. А ведь он стоит на пятачке, который в свое время и был центром Углича. Здесь стояла деревянная крепость, рубленая в две стены из тёсаного соснового леса, покрытая тёсом; около стены был ров глубиной в 8 саженей и такой же ширины. Укрепления до наших дней не сохранились, и сейчас угличским кремлем называют комплекс исторических зданий: Спасо-Преображенский собор, бывшее здание городской думы, церковь Царевича Дмитрия на крови и палаты угличских князей. Все эти достопримечательности объединены в единый Угличский историко-архитектурный и художественный музей.

По соседству с церковью Царевича Дмитрия стоит красивое башнеобразное здание, разграниченным несколькими ярусами. Это дворец удельных князей Углича, одно из древнейших сохранившихся до наших дней жилых зданий России. Изначально княжеские палаты были деревянными, но в 1480-х годах их заменили каменными. По тем временам это было уникальное сооружение – во всей Руси лишь старший брат угличского князя Андрея Большого, московский царь Иван III мог позволить себе строительство из камня, причем московские каменные дворцы начали строить позже угличского. Полуподвальная часть уже практически стала частью земли. На жилом этаже есть несколько комнат, в которых раньше жили люди. На верхнем ярусе можно увидеть большой и красивый зал, его украшают уникальные узкие окна. Также здесь остались следы допетровской росписи — сохранилась одна работа, на которой изображен Спас Нерукотворный. Кстати, нарядное крыльцо, украшающее собой вход в палаты, есть плод фантазии архитектора Н. В. Султанова 1892 г.

Возле стены палат - памятник царевичу Дмитрию.

-8

Спасо-Преображенский собор имеет богатую родословную и уважаемых «предков» - существование храма на его месте прослеживается чуть ли не до времен крещения Руси. Согласно преданию, первый деревянный храм на волжском мысу, там где сейчас стоит Спасо-Преображенский собор, определившем границы Угличского кремля, построил князь-страстотерпец Борис на рубеже X-XI веков (св. Борис и Глеб). Предание представляется правдоподобным, ибо от отца, равноапостольного князя Владимира, Борису достался в удел Ростов, а здешняя местность как раз Ростову и принадлежала. Древнейший предшественник собора имел посвящение святым равноапостольным Константину и Елене и был, конечно же, деревянным. Имелся в нем и придел в честь Похвалы Богородицы.

В первой половине XIII века, при князе Константине Всеволодовиче, был выстроен деревянный Спасо-Преображенский собор, а Константино-Еленинская церковь либо продолжила свое существование в качестве приписной к нему, либо была разобрана, а ее посвящение отошло к приделу нового соборного храма...

«Каменная» история Преображенского собора начинается при князе Андрее Васильевиче Большом (1446-1493), известном также под именем Андрея Горяя. Брат великого князя Московского Ивана III, он за тридцать лет своего княжения отстроил Углич что хоть бы и любому столичному городу Европы впору. Согласно описаниям, храм был четырехстолпный, на подклете, с двумя приделами и одной главой. С трех сторон его окружала галерея. Позаботились и о его внутреннем благолепии, снабдив церковь иконами и заказав расписать фресками.

На рубеже XVI-XVII веков собор стал невольным свидетелем драматических событий великой Смуты. В 1591 году в нем погребли убитого в Угличе царевича Димитрия, а в 1611 году в соборе - как и в каменных палатах по соседству - надеялись найти убежище от поляков жители города. Но дверные засовы не составили серьезного препятствия для захватчиков: они перебили всех от мала до велика - так что кровь, по свидетельству современников, «переливалась через порог», - а сам собор подожгли изнутри После ухода поляков угличане восстановили Преображенский собор, заново украсив его росписями и иконами. Но стены его, растрескавшиеся от огня, уже являли собой слишком ненадежную опору для сводов храма.

В последние годы XVII века горожане приступили к строительству нового собора. Строился он силами мастеров, руководимых Григорием Федоровым, происходившим из крепостных князей Голицыных. Мог принимать участие в постройке и местный уроженец Григорий Устинов, «мастер резных каменных дел», работавший впоследствии в Москве. В 1713 году новый Угличский Спасо-Преображенский собор, более обширный и торжественный, чем прежний, был освящен. Сегодня это основной православный храм Углича.

Уникальность собора заключается в его «безстолпности». В ряду более поздних безстолпных храмов Спасо-Преображенский собор выглядит достойно. Размеры центрального объема, где четырнадцати метровый пролет перекрыт сводом высотой семнадцать метров без помощи опорных столбов, поражают. Эта конструктивная особенность, позволившая максимально «раскрыть» пространство храма, ставит угличский собор рядом с лучшими памятниками архитектуры столетия.

В 1730 году рядом с Преображенским собором выросла новая колокольня, определяющая силуэт кремлевского ансамбля Углича особенно при взгляде на него с реки. Более четырехсот лет назад звон ее колоколов возвестил об убийстве царевича Дмитрия – последнего наследника династии Рюриковичей и начале Смутного времени. На уровне тридцати семи метров находится звонница или ярус звона - тут вывешены шесть колоколов. Самый большой колокол около метра в диаметре. Однако следует отметить, что оригинальные колокола были сняты еще в советское время. Но те, что находятся сейчас в звоннице тоже старые. В свое время их собирали из близлежащих к городу церквей. Над колоколами нависают колокольные бойки, автоматически отбивающие каждые полчаса. Сейчас часы управляются электроникой, но до конца XIX века часы были механическими. Современный часовой механизм сделан мастерами угличского часового завода в 1984 году.

Формы портала, изукрашенного высокорельефной «флемской» резьбой с густым и сочным растительным орнаментом, навеяны иконостасами конца XVII века. Масштаб южного входа укрупнил четырехколонный портик в стиле классицизма, пристроенный около 1840 года.

-11

В 1813 году собор был расписан заново под руководством крепостного живописца Т.А. Медведева. (Время создания первоначальной росписи не установлено.) Художники полностью перешли от традиций древнерусской стенописи в русло академического искусства. Пятьдесят пять композиций, обходящих в четыре яруса стены, выполнены по образцам позднего Возрождения и барокко. Каждая сцена (все они посвящены евангельским притчам) - это отдельная картина, заключенная в написанную на стене раму. Такой принцип росписи, напоминающий дворцовые картинные залы со шпалерной развеской, противоречил принципам монументального искусства. Впечатление резкой пестроты усиливают яркие, но грубые клеевые краски.

Главная храмовая композиция «Преображение» - парафраз одноименной работы Рафаэля Санти. Можете сравнить с "оригиналом"

Xрам известен своим изображением Богородицы: гениальный художник смог создать потрясающий эффект — по мере движения справа налево, если не отрывать взгляд от Богородицы, можно заметить, как меняется выражение ее лица — печаль сменяет едва заметная улыбка:

Спасо-Преображенский собор долго оставался действующим. Его закрыли в 1929-м году и передали музею. Кампания по разрушению церквей не имела в Угличе того остервенелого размаха, как по всей стране - большевики уничтожили менее трети городских храмов. Сейчас собор также является действующим, поэтому посетить его можно бесплатно.

Очень часто церкви и соборы строились "парами". Побольше и поторжественнее - летний. Поменьше (чтобы легче было отапливать) и поскромнее - зимний. Такую же пару мы видим и в Угличском кремле. Два собора по сторонам общей колокольни, «летний» Спасо-Преображенский и «зимний» Богоявленский, составляют два крыла единого целого, хотя второе младше первого почти на столетие.

Собор был заложен в 1814 году и закончен в 1827-м (за это время город пережил большой пожар 1822 года, который, хотя и не затронул кремлёвский комплекс, но значительно затруднил всякое строительство). В отличие от «летнего» храма с его ориентацией на XVII век и барочными элементами декора новое сооружение сформировано классицизмом. Протяжённая базилика с мерным чередованием пилястр и высоких окон открывается «по-уездному» скромным четырёхколонным портиком и замыкается на востоке полукруглой апсидой. Над двускатной крышей возвышался круглый барабан с куполом и небольшой главкой.

Горожане, привыкшие к компактному, вытянутому вверх пространству Спасо-Преображенского собора, здесь попадали в просторный зал с рядами сдвоенных колонн. Низкий одноярусный иконостас обозначал алтарную часть, не скрывая её глубины. Впрочем, столь разные интерьеры объединили росписи – артель Тимофея Медведева работала в обоих соборах, дополняя архитектуру и лепной декор иллюзорными колоннами, арками и рельефами.

В первые послереволюционные годы собор обезглавили, разместили в нем клуб. Интерьер был изменён, росписи скрылись под побелкой, слева от входа на долгое время расположилась будка киномеханика. В 1980-х годах собор был частично отреставрирован и вместил в себя часть музейной экспозиции.

Миновать его туристу не получится. Кроме экспозиции в нем находятся кассы всего музейного комплекса Угличского кремля.

Над откосом старого рва угличского кремля расположено двухэтажное здание бывшей городской думы, построенное в 1813-1815 годах. В нём размещались Городская Дума, цеховая управа, суд, банк, архивные помещения, зал для общественных собраний, приходское и уездные училища. Сегодня в здании размещены музейные экспозиции, а Красный зал, где некогда заседала дума, превратился в музыкальную гостиную.

Это очень необычное здание, которое имеет два одинаковых фасада и меняет свой облик в зависимости от того, с какой точки его рассматривать. Один фасад выходит на городскую площадь, а другой в кремль, где соседствует с Богоявленским собором и обрамляется зеленью парка. Если рассматривать здание Городской Думы с площади или Филипповского моста, то оно выглядит как королевский дворец, омываемый водами Каменного ручья. В реальности это просто двухэтажное здание, построенное в классическом стиле, которое имеет чёткие симметричные фасады, венчается мезонином, украшено портиком тосканского ордена.

Путь в Угличский кремль лежит через Успенскую площадь, находящуюся в центре города. На протяжении нескольких веков она называлась Торговая площадь и огибала Кремль полукольцом от Каменного ручья, где сейчас находится Парк Победы, до Казанской церкви. Размеры современной Успенской площади существенно меньше.

На площади перед древним кремлем когда-то стоял великолепный Успенский храм, были многочисленные единообразные корпуса торговых рядов с протяженными галереями. Все они образовывали замечательный живописный архитектурный ансамбль, являвшийся лицом города, делавший Углич одним из красивейших и колоритных русских городов.

Древняя Торговая площадь была разделена на 4 части и на каждой из них стояла своя церковь. Успенская и Казанская церкви находились перед Кремлем, а Вознесенская и Филиповская церкви находились к северу, ближе к Парку Победы.

Веками Торговая площадь была центром социальной жизни угличан — здесь кипела бойкая торговля, горожане приходили поглазеть на разные диковины, обменяться новостями и сплетнями. Так продолжалось до 1921 года, когда на застроенной деревянными зданиями площади начался сильнейший пожар. Версий его возникновения было много, но многие горожане склонялись к тому, что поджог осуществили сами купцы, не желая отдавать свое имущество задарма новой власти. В отличие от пожаров старых времен, здания не стали восстанавливать, а разобрали на кирпич, так что ансамбль Торговой площади можно увидеть лишь на старых фотографиях (взято из интернета).

Совершенно непонятно, почему после пожара новое название площади дали не в честь какого-нибудь революционного деятеля, а в честь стоявшей здесь Успенской церкви.

В центре Успенской площади сохранились здания Торговых рядов 19 века.

Строение слева (на нечетной стороне Ростовской улицы) более старое. Оно имеет довольно-таки обшарпанный вид, а его галереи заложены кирпичами. Это здание известно, как дом купца Скорнякова, занимавшегося мучной торговлей

Двухэтажное здание справа с высокими окнами второго этажа обрамлено галереей с семью арками.  В этом здании находится несколько магазинов, а в 2003 году была открыта гостиница Успенская.

Рялом находится двухэтажное здание купца Евреинова, который несколько раз избирался городским главой и принял активное участие в открытии музея древностей Углича. Сейчас в этом здании располагается Городская мэрия Углича, а также Городская Дума.

На Успенской площади находится три музея, которые расположились в домах около Парка Победы. Здесь можно посетить Музей Городского быта 19 века, Галерею православного искусства, Музей Истории русской водки. Кроме того, стоит упомянуть и еще несколько интересных музеев, находящихся неподалеку: Музей велосипедов, Музей тюремного искусства, Музей мифов и суеверий русского народа.

В последние пару лет во многих городах (в том числе и в Угличе) на центральных улицах появились скульптуры с изображением характерных местных жителей. На Спасской улице можно видеть скульптуру "Угличане" (собирательный образ городских жителей рубежа XVIII-XIX веков, 2022 год), "Свадьба с приданым" (изображена сваха - персонаж традиционных угличских ярмарок невест XVIII-XIX веков, 2022 год).

Во следующих частях нашего рассказа читайте о Церкви Казанской иконы Божьей Матери, Воскресенском мужском монастыре, Церкви Рождества Иоанна Предтечи, Андреевском и Богоявленском женских монастырях, о храме Корсунской иконы Божией Матери, Церквях Дмитрия на поле, Фрола и Лавра, о домах Калашникова, Евреиновых, других великолепных зданиях города, на которых остановился наш взгляд. Расскажем также и об одной интересной картинной галерее - мастерской местного художника Требогановой Маргариты Алексеевны.